Одно из главных информационных событий января – расширенное заседание Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА», прошедшее при участии первого заместителя Министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова.
Есть тема, у которой обязательно будет нормативное и программное продолжение – интеграция малого и среднего бизнеса в индустриальное развитие России.
ОПОРА предложила Минпрому с участием предпринимательского сообщества разработать ведомственную программу по развитию МСП в контексте индустриализации.
Об этом сообщил президент организации Александр Калинин:
– У Минпромторга, несмотря на постановление Правительства 2008 г., ведомственной программы развития промышленных МСП нет. В результате сейчас доля производственных МСП без учета строительного сектора находится ниже ключевых показателей действующей Стратегии развития МСП — Сейчас показатель 6,7%., а с учетом производства строительных материалов — чуть более 10%.
По статистике, за 2023 год число субъектов МСП в промышленности увеличилось на 16,5 тыс. В целом, это неплохие данные. Однако опыт других развитых экономик показывает, что можно добиваться гораздо большего эффекта за счет адресных программ промышленный кооперации, когда средний бизнес встраивается в цепочки крупных компаний за счет государственного планирования и государственных стимулов, гарантированного спроса, и нормирования прибыли (Заранее утверждается бизнес-план, в рамках которого МСП обязываются обязательную долю полученной от кооперации прибыли вкладывать в расширение конвейера, модернизацию оборудования, внедрение новых технологий). Проще говоря, государство подставляет малому бизнесу плечо и страхует окупаемость, в обмен – бизнес обещает инвестировать в основные фонды (а не только в личный карман). Особенно сильно показали себя такие программы в Китае.
Примечательно, что в КНР государство искусственно имплементирует малый бизнес даже в те среды, где рынок уже достаточно насыщен поставщиками-монополистами. Например, в цементную отрасль, где (на первый взгляд) достаточно производственных гигантов, способных с избытком покрыть потребности заказчиков.
Тем не менее, все процессы, которые по силам частнику, в добровольно-принудительном порядке выталкиваются «на аутсорсинг» МСП. Это делается для того, чтобы освежить рынок конкуренцией, улучшить сервис и качество продукции, стимулировать научное развитие. Опыт показывает, что технико-внедренческие идеи быстрее приходят в отрасли именно через малый и средний промышленный бизнес.
Задатки к появлению подобных стратегий в России тоже есть. Это легализованные недавно механизмы выращивания и доращивания МСП, закон «О малых технологических компаниях», который стал одним из самых ярких достижений Правительства в 2023 году, программы Фонда развития промышленности (ФРП) для инвестиций в быстрый старт, закупку оборудования и НИОКР. По данным ОПОРЫ РОСССИИ, малым и средним производственным бизнесом сегодня реализуется более трети от всех поддержанных Фондом развития промышленности проектов.
Согласно информации, которую привел Василий Осьмаков, доля МСП в общем объеме господдержки по линии ведомства Минпромторга — составляет более 20% в количественном и финансовом выражении. Примечательно, что эта цифра совпадает со вкладом МСП в ВВП страны – 21%.
Но самым многообещающим заделом для рождения новых пром-МСП является только что принятая «Стратегия технологического развития РФ до 2030 года», где по настоянию первого вице-премьера Андрея Белоусова предусмотрена новая функция головных исполнителей с маршрутами промышленной кооперации по типу гособоронзаказа. На головного исполнителя возлагается ответственность по строительству субподрядной цепочки в рамках бизнес-плана. Лучшее решение для индустриальных МСП.
- *Интересный правовой сюжет: в силу нюансов российского госуправления, принятая Стратегия пока является чем-то вроде верховного документа о намерениях. А руководством к действию она станет после того, как этот «скелет» обрастет законами и подзаконными актами, регулирующими систему закупок.
Весной 2024 года «Стратегию» должен дополнить подготовленный Минэкономики закон «О технологической политике». По замыслу правительства, он устранит разрыв между наукой и промышленностью поможет уйти от порочной практики «патентов на полку» к закупке готовых технологических решений. Но и это еще не все, окончательную правоприменительную силу замысел Правительства приобретет, когда механизмы промышленной кооперации отобразятся в регуляторике 223-ФЗ (закупки госкомпаний, госкорпораций и естественных монополий). Предстоит еще длинная законотворческая работа с участием отраслевых объединений бизнеса, профессиональным сообществом заказчиков и поставщиков, кредитных организаций.
Первый информационный эффект от уже принятых норм, а также их взаимоувязку с 223-ФЗ – обсудим на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в МВЦ «Крокус-Экспо». Задуманная Правительством реформа ломает стереотипы последних 20 лет экономической жизни страны; такие тектонические перемены, требуют консолидации усилий профессионалов.
На заявленном направлении есть не только успехи и достижения. Хватает неприятностей и провалов. Так, согласно данным, которые недавно озвучил в интервью бизнес-омбудсмен. Огромная доля российского малого и среднего бизнеса – около 37% по-прежнему задействована в области оптовой и розничной торговли. А на обрабатывающие производства в структуре МСП приходится не более 5–6% по количеству субъектов и не более 10% по суммарному обороту. Такие показатели даже стыдно сравнивать с Китаем, ЕС, Кореей или Бразилией. В Японии МСП отвечает за 50%(!) добавленной стоимости промышленного сектора. В КНР – более 40%,
Если же смотреть на высокотехнологичную сферу, а именно на производство машин, оборудования, электроники, компьютеров, оптики, транспорта, то в России в ней работает и того меньше малых предприятий – смехотворные 0,6% от общего числа. Еще меньше доля предприятий МСП в науке и разработках – около 0,3%.
«Преобладание МСП не в промышленности, а в сфере торговли, услуг и логистики обусловлено как существенно более быстрой оборачиваемостью капитала в этих секторах, что принципиально важно при высоком уровне процентных ставок, – пояснил Титов. – Ставка Центробанка – это серьезный тормоз экономики. Причем, не очень оправданный, поскольку инфляция все равно растет».
ОПОРА РОССИИ предложила несколько практических решений для поддержки пром-МСП:
- Повысить доступность промышленной ипотеки;
- Предусмотреть использование цифрового паспорта промышленной продукции – его оформление для получения Заключения о подтверждении производства на территории России, а также прикрепление его в ГИСП в открытом доступе.
Размещение цифровых паспортов промышленной продукции в открытом доступе – позволит сделать контроль за товарооборотом более честным и открытым для отраслевых объединений бизнеса.
В регионах также есть понимание важности курса на частную инициативу в индустриальном развитии страны. Во многих субъектах РФ эта политика уже успешно реализуется через создание промышленных кластеров.
Андрей Шпиленко, зампредседателя правительства Омской области:
– Надо развивать производственные цепочки и давать возможность малому бизнесу в них входить, то есть гарантировать им приобретение продукции. Есть крупные предприятия с гособорон– и прочими заказами, эти цепочки нужно раскрывать, чтобы туда входил малый и средний бизнес…
Одним из эталонных примеров практической реализации вышесказанного является Московский инновационный кластер – платформа для внедрения инноваций и сотрудничества между крупными корпорациями, промышленностью, субъектами малого и среднего бизнеса, образовательными и научными учреждениями, институтами развития и городом. К кластеру уже присоединились более 35 тыс. организаций из Москвы и еще 81 региона России. Проект курирует столичный департамент предпринимательства и инновационного развития совместно с департаментом информационных технологий.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет