Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

КИП для индустриализации! Кластерная инвестиционная платформа наполняется смыслом

Новые механизмы промышленной кооперации нацелены на сочетание бюджетных и банковских инвестиций
КИП для индустриализации! Кластерная инвестиционная платформа наполняется смыслом
Теги: #госинвестиции #Индустриализация #Новикомбанк

Опорный банк госкорпорации «Ростех» «Новикомбанк» сообщает, что общая сумма кредитных договоров, заключенных с банком на платформе, уже составляет 27 млрд рублей. Неплохо для инструмента, который задействован всего полгода назад. Суть в том, чтобы оказывать поддержку приоритетных технологических проектов вскладчину со стороны госбюджета и опорных банков. Кластерная инвестиционная платформа – это механизм предоставления льготного кредитования промышленному бизнесу на реализацию инвестиционных проектов по производству приоритетной продукции.

Со стороны государства в механизме принимают участие Фонд развития промышленности (ФРП) и ВЭБ.РФ (реализует механизм гарантийной поддержки, выступая в качестве источника финансирования или предоставляя гарантии и поручительства коммерческим банкам). А от банковского сообщества – крупнейшие кредитные организации страны.

Финансирование осуществляется по алгоритму 0,3 процентной ставки ЦБ + 3 процентных пункта на сумму от 2 до 100 млрд рублей.

Елена Георгиева, председатель Правления Новикомбанка:

– Новикомбанк глубоко специализируется на интеграции мер господдержки в экономику проектов, что позволяет не только снижать стоимость финансирования, но и высвобождать средства для инвестиций. Кластерная инвестиционная платформа – новый механизм, уже зарекомендовавший себя как один из наиболее востребованных и перспективных, и мы видим большой потенциал в его использовании для развития технологического суверенитета России.

Один из проектов, в который инвестирует Новикомбанк через КИП, – это льготное финансирование разработки и запуска в серийное производство современного семейства автомобилей LADA Iskra на новой локализованной платформе.

Также, в рамках кластерной инвестиционной платформы Новикомбанк профинансирует выпуск железнодорожной техники. Средства будут предоставлены на разработку перспективных вагонов метро, на создание и модернизацию серийного производства магистральных и маневровых локомотивов. В долгосрочной перспективе речь идет о гигантском рынке сбыта: стране предстоит техническое переоснащение и обновление тысяч единиц железнодорожной техники, значительная часть которой находится в собственности у частных компаний и, в подавляющей массе, давно выработала свой ресурс. Предельные сроки эксплуатации уже сдвигались несколько раз. Поэтому закупки новых машин можно считать гарантированным заказом, который обеспечит стабильную загрузку и занятость десятков отечественных предприятий.

Фишкой программы является тот факт, что КИП делает упор на приоритетах импортозамещения. Россия сохранила неплохой технологический задел в сфере транспортного машиностроения. Это уже позволило остановить начавшуюся экспансию иностранных комплектующих и технологий на наш внутренний рынок. Без внешних санкций этот огромный и сверхдоходный сегмент медленно и неотвратимо уходил в руки недружественных транснациональных корпораций.

Алгоритм кластерной инвестиционной платформы предполагает сначала верификацию технологий и оборудования, используемых в проекте на предмет импортозамещения. Существует специальный Перечень приоритетной продукции, предварительно утвержденный Минпромторгом России на основе отраслевых планов импортозамещения и перечня критических материалов, комплектующих и сырья. Радует, что в таких вопросах государство наконец-то избавилось от рыночных иллюзий и занимается проектированием длинных производственных циклов.

Дополнительным нюансом КИП является привлечение банковских компетенций к проработке проекта. После конкурсного отбора в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) потенциальный заемщик направляет документы в банк для утверждения индикативных условий и паспорта проекта. Затем собранный и одобренный банком комплект документов поступает на рассмотрение в ФРП, получает заключение от ФГАУ РФТР («Российский фонд технологического развития», подвед Минпромторга), рассматривается Межведомственной комиссией Минпромторга.

В общей сложности вся процедура – от подачи заявки заемщиком в ФРП через ГИСП, включая экспертизу, до подписания кредитного соглашения занимает порядка 6 месяцев. На практике, общий срок получения льготного кредита составляет от 3 до 9 месяцев.

Современные цифровые механизмы позволяют мониторить качество исполнения проектов. Проверка отчетности заемщика через ГИСП осуществляется раз в полгода; проверка банковской отчетности – ежеквартально.

Единая региональная субсидия и промышленные кластеры

Государство поощряет не только финансовую, но и производственную кооперацию. Одним из передовых инструментов на этом пути является Единая региональная субсидия, которая выделяется на строительство производственных кластеров. В кластере применяется экстерриториальный принцип. Главное, чтобы предприятия были увязаны в одну производственную цепочку, нацеленную на выпуск конкретной перспективной продукции, востребованной для технологического суверенитета.

В рамках государственного софинансирования средства выделяются в основном на возмещение части затрат предприятий на оплату за подключение услуг ресурсоснабжающих организаций. При этом возместить можно не более 80% таких затрат. Также можно возместить часть затрат на лизинг российского оборудования или на приобретение нового оборудования.

В 2023 году финансовую поддержку от Минпромторга получили 58 регионов, в 2024 году она будет оказана уже 73 регионам России. Также в прошлом году в реестр Минпромторга вошел первый в России межрегиональный промышленный кластер «КЭМЗ». В нем задействованы предприятия Кузбасса и Донецкой Народной Республики. Предприятия ДНР и Сибири наладили производство комбайнов для добычи угля и алмазов. В начале 2024 года в стране появился Межрегиональный промышленный кластер инженерных и климатических систем. А также жизненно-важный для национального автопрома Кластер автомобильной промышленности, в котором взаимодействует 21 предприятие из Рязанской, Самарской, Владимирской, Челябинской, Ульяновской, Нижегородской Белгородской областей, Удмуртской Республики, Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга. По сути, создание такого кластера – это шаг к строительству новой отрасли автокомпонентов, которая позарез нужна национальной экономике.

Объединение компаний в производственные группы открывает перед бизнесом новые управленческие и сбытовые возможности, дарит конкурентные преимущества, дает возможность мыслить по-новому в новой экономической реальности. Предприятия могут дополнять и усиливать друг друга, оптимизировать взаимодействие с поставщиками, а также получать дополнительную государственную поддержку, в том числе через специальный инвестиционный контракт на импортозамещающую продукцию.

Автор: Андрей Троянский

16 января 2024, 17:25
512
Теги: #госинвестиции #Индустриализация #Новикомбанк

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.