Межправительственное соглашение о взаимном признании банковских гарантий России и Белоруссии было подписано в сентябре прошлого года. Мера постепенно начинает действовать на территории Союзного государства вместе с правоприменением других интеграционных механизмов.
В феврале 2024 года министерства промышленности и торговли двух стран подписали план мероприятий по реализации основных положений Договора о Союзном государстве. Ратифицирована дорожная карта единой промышленной политики.
Она предусматривает реализацию инвестиционных и кооперационных проектов с приоритетным привлечением предприятий двух стран (сотрудничество в микроэлектронике, станкостроении, сельхозмашиностроении, автопроме, лифтостроении, спецмаше, производстве техники для обслуживания аэропортов). Закреплена возможность предоставления взаимного недискриминационного участия в программах государственного субсидирования, льготного лизинга, а также в закупках за счет собственных средств. За 2023 год общий объем двухстороннего товарооборота составил 53 млрд. долларов, что на 6% выше результатов предыдущего периода. Обозначены 28 интеграционных программ.
В рамках Союзного государства запланированы даже совместные задачи импортозамащения. Особое внимание планируется уделить локализации в легпроме, предлагается использовать меньше импортных комплектующих и сырья. Данную программу курирует парламентское собрание союзного государства.
Интенсивные процессы интеграции неизбежно обнаруживают разночтения в законодательстве и механике закупок (как правило, они происходят на уровне подзаконных актов или признания юридической значимости документов.
Так, в ходе мероприятия, посвященного закупкам Союзного государства на XIX Всероссийском Форуме-выставке “ГОСЗАКАЗ”, представитель белорусской компании в деталях рассказал о проблеме, которая возникает у белорусских коллег в связи с получением банковских гарантий при поставках продукции российским заказчикам.
Директор филиала МогилевТехмаш ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» (г. Москва):
– На сегодняшний момент в целом, проблемы с банковскими гарантиями и их взаимным признанием нет. Мы выпускали банковские гарантии в двух белорусских банках. По 44-ФЗ у нас вообще не возникало никаких проблем с заказчиками и они их принимали. Но у нас был один негативный случай. Когда мы участвовали в аукционе в рамках ПП 615 (закрывали объекты в г. Пенза) и выпускали банковскую гарантию на период гарантийного срока оборудования. При этом Фонд капстроительства РФ не принял у нас гарантию белорусского банка, сославшись на возникающие риски в части ее исполнения. Мы написали запрос в Минфин – получили ответ, разъясняющий, в каких случаях Фонд может не принять банковскую гарантию. Наши дальнейшие попытки урегулировать вопрос, не изменили ситуацию. В этой связи, предлагаем проинформировать российских заказчиков о существовании нормативных документов, обязывающих принимать банковские гарантии.
Для понимания вопроса, речь идет о проекте изменений в 615 постановление, которым руководствовался российский заказчик и которым поощряется замена лифтового оборудования в многоквартирных домах на продукцию отечественного производителя. Тем самым правительство изначально стремилось поддержать российскую промышленность. В контексте этой меры поддержки были также внесены изменениям в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми теперь можно осуществлять закупку лифтов отдельно от строительно-монтажных работ. Нюанс в том, что в подзаконном акте используется оговорка *«лифт должен быть включен в реестр российской промышленной продукции». Что автоматически устраняет возможность закупки продукции белорусских предприятий из средств региональных Фондов капитального ремонта. Хотя продукция «Могилевлифтмаш» котируется Евразийским реестром. В данном случае имеет место конфликт наднационального и национального законодательства о закупках.
Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции предложил проработать данный вопрос на площадке парламента. При необходимости к его решению может быть привлечена Федеральная антимонопольная служба:
– Если вмешательство ФАС не понадобится, то запросим у них разъяснения, почему так происходит, и изучим те нормативные акты, на которые они будут ссылаться. Возможно, потребуется их корректировка.
Пока российские банки с осторожностью относятся к идее оказания финансовых услуг белорусским компаниям, работающим на союзном рынке.
– После победы на торгах, агенты банков видят эту информацию и обращаются с большим количеством предложений о финансовых услугах. Мы предоставляли все документы агентам для выпуска банковской гарантии в российских банках (поскольку нам хотелось бы получить такой опыт), но по различным причинам выпуск гарантий осуществить пока не удалось, – рассказали представители Могилевского завода на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Наталья Тышкевич, заместитель директора ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь;
– У нас отработан пилотный проект по 44-ФЗ в рамках действия соглашения о взаимном признании банковских гарантий в сфере госзакупок. Но когда речь идет о выпуске банковских гарантий для участия в закупках по 223-ФЗ, появляются препятствующие нюансы. У нас в практике есть уже несколько случаев, когда белорусский поставщик участвует в закупке по 223-ФЗ, получает в белорусском банке гарантию, предоставляет ее заказчику. На что получает ответ о наличии у заказчика локального акта (в акте перечислены банки, гарантии которых он принимает). В соответствии с корпоративным законодательством о закупках у заказчика есть такое право. На этом основании он требует гарантию российского банка из утвержденного перечня.
По словам эксперта, при внимательном изучении «локальной нормативки» заказчика по 223-ФЗ, зачастую обнаруживается, что требования, предъявляемые к банкам из перечня заказчика полностью совпадают с требованиями для банков, котируемых по 44-ФЗ. При этом, белорусские банки им соответствуют (вплоть до наличия рейтингов, полученных в российских агентствах).
Возникает расхождение: почему в более зарегулированной сфере госзакупок белорусские гарантии принимаются, и все работает, а – в сфере закупок по 223-ФЗ из-за локального регулирования заказчиков – не принимаются? Возможно, требуются какие-то изменения в 223-ФЗ в части наднациональных приоритетов при приеме банковских гарантий при наличии международных соглашений между странами…
Евгений Можаев, коммерческий директор АО «ТЭК-Торг»:
– Как федеральная торговая площадка мы фиксируем, что есть корпоративные заказчики, у которых не просто собственный перечень «доверенных» банков под банковские гарантии, но применяется даже и своя форма банковской гарантии. Данный вопрос также требует решения. Готовы взаимодействовать над его выработкой со всеми сторонами ради союзной интеграции.
Одним из вариантов устранения разночтений национального и наднационального законодательства о закупках (в том числе в вопросе взаимного признания банковских гарантий) является кодификация закона. Такое решение предложил в ходе дискуссии на площадке Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Антон Гетта.
– Как раз такие нормы (по признанию банковских гарантий), наверное, должны быть едиными для всех заказчиков: для тех кто работает по 223-ФЗ и по 44-ФЗ. Займемся проработкой данного предложения с нашими фоивами.
Идея создания единого кодекса закупок для 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ была презентована Союзом закупщиков России.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет