Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Госкорпорациям больше не позволят проедать бюджетные деньги

Правом координировать деятельность институтов развития и порядок реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, предлагается наделить ВЭБ.РФ
Госкорпорациям больше не позволят проедать бюджетные деньги
Теги: #госинвестиции #Госкорпорации #Нацпроекты

Правом координировать деятельность институтов развития и порядок реализации проектов, имеющих общегосударственное значение, предлагается наделить ВЭБ.РФ. Согласно правительственному законопроекту, внесённому в Госдуму 27 апреля, госкорпорация получит полномочия собственника имущества и учредителя институтов развития.

По мнению законодателей и экспертов, концентрация управления в одном месте различных форм господдержки экономики позволит системе заработать лучше. При условии, что не будут сделаны глобальные ошибки.

Отстали от жизни, догоняйте

Первые институты развития появились в стране в конце прошлого века и целью их была помощь жилстрою, малому и среднему бизнесу, региональному развитию и прочим сферам экономики. До настоящего времени при поддержке государства всего было создано около сорока подобных организаций, которые кабмин и решил серьёзно модернизировать. По мнению экспертов, причин для этого как минимум две: новые вызовы, требующие более продуманных и эффективных решений (чего морально устаревшие организации, видимо, произвести уже не могут), и частая критика в их адрес со стороны законодателей.

Последний крупный разговор на эту тему состоялся в ходе встречи премьер-министра Михаила Мишустина с сенаторами в феврале 2020 года. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила провести серьёзную ревизию, «своего рода профессиональный аудит» деятельности институтов развития и принять решение.

«Те, которые эффективны, безусловно, сохранить, остальные — просто ликвидировать за ненадобностью», — сказала спикер палаты регионов.

По её мнению, не все из институтов развития работают результативно, при этом на их содержание тратится немало бюджетных средств. Некоторые просто выполняют функции прокладок по перекачиванию средств федерального бюджета, а зарплаты у некоторых руководителей превышают зарплаты министров. Такая ситуация не может считаться нормальной, отметила глава Совета Федерации.

Выводы были сделаны уже в конце прошлого года: о реформе институтов развития объявил премьер-министр Михаил Мишустин. В частности, речь шла о формировании масштабного инвестиционного блока на базе ВЭБ.РФ с передачей под его управление 12 институтов развития, в том числе федеральной корпорации развития МСП, Российского экспортного центра, Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и Роснано.

Согласно распоряжению кабмина, часть функций ещё шести институтов развития будет перераспределена между ВЭБ.РФ и федеральными органами исполнительной власти, сами учреждения будут ликвидированы. Ещё 12 институтов развития будет модернизировано, при этом стратегически важные организации, включая Росатом, Роскосмос, Ростех и Росавтодор, сохранятся.

Запущенная реформа позволит сократить дублирующие функции, ранее пояснял Михаил Мишустин.

Когда одна голова лучше

Принятие правительственного законопроекта позволяет запустить процесс. Согласно документу, ВЭБ.РФ станет единым центром принятия решений и координатором работы институтов развития. Госкорпорация станет определять основные направления и приоритеты их деятельности, политику управления рисками и временно свободными денежными средствами, а также оказывать им финансовую и гарантийную поддержку.

Кроме того, в документе уточняется порядок участия госкорпорации в реализации проектов, имеющих общегосударственное значение.

Также проект закона устанавливает норму о нераспространении на корпорацию по развитию МСП требований законодательства о банкротстве и даёт право корпорации открывать субординированные депозиты в кредитных организациях и депозиты в ВЭБ.РФ.

Отслеживать эффективность институтов развития поможет система мониторинга достижения национальных целей развития России, которую разработал кабмин. Об этом в конце прошлого года в интервью «Коммерсанту» заявил вице-премьер, глава аппарата Правительства Дмитрий Григоренко. Зампредседателя признал, что у части институтов развития низкие показатели эффективности и отсутствует система мониторинга результатов работы. Но даже там, где этот механизм есть, он не соответствует уровню правительственной системы онлайн-мониторинга, уточнил он.

Главное — не допустить ошибок

Первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенёв считает, что реформа институтов развития сделает их более эффективными и гибкими в достижении национальных целей и задач. При этом депутат отметил реальную пользу и для бюджета страны, так как предполагается скорее оптимизация численности структур, нежели их расширение, а следовательно, экономия государственных денег.

На экономии средств как на одном из существенных эффектов реформы институтов развития заострил внимание и зампредседателя экономического комитета Совета Федерации Иван Абрамов.

«Мы видели, как за последние годы появлялись институты развития, которые по итогам своей работы не показывали каких-то ощутимых результатов. Мы это можем сказать и в отношении корпорации развития МСП, и других. По Дальнему Востоку было очень много институтов развития, но граждане зачастую просто не понимали, кто чем занимается», — пояснил сенатор.

При этом Абрамов позитивно оценивает решение сконцентрировать управленческие бразды в одном месте и рассчитывает, что система заработает лучше, «если, конечно, не будут сделаны глобальные ошибки».

Давно назревшим назвал решение кабмина трансформировать неэффективные госорганизации в действительно полезные первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Олег Сирота. «Потому что эти институты развития часто превращаются в полную профанацию, — отметил он в интервью «Парламентской газете». — Непонятно, на что здесь тратятся деньги. Часто бюджеты просто проедаются — тратятся на самих себя. В Москве платят огромные зарплаты людям, оплачиваются медицинские страховки и перелёты, а толку фактически с этого мало. Поэтому со всей этой бедой давно надо было разобраться».

А вот известный экономист, политолог, публицист Михаил Хазин не склонен преувеличивать действенность предложенной кабмином меры. Эксперт поставил под сомнение продуктивность управленческих решений, которые будут приниматься головной корпорацией развития в отношении подведомственных организаций.

Источник

28 апреля 2021, 19:54
400
Теги: #госинвестиции #Госкорпорации #Нацпроекты

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.