Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Общественная деятельность как инструмент медиации и защиты предпринимателя

Общественная деятельность как инструмент медиации и защиты предпринимателя
Теги: #Медиация

Презентация системы досудебного урегулирования споров в закупках через механизмы государственного посредничества была представлена на специальном мероприятии XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», посвященном медиации.

Общественную деятельность можно использовать как средство разрешения споров в закупках. Москва обладает значительным опытом применения этой стратегии в спорных ситуациях, возникающих между заказчиком и предпринимателем. Задействован комплекс институтов и отраслевых объединений бизнеса, в котором ключевую роль играют Торгово-промышленная палата и аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Сергей Маковеев, председатель Комитета по конкурентной политике и государственно-частному партнерству Союза «Московская торгово-промышленная палата»:

– В хорошем смысле этого слова, общественная деятельность – это посредничество. На протяжение нескольких лет мы выступаем медиаторами в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ между государством и бизнесом, разрешая различные споры, ради того, чтобы каждая сторона добивалась своих целей. Хотя сам уполномоченный является госслужащим, он в, первую очередь, заинтересован в защите интересов бизнеса. Многие это понимают, но все равно сохраняют определенную степень недоверия.

Условно, посредничество можно разделить на два типа (*горизонтальное и вертикальное).

Первый случай является более прикладным. Посредник выступает в роли медиатора в рамках исполнения того или иного договора\контракта, пытается найти причину конфликта и пути решения. Вертикальное – это, по большей части, выступает инструментом формирования законодательных инициатив и внесения изменений в нормативное регулирование. Голос предпринимателя может быть услышан для снятия определенного барьера.

Аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей – это достаточно развитая экосистема, помогающая представителям реального бизнеса выстраивать отношения с государственными и корпоративными заказчиками на основе диалога. В ведении аппарата действует Центр примирительных процедур, куда можно обратиться и получить, как минимум, консультацию.

– Многие ошибочно воспринимают бесплатную «помощь» как негативную историю, – рассказывает Сергей Маковеев. – Опасаясь, что все равно будет выставлен счет, который потребуется оплатить. Важно понимать, что при возникновении конфликтной ситуации у предпринимателя есть три варианта. Первый – попытаться собственными силами решить проблему. Второй – найти квалифицированного эксперта, который постарается это сделать за деньги. Третий – обратиться в специализированные государственные институты. Торгово-промышленная палата со всеми отделениями, либо аппарат уполномоченного, который присутствует в каждом регионе. Хочу заметить, он не подчиняется местным структурам и находится в ведении главы субъекта РФ. Это значит, что в любой конфликтной ситуации аппарат уполномоченного стоит выше любой локальной иерархии. Это позволяет обращаться за помощью, зная, что он не будет заведомо вставать на сторону госучреждения по причине подчиненного положения.      

В Москве и Московской области очень хорошо развита система общественных приемных (десятки учреждений),  эксперты которых имеют законное право выступать посредником, делать правовые заключения, чтобы разрешать те или иные споры.

Одним из самых конфликтных моментов является угроза одностороннего расторжения контракта. С рассмотрением возможного внесения предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков.

– В таких случаях мы являемся той самой помощью, которая позволит защитить добросовестного предпринимателя от того, чтобы он на два года не перечеркнул себе возможность участия в госзаказе.

Из пула обращений, поступающих в аппарат уполномоченного и Торгово-промышленную палату Москвы в связи с конфликтом интересов, можно выделить проблематику, которая проявляется достаточно регулярно.

Например, это проблемы связанные с немотивированным отказом от приемки товаров, работ, услуг. Как рассказал эксперт, компании работающие в жилищно-коммунальной отрасли с этим сталкиваются регулярно.

– Это наш (в кавычках) любимый клиент по обращениям, которому либо не подписывают акты, либо не платят. Причем, нет даже аргументированного ответа, почему. Мы обладаем обширным опытом в разрешении подобных вопросов.

В разрешении конфликтов посреднику существенно помогает сотрудничество с Главным контрольным управлением города Москвы и аналогичным органом Московской области. Дело в том, что у данного ведомства есть функционал по контролю за бюджетно-финансовой сферой, в том числе за исполнением государственных контрактов. Если контролер видит, что компания является добросовестным подрядчиком, он обязательно встанет на его сторону. При этом, в диалоге с заказчиком чаще всего удается уладить вопрос выплаты, либо приемки честно исполненных/поставленных товаров, работ, услуг.

Сергей Маковеев привел конкретный пример из повседневной практики посредничества, как это работает.

– Предприниматель, отправляя нам обращение, ставил в копию заказчика, аппарат уполномоченного и Главное контрольное управление. И заказчики из жилищно-коммунальной отрасли, как только видят в реквизитах письма, что оно также отправлено контролирующему органу, выплачивают положенные деньги, не дожидаясь начала рассмотрения дела. Это повторяющаяся история. Предприниматели могут и должны использовать инструменты государственной защиты в своих интересах.

Задача посредника, помочь задействовать эти инструменты без давления на одну из сторон. Нередко бизнес поступается собственными интересами, исходя из логики, что защита своих прав – это конфликт с заказчиком. Распространенная позиция: «мы не хотим идти на конфликт», «нам потом будут палки в колеса ставить».

– При аргументированном и правильно выстроенном ответе, все заказчики воспринимают защиту собственный интересов исполнителя абсолютно нормально, – убежден Сергей Маковеев.

Еще одной хронической конфликтной историей является «некорректный расчет неустойки». Когда у предпринимателя возникают последствия не вовремя исполненных обязательств. Как зарождается конфликт в данном направлении?

– Мы понимаем, что зачастую некоторые факторы, которые мешают своевременно выполнить обязательства по контракту, зависят (в том числе) от заказчика. Например: не предоставил материалы, или они были ненадлежащего качества, не запустил на стройплощадку и т.п. У заказчика (в любом случае) есть обязанность насчитать неустойку. Однако он не объясняет подрядчику логику своих действий. «Да, я виноват, но у меня есть обязанность все равно их насчитать. Сделай аргументированный ответ на мои претензии по неустойкам, и мы их спишем». Когда этот процесс не получает должного объяснения, возникает конфликтная ситуация. У нас множество обращений, связанных с такими ситуациями. Важно не поддаваться эмоциям и не доводить дело до тупиковой ситуации и разобраться в вопросе при помощи медиации.

Достаточно распространенная конфликтная ситуация – связана с немотивированным односторонним отказом от исполнения контракта.

В такой ситуации добросовестный подрядчик всегда может обратиться к третьей посреднической стороне, чтобы усилить свои позиции перед УФАС. Тем более, что сегодня Антимонопольная служба, занимаясь такими конфликтами, руководствуется приоритетом защиты добросовестных предпринимателей. Когда принимается решение о внесении или не внесении в реестр, ФАС оценивает общую картину на основании многих факторов (что из себя представляет подрядчик). Статистика говорит о том, что большая часть таких решений выносится в пользу исполнителя.

– Мы призываем проявлять законодательную инициативу, обращаться в общественные объединения. Необходимо доносить до законодателя, что в рамках нормативного поля есть барьеры, которые следует корректировать, – заключил Сергей Маковеев.

Скачать презентацию

29 июня 2024, 23:44
248
Теги: #Медиация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.