Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (далее «ГП РФМП») обретает новый вид. Напомним, что первоначально она была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 305. Но 29 декабря прошлого года правительство приняло ещё одно постановление (№ 2544), которое содержит новый текст госпрограммы. По сути это уже другая программа, обозначающая перспективу до конца третьего десятилетия XXI в. Но оставим историю этого документа историкам отрасли. За прошедшие восемь лет (2014—2022) многое в отрасли изменилось, что сказалось и на содержании программных документов. Одно лишь то, что в середине 2010‑х гг. было взято стратегическое направление на импортозамещение, безусловно отразилось на долгосрочных планах развития лекарственного производства.
Пять частей
Постановление № 2544 вступило в силу 1 января 2022 года. Новая программа развития фарм- и медпромышленности менее пространная и более конкретная, чем предыдущая. ГП РФМП состоит из пяти частей, в первой из которых изложены её стратегические приоритеты. В ней отмечается, что фарм- и медпромышленность является на сегодняшний день одной из самых наиболее динамично развивающихся отраслей российской промышленности, и что её локальные производители представлены во всех федеральных округах Российской Федерации.
Вторая часть программы посвящена приоритетам и целям госполитики в рассматриваемой области, третья и четвёртая — задачам госуправления и обеспечения безопасности страны в сфере фарм- и медпромышленности, а также задачам, определённым в соответствии с национальными целями (о них ниже). Пятая часть программы фокусируется на субъектах РФ, входящих в состав так называемых «приоритетных территорий» (о них также ниже).
Как растёт производство
В 2014 г., когда начинала действовать предыдущая госпрограмма, утверждённая Постановлением № 305, объём производства лекарственных средств в нашей стране в стоимостном выражении составлял 185 млрд руб. А по результатам 2020 г. он достиг 485,75 миллиардов руб., то есть вырос больше, чем в 2,5 раза (когда разрабатывалась ГП РФМП, данных по итогам 2021 г. ещё не было). За шесть лет выросла также доля ЛС, произведённых в Российской Федерации, в суммарном объёме потребления (в денежном выражении) — с 25,1 % в 2014 г. до 34,9 % в 2020 г. Значительно вырос также за этот период объём производства изделий медицинского назначения (ИМН). По итогам 2020 г. он составил 94,3 млрд руб., что более чем в 3,5 раза выше показателя 2014 г.
Страна не только импортирует лекарственные препараты, о чем наглядно свидетельствует ассортимент наших аптек, но и экспортирует их в более чем 135 государств. Рост экспорта также весьма заметен: с $ 0,5 миллиардов в 2014 г. до более чем $ 1 миллиарда по итогам 2020 г.
Авторы ГП РФМП, конечно, не могли обойти стороной вопрос о том, благодаря чему был достигнут столь внушительный рост. В документе отмечается, что предыдущие постановления правительства сформировали научную, технологическую и промышленную платформу, позволившую увеличить объёмы отечественного производства и способствующую развитию собственных разработок на уровне мировых стандартов. Заявляется повышение конкурентоспособности продукции российской мед- и фармпромышленности, что проявляется, в частности, в росте её экспортного потенциала.
К чему стремимся
Разумеется, в программе можно найти и планируемые показатели. Её разработчики ожидают, что рост производства отечественных лекарственных средств и медизделий в последующие годы составит около 8 % ежегодно (в денежном выражении). Планируется также рост объёма экспорта ЛС и ИМН до 180 млрд руб. в 2024 г. Это более чем двукратное увеличение по сравнению с показателем 2020 г.
Запланированы в ГП РФМП и показатели, которых следует достичь к концу 2030 г. Ожидается, что через 8 лет совокупный объём производства лекарственных средств и ИМН достигнет по меньшей мере 1472 млрд руб. Напомним, что на конец 2020 г. он составлял 580,05 миллиардов руб. (ЛС — 485,75 млрд руб., медизделия — 94,3 млрд руб.). Иными словами, планируется, что рассматриваемый показатель за 10 лет вырастет в 2,5 раза.
Что ж, если такого роста было возможно достичь за шестилетний период (2014—2020), то за десять лет и подавно, тем более, что может «помочь» инфляция (речь ведь идёт о показателях в денежном выражении). Добавим, что объём совокупного экспорта лекарственных средств и ИМН к концу 2030 г. планируется довести до 311 миллиардов руб.
Импортозамещение в сфере медицины и фармацевтики
Одной из причин акцентированного внимания правительства к стимулированию роста отечественной фарминдустрии является курс на импортозамещение лекарственных средств. Эта тема проходит красной нитью через всю программу. Общий вектор таков — как можно больше производить самим, как можно больше экспортировать и меньше импортировать.
В частности, эта тема фигурирует во второй и третьей частях ГП РФМП, где изложены приоритеты, цели и задачи госпрограммы. Отмечается, что её реализация позволит осуществить импортозамещение в части производства социально значимых препаратов и ЖНВЛП, а также ИМН.
Импортонезависимость — в части фармсубстанций, препаратов перечня стратегически значимых ЛС, низкомаржинальных, но востребованных отечественной системой здравоохранения препаратов — стоит на первом месте в числе приоритетов новой госпрограммы. Предусмотрено, в частности, расширение производственной номенклатуры основных действующих веществ (активных фармсубстанций), а также сырьевых ингредиентов, необходимых для их производства в целях обеспечения лекарственной безопасности страны.
В ГП РФМП указан следующий ориентир. К концу 2030 г. ожидается увеличение до 90 % доли стратегически значимых лекарственных средств, полный цикл производства которых осуществляется на территории России. Напомним, что их полный список содержится в Распоряжении Правительства РФ от 06.07.2010 № 1141‑р.
На период до 2030 г.
Приведённый выше показатель ориентирован на 2030 г. не случайно. Дело в том, что ГП РФМП базируется на национальных целях развития РФ на период до 2030 г., сформулированных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474, а также целевых показателях, характеризующих достижение этих целей к указанному сроку.
В частности, речь идёт о национальных целях «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (для потребителей лекарств) и «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство» (для производителей). Что касается отмеченных в указе целевых показателей, то в контексте нашей темы особенно актуальны два из них: «Обеспечение устойчивого роста численности населения РФ» и «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет». Добавим, что ГП РФМП вписывается также в контекст приоритетов, изложенных в Стратегии национальной безопасности РФ и Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. (Указы Президента РФ от 02.07.2021 № 400 и от 13.05.2017 № 208).
Основными направлениями реализации целей развития Российской Федерации в фарм- и медпромышленности являются:
- стимулирование инновационного развития отечественных производителей;
- изменение структуры и масштабов производства в связи с потребностями потребителей;
- интеграция в мировую систему производства и применения лекарственных препаратов и ИМН.
То есть, несмотря на импортозамещение, замыкаться на себе отрасль не собирается. В программе подчёркивается необходимость конкурентных рыночных условий для отечественных производителей. Иными словами, к советскому распределению с его неизбежным спутником — дефицитом — мы не стремимся.
Наука и технологии
Достижение амбициозных целей, прописанных в ГП РФМП, невозможно без инноваций, постоянного научного прогресса и обновления технологий производства. Следует отметить, что наука в этой «триаде» стоит на первом месте. Новая программа предусматривает рост инвестиций в научные исследования, разработки, технологическое переоснащение производственных мощностей.
Правительство декларирует, что будет стимулировать увеличение количества организаций, внедряющих инновации. Оно намерено осуществить комплекс программных мероприятий, среди которых следует особо упомянуть реализацию механизмов поддержки предприятий фарм- и медпромышленности, проведение мероприятий по демонстрации их достижений и выводу их продуктов на внешние рынки. Предусмотрены также бюджетные вливания в объекты строительства, связанные с созданием производства импортозамещающих фармсубстанций для ЖНВЛП, новых готовых лекарственных средств на основе субстанций социально-значимых препаратов, а также востребованных ИМН.
На приоритетных территориях
Одно из приложений Распоряжения Правительства РФ от 13.02.2019 № 207‑р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.» содержит Перечень приоритетных геостратегических территорий РФ. Это субъекты федерации, расположенные на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, субъекты и части субъектов Российской Федерации, входящие в её Арктическую зону, а также субъекты-эксклавы (например, Калининградская область). Пятая часть ГП РФМП посвящена достижению необходимых показателей развития на обозначенных территориях.
При этом в её заголовке подчёркивается, что уровень показателей на приоритетных территориях должен быть выше среднего по России. А в первом абзаце пятой части говорится о диверсификации промышленности и формировании в регионах перспективных территориально-производственных кластеров. Ниже следует напоминание о том, что в нескольких субъектах федерации уже созданы инновационные центры по разработке лекарственных средств, включающие научно-исследовательскую и образовательную базу, центры трансфера технологий и опытно-промышленное производство.
При этом ключевая роль в развитии кластерных инициатив уделяется органам власти субъектов Российской Федерации, которые на основе государственно-частного партнёрства должны обеспечить создание необходимой инфраструктуры, наладить эффективное взаимодействие между резидентами кластера, а также определить меры господдержки. Добавим, что в пятой части программы отдельно указаны её задачи на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Комментариев пока нет