Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Белорусский опыт – пробный путь для всей Евразии

В закупках союзного государства вырабатываются общие принципы построения контрактной системы ЕАЭС
Белорусский опыт – пробный путь для всей Евразии
Теги: #Беларусь #ЕАЭС #Цифровизация

В этом году тема интеграции экономик двух стран вышла на финишную прямую. В России и Белоруссии происходят синхронные экономические и социальные процессы. Возрастает роль государства не только как регулятора, но и как основного заказчика. По многим параметрам опыт белорусских соседей выглядит очень перспективным для масштабирования на российской почве, поскольку республика пошла по пути внедрения элементов госплана в экономику раньше, чем Россия.

В отличие от РФ структура контрактной системы РБ централизована и тяготеет к южно-корейскому сценарию. Все ответвления закупочной системы сходятся к единому контролирующему и координирующему центру.

Минск применяет «трехфазную» систему закупок.

  1. Есть аналог нашего ЕИС – ГИАС (Государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками).
  2. Электронная площадка, на которой осуществляются госзакупки.
  3. Также есть информационная система «Тендеры», на которой размещаются закупки госпредприятий, осуществляемые за счет собственных средств.

Единым оператором и того, и другого, и третьего выступает унитарное предприятие НЦМиКЦ (Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел республики Беларусь). Такой «электронный центральный мозг» белорусской экономики. В ведении этой организации также находится Удостоверяющий центр, которые издает электронные подписи (сертификаты открытого ключа для участия в закупках).

Все госорганы, связанные с закупками, запитываются информацией, поступающей от НЦМиКЦ: белорусский Минфин и казначейство, Министерство антимонопольного регулирования и торговли. В свою очередь информационная системе НЦМиКЦ интегрирована в автоматизированную систему финансовых расчетов Казначейства Республики Беларусь.

Монополия на внешнюю торговлю

Необычным явлением выглядит тот факт, что НЦМиКЦ находится в подчинении Министерства иностранных дел Белоруссии. Однако в этом есть свой резон. Это позволяет контролировать все экономические процессы, связанные с экспортом, оказывать информационную и методическую поддержку белорусским предприятиям, работающим на экспорт.

Ну, и самое главное, что умалчивается, и чего острейшим образом не хватает сегодня в России: в РБ работает тотальная госмонополия на экспорт. Это мощнейший инструмент государственного влияния на экономику и деятельность госкомпаний и корпораций. Это скрытая форма налогообложения и ценового регулирования для внутреннего рынка.

Напомним, национальная монополия на внешнюю торговлю была частью фундамента экономики СССР. Символично, что разрушение этой опоры началось в 1986 году, когда стартовала

реформа управления внешнеэкономическими связями, направленная на предоставление возможности непосредственным производителям и потребителям участвовать во внешней торговле.

С начала 1987 г. право проводить экспортно-​импортные операции было предоставлено 21 министерству и (что самое суицидальное) всем союзным республикам, – а также нескольким десяткам крупных предприятий и организаций. Данным актом был легально запущен процесс разрушения и дефрагментации страны. То есть, в экономическом смысле, Советский Союз рухнул на четыре года раньше, своей официальной гибели, – когда было принято это «остроумное» решение.

Сегодня умные люди все чаще возвращаются к идее восстановления монополии государства на внешнюю торговлю в Российской Федерации. Логически и политически страна давно до этого дозрела, а условия иностранного давления и санкционной войны делают такой шаг просто неизбежным уже в обозримом будущем. Поэтому имеет смысл присмотреться к белорусскому опыту. Конечно, если сравнивать с масштабами российской экономики – то белорусский кейс это опыт в миниатюре. Однако административные, кадровые и экономические предпосылки очень близкие.

Евразийская лаборатория закупок

Белорусский НЦМиКЦ обеспечивает единый порядок участия белорусских поставщиков в экономической жизни ЕАЭС, а также решение задач по интеграции законодательства о закупках РБ и Евразийского союза. Здесь белорусам удалось достигнуть наибольшего продвижения в отличие от других государств Союза. Исполнены все базовые принципы интеграции: введение национального режима, взаимное признание ЭЦП, переход на электронный формат закупок с обеспечением информационной открытости и прозрачности.

В ЕАЭС действует единый порядок регулирования закупок. Нормативные акты всех пяти стран-участниц уже достаточно хорошо гармонизированы. Есть общее понимание принципов самих видов процедур и критериев оценки. Белорусские поставщики беспрепятственно участвуют в российских закупках. ЭЦП РБ можно использовать на 8 российских электронных торговых площадках. Точно также российские компании со своими ЭЦП могут торговаться в Белоруссии. При этом в Минске отмечают, что для российских поставщиков созданы даже более открытые возможности, чем для белорусских в РФ. Российские компании могут работать даже на площадке, где осуществляются закупки за счет собственных средств предприятий.

– Для наших компаний по 223-ФЗ далеко не на каждой российской площадке открыты двери, – отмечает Наталья Тышкевич, заместитель генерального директора НЦМиКЦ.

Специфика белорусского законодательства позволяет действовать без банковского обеспечения в большинстве случаев, что также является огромным преимуществом, особенно для развивающихся предприятий и бизнеса. Требование о предоставлении обеспечении заявки и обеспечения контракта в Республике Беларусь не является обязательным. Оно применяется по желанию заказчика. – В порядке опыта обязательное обеспечение вводилось в стройке. Но через три месяца мы поняли, что это не самая полезная для нас норма, и она скорее отпугивает потенциальных подрядчиков, – рассказала Наталья Тышкевич.

В свою очередь, для участия белорусских компаний в закупках в России было существенное препятствие. Гарантии белорусских банков не котировались в РФ. Оформление гарантий в российских банках, накладывало существенные издержки, в силу стремления банковского капитала нажиться на особом статусе поставщика. Открыть спецсчет в российском банке тоже весьма непросто: требуется встать на учет в российской налоговой службе. Все это не способствует выходу на российский рынок. Поэтому с июля 2022 года начал работать пилотный «союзный» проект Белорусского нацбанка и российского Минфина по вводу пяти белорусских банков в пул банковских организаций, выпускающих гарантии, верифицированные ЕИС.

– Мы очень рады этой возможности, пытаемся максимально привлечь белорусские компании в российские закупки. В том числе, ради обкатки этого пилотного проекта. Дело в том, что уже на тестовом этапе данная рабочая схема рассматривается как основная для ее масштабирования на всю пятерку государств-участников Евразийского союза, – поясняет Тышкевич.

Еще в 2012 году РБ и РФ обменялись средствами криптозащиты информации, поэтому есть уже отработанные механизмы взаимного признания, которые достаточно просто перекладываются на новые правовые реалии.

На данные момент единственным техническим препятствием для работы белорусских поставщиков на российском рынке является обязательное электронное актирование, недавно введенное в РФ.

Всему виной отсутствие верификации белорусских средств криптозащиты в ЕИС. Они легитимизированы исключительно на российских электронных площадках. Таким образом белорусские компании чисто физически не могут применить правила электронного актирования, осуществляемого исключительно через ЕИС. При этом вопрос регистрации белорусских компаний в Едином реестре участников закупкок (ЕРУЗ) был ранее решен путем нескольких технических операций. То есть – участвовать в российских закупках можно, а отчитаться по исполнению контракта – нет.

Возник необычный правовой прецедент, когда белорусские предприятия участвовали в конкурсных процедурах, заключали многомиллионные контракты, исполняли их, но, к сожалению, не могли получить свои деньги – поскольку не имеют возможности подписать электронный акт. Сейчас через Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) стороны решают этот технический вопрос. Обе стороны заинтересованы в максимальной интеграции – поэтому есть стопроцентная уверенность, что приемлемое решение (а вместе с ним и механизм актирования для поставщиков из ЕАЭС) будет найден. Российско-белорусская контрактная практика является, в своем роде, испытательным полигоном для всего Союза. Тут вырабатываются прикладные принципы строительства наднациональной системы закупок Евразии.

Автор: Андрей Троянский

24 октября 2022, 12:54
581
Теги: #Беларусь #ЕАЭС #Цифровизация
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.