Цифры объективного анализа говорят о критической недофинансированности российского здравоохранения. Согласно исследованию Счетной палаты Россия занимает последнее место по расходам на медицину среди развитых стан в периоде с начала 2018 по 2021 год: с дефицитом финансирования почти в 100 млрд рублей.
В 2021 году снижение продолжилось. Одновременно, при самой низкой доле бюджетных расходов на медицину у нас еще и отмечается самая высокая доля расходов на лечение из кошельков самих граждан. Стратегия так называемой «оптимизации» медучреждений разного уровня, а также сокращение штата квалифицированных кадров реализуется в России уже два десятилетия с момента принятия закона об обязательном медицинском страховании (ОМС) в 2010 году. По итогам проведенных реформ система ОМС априори рассматривается и врачами и пациентами как дефицитная и неполноценная, неспособная обеспечить достойное качество услуг здравоохранения без дополнительных не системных подпорок и вливаний.
Из исследования Счетной палаты РФ: «Устойчивость финансовой системы ОМС, которая в соответствии с федеральным законом № 326 ФЗ должна обеспечиваться на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОМС, является недостаточной. На обеспечение потребности застрахованных лиц в указанных объемах медицинской помощи расчетно необходимо дополнительно не менее 91,8 млрд рублей».
СП сравнила бюджетные расходы на здравоохранения 31 страны с развитой экономикой. РФ получила неутешительное 31 место в этом списке. А ведь уровень финансирования – это один из ключевых показателей качества всей системы.
СП отмечает любопытный факт: при наиболее скромном объеме государственных вливаний доля российских внебюджетных расходов на медицину является самой высокой среди всех рассматриваемых государств, «превосходя максимальные значения этого показателя как по группе стран с бюджетной моделью, так и по группе стран со страховой моделью».
«Это объясняется, прежде всего, тем, что практически во всех рассматриваемых странах лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении входит в программы государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи», – подчеркнули в Счетной палате.
Нехватка этих ста миллиардов рублей конечно сказывается на общем уровне услуг и их доступности, но в первую очередь – на высокозатратных нозологиях. То есть, на самой уязвимой категории пациентов с редкими орфанными заболеваниями. Не смотря на то, что государство формально взяло финансовое бремя закупки дорогостоящих лекарств на себя, такие пациенты по-прежнему не обеспечены наилучшими решениями в медицине, возникают проблемы с бесперебойным снабжением и своевременной закупкой препаратов, особенно для взрослого населения. На примере пациентов со спинальной мышечной атрофией недофинансированность вскрывается в невозможности обеспечить им преемственность лечения, после достижения пациентом совершеннолетия.
Всероссийский союз пациентов готовит для обсуждения с Минздравом России новую современную концепцию организации медицинской помощи в России. Для обсуждения документа и его доработки приглашены эксперты системы здравоохранения, представители органов власти. Обсуждения уже началось на площадках ВСП и Общероссийского народного фронта. Недофинансированность здравоохранения называется ключевым фактором, ограничивающим социально-экономическое развитие страны. А в качестве решения предлагается внести понятие пациент-ориентированный подход в законодательство, закрепив этот термин в нормативно-правовых актах. В Минздраве России поддерживают этот тренд, заявляя, что ориентированность на пациентов станет приоритетным направлением развития отечественной медицины.
Если воспринимать это не как популизм, а как честную стратегию развития, то вопросы лекарственного обеспечения пациентов с орфанными заболеваниями должны озаботить государство в первую очередь. Ведь для людей это буквально вопросы жизни и смерти. В условиях дефицита бюджетной системы здравоохранения, единственный способ решить проблему – это организовать альтернативные источники финансирования по линии ВЗН. Такими альтернативными источниками могут быть специальные фонды, прозрачность работы и финансовая состоятельность которых обеспечивается государством. Эта схема достаточно успешно реализована для детей с орфанными заболеваниями на платформе Фонда «Круг добра», инициатором создания которого был Президент РФ. К сожалению, в дорогостоящем лечении нуждаются не только дети. Заметим, что добровольно-принудительная финансовая модель фонда вполне может быть масштабирована на аналогичную фондовую структуру обеспечения взрослых. (Напомним, «Круг добра», помимо благотворительных источников, пополняется за счет прогрессивного налога 15% ставки НДФЛ на доходы выше 5 млн рублей в год). На первом же заседании Экспертного совета фонда в феврале 2021 года его участники проголосовали за включение в номенклатуру «Круга добра» спинальной мышечной атрофии (СМА) и всех трех известных в мире препаратов для лечения этого заболевания.
Принципиально важной новацией, получившей отражение в уставе «Круга добра», стала возможность приобретения для подопечных фонда не только зарегистрированных в РФ (закупкой этой номенклатуры занимается вновь созданное ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекобеспечения граждан» Минздрава), но и не зарегистрированных препаратов (их закупает сам фонд). Опыт показал, что такая форма государственно-частного партнерства позволяет действовать в пользу пациентов очень эффективно.
Вместе с тем, практика показывает, что альтернативный подход к лекобеспечению подразумевает четкое разграничение полномочий между региональными распорядителями бюджетных средств и распорядителями средств из альтернативных источников. Распространены случаи, когда пациенту отказывают в государственной поддержке, либо всячески затягивают ее оказание, пытаясь переложить ответственность – на негосударственные благотворительные источники.
К сожалению, включение в перечень той или иной нозологии до сих пор не подразумевает автоматического получения пациентом необходимой лекарственной помощи: государство обязано будет обеспечить орфанного больного медикаментами (если таковые есть в природе) только по факту признания его инвалидом либо по решению врачебной комиссии.
О проблемах льготного лекарственного обеспечения сообщает и Счетная палата РФ. По данным СП, они характеризуются отказами гражданам в выдаче льготных лекарственных препаратов, монетизацией льгот недоработками в информационно-методическом сопровождении пациентов с редкими заболеваниями. Это ограничивает возможности достижения целей снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни населения», – делает вывод Счетная палата.
Счетной палатой обнаружен еще один изъян системы ОМС. «Расходование средств нормированного страхового запаса Фонда и территориальных фондов ОМС осуществляется в том числе на нестраховые цели, – сообщают в СП. – Что не соответствует целям формирования НСЗ как резерва для обеспечения финансовой устойчивости ОМС». Подчеркнем, что эти нестраховые деньги – в потенциале также могут рассматриваться как источник финансирования лекарственного обеспечения. При соответствующей настройке законодательства их можно перенаправить на прямые актуальные нужды пациентов.
Заметим еще одну характерную особенность. Вместе с началом работы фонда «Круг добра» финансовая нагрузка на региональных распорядителей бюджетных средств существенно снизилась. Так, например, в Нижегородской области за счет закупки лекарств через “Круг добра” только по линии СМА (спинальной мышечной атрофии) финансовые обязательства регионального бюджета снизились на 184 миллиона рублей ежегодно. Аналогичная картина наблюдается и в других регионах.
А это значит, что, по логике вещей, они должны были направить хотя бы часть освободившихся ресурсов на лекарственное обеспечение взрослых пациентов, и пациентов, не попавших в «Круг добра». Однако этого не происходит, поскольку централизованной системы контроля и регулирования таких закупок, по линии ВЗН до сих пор не выстроено. Каждый субъект РФ отдувается сам за себя. В некоторых регионах созданы передовые механизмы, позволяющие применять пресловутый пациенто-ориентированный подход. Цифровая система закупок Москвы позволяет сделать лекарственное обеспечение в том числе по льготным категориям граждан, максимально прогнозируемым, бесперебойным и прозрачным. Но такие системы есть далеко не у всех.
Сейчас Правительством прорабатывается вопрос «дорожной карты» по устойчивому финансированию здравоохранения. Безусловно, закупочные системы регионов и практика закупки лекарств – являются одной из ключевых тем этой стратегии. Поиск и внедрение альтернативных и дополнительных источников финансирования расходов на здравоохранение не может быть оставлен на самотек. Передавать этот вопрос на откуп регионам абсолютно нецелесообразно. Нужна законодательно закрепленная система регулирования этих процессов с внятными зонами ответственности государства, частного бизнеса, общественных организаций.
Автор: Виктория Сухорукова
Комментариев пока нет