Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правила интеграции – открыть закупки корпоративных заказчиков для общего рынка ЕАЭС

Презентация замминистра Антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Натальи Василевской
Правила интеграции – открыть закупки корпоративных заказчиков для общего рынка ЕАЭС
Теги: #ЕАЭС #Союзное государство

В ходе специального мероприятия XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», посвященного закупкам Союзного государства, были подняты сложные вопросы строительства общего рынка на фундаменте госзакупок двух стран.

Наталья Василевская, заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:

– Государственные закупки являются фактором устойчивого развития экономики любого государства. Согласно статистике ВТО, их объем составляет в среднем порядка 10-15% ВВП. В Республике Беларусь этот показатель составляет всего 7,5%. Обеспечение потребности в товарах, работах и услугах, приобретаемых за счет бюджетных средств, имеет определяющее значение для фукнционирования органов государственной власти, а в некоторых случаях – целых отраслей. Например, таких как здравоохранение, образование, ОПК.

В то же время, помимо удовлетворения потребностей страны государственные закупки выступают драйвером экономического роста, являясь источником инвестиций, напрямую участвуют в расширении внутреннего рынка и стимулированию занятости.

  • Доля бюджетных расходов, направленных на финансирование госзакупок в период экономического спада и других кризисных явлений стабильно высока, что обусловлено мерами господдержки. Соответственно выделяется и особое понимание закупок – как инструмента противодействия кризисным явлениям, в том числе санкционного характера.

Таким образом, государственные закупки неразрывно связаны с обеспечением национальной безопасности страны, способствуют росту национального благосостояния и развития. Значимость государственных закупок для бизнеса определяется в масштабах гарантированного спроса на закупаемые товары, прозрачностью правил игры, открытостью рынка для всех участников.

По данным ежегодного обзора, подготовленного Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), общий объем госзакупок в странах Союза составил порядка 198 млрд долларов США. Это огромный потенциал для взаимной интеграции и взаимного проникновения на рынки государств-членов ЕАЭС. Для сравнения, совокупная стоимость договоров, заключенных по результатам закупочных процедур только в Белоруссии за 2022 год – составила всего лишь около 5,5 млрд долларов. Все это доказывает, что сегмент госзакупок – это потенциально интересный рынок. Причем, рынок с четкими правилами игры и нормативным регулированием. Они прозрачны, не допускают дискриминации участников, обеспечивают равный подход заказчиков к оценке участников и их предложений.

Особо важный вопрос – это открытость информации о потребностях заказчиков, а также информации о надежности контрагентов.

Принципиальной особенностью закупок в условиях международного права являются заранее установленные условия беспрепятственного взаимного допуска к государственным закупкам.

В Договоре ЕАЭС содержатся статьи протокола, посвященные вопросам взаимного допуска и участия в госзакупках государств-членов.

– Этот рынок весьма перспективен, но далеко не освоен, – утверждает Наталья Василевская.

Министерством атимонопольного регулирования Республики Беларусь также ведется работа по приведению национального законодательства как к требованиям ЕАЭС, так и к требованиям Союзного государства.

В 2024 году в Беларуси приняты изменения в закон о госзакупках. За истекший период мы только дважды вносили изменения в свое законодательство. Российская Федерация здесь более активна, мобильна.

– Мы в этом смысле даже завидуем нашим коллегам, которые задают тон и вносили изменения уже не менее 10 раз, – говорит Василевская. – К сожалению, вынуждены констатировать, что проблем еще много. Однако мы реально движемся вперед, участвуем в закупках друг друга и достигаем определенных результатов.

Одним из важнейших направлений является работа по устранению барьеров и препятствий в сфере интеграции закупочного права.

Сотрудничество с РФ выступает локомотивом интеграционных процессов для других стран ЕАЭС, являясь примером в деле создания единого рынка.

Статистика является лучшим подтверждением. Так, стоимость договоров о госзакупках российских товаров в Республике Беларусь за год составляет 176 млн долларов США. А соответствующий объем по белорусской продукции – составляет 492 млн.

– Мы на постоянной основе ведем кропотливую работу на всех уровнях, в том числе по рассмотрению обращений, поступающих от заказчиков и поставщиков. Многие такие вопросы уже решены. Так, создан и постоянно расширяется евразийский Реестр промышленных торов. Включение в него позволяет организациям беспрепятственно участвовать в госзакупках на пространстве ЕАЭС. Наверное, не проходит ни одного совета ЕЭК, где бы не рассматривалась информация о наполнении Реестра (новыми субъектами, новыми условиями производства).

Подписано и уже действует соглашение о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении госзакупок. Оно позволяет в качестве обеспечения заявки пользоваться гарантиями банков одного государства-члена.

Этот проект сначала обкатывался два года в формате пилотного проекта Россия-Беларусь. Затем симметричное соглашение распространили на все пять государств-членов ЕАЭС.


Продолжается работа над взаимным признанием электронных подписей. Однако пока технически не реализован вопрос использования белорусскими участниками электронного актирования.

– Российская Федерация услышала о нашей проблеме и на уровне Министерства финансов помогает с ее решением для российских предприятий, – рассказывает Василевская. – Мы сумели, все-таки, подписать акты в электронном виде с крупными поставщиками, которые выиграли процедуры закупки в РФ. И в момент подписания акта они смогли его подписать электронной цифровой подписью. Были определенные риски, но все решилось благополучно.

В 44-ФЗ в 2023 году было внесено корректирующее послабление для белорусской стороны, дающее возможность подписания акта на бумажном носителе. Это промежуточная мера, которая открыла двери для сотрудничества здесь и сейчас. Есть основания ожидать, что окончательно вопрос решится после ратификации межправительственного соглашения (О признании электронной цифровой подписи, зафиксированного сторонами 15 апреля 2024 года).

– Если союзный рынок госзакупок развивается достаточно динамично, то ситуация с иными видами закупок не однозначна. Фактически выпадают из фокуса объемы закупок госкомпаний, госкорпораций и естественных монополий, которые существенно превышают объемы государственных. А ведь это действительно существенный резерв для расширения сектора интеграционных отношений, – напомнила Наталья Василевская на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

В этой связи особого внимания заслуживает сектор «иных закупок», регулируемых национальным законодательством государств-членов ЕАЭС.

Положения права Союза, регламентирующее осуществление государственных закупок распространяется также «на иных лиц и закупки за счет иных источников финансирования» с оговоркой «только в том случае, если это предусмотрено национальным законодательством государтсва-члена».  При другом раскладе положение Договора о ЕАЭС прямо не регулирует вопрос осуществления закупок (не являющихся государственными) как и участие в них подрядчиков исполнителей из других государств ЕАЭС.

– В большинстве государств-членов ЕАЭС закупки «за счет иных средств» не подпадают под регулирование протокола (приложение 25 к Договору) и регулируется отдельным законодательством, – пояснила Василевская во время презентации. – В этой связи считаем, что без специального регулирования таких закупок не обойтись. Они должны осуществляться на общих основаниях. Есть такая возможность, предусмотренная 28 статьей Договора о ЕАЭС, которая постулирует свободу движения товаров, капитала и рабочей силы. А в случае если такие закупки уже официально подлежат регулированию государствами союза, следует исходить из необходимости обеспечения условий Договора.

В рамках Содружества независимых государств (СНГ), государства также являются участниками Договора о зоне свободной торговли: предусматривает предоставление товарам друг друга национального режима (в соответствии со статьей 3 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 года).

– Вызывает вопрос отсутствие в Договоре о ЕАЭС прямых положений о предоставлении национального режима в сфере иных регулируемых закупок. Имеются в виду закупки госкомпаний и госкорпораций, закупки за счет собственных средств. Соответствующую инициативу корректировки евразийского законодательства озвучивал президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Поэтому мы этому вопросу уделяем пристальное внимание.

Чтобы несогласованная правоприменительная практика не приводила к образованию препятствий на интеграционном треке в Договоре о ЕАЭС необходимо закрепить специальное положение «Об иных регулируемых закупках», кроме государственных и муниципальных. В том числе с провозглашением принципов предоставления национального режима.

– Это позволило бы обеспечить беспрепятственную возможность участия во всех закупках Союза и приблизиться к одной цели – формирование единого рынка товаров, услуг, движения капитала и рабочей силы.

  • Предложение вошло в Резолюцию XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОCЗАКАЗ». Документ направляется во все профильные ведомства правительства и законодательного блока. С учетом положений резолюции по итогам Форума традиционно готовится Поручение Правительства РФ.

Скачать презентацию

20 июня 2024, 17:14
511
Теги: #ЕАЭС #Союзное государство
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.