Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Маркировка товаров – новая прошивка рынка

Качество исполнения контрактов растет за счет цифровых технологий
Маркировка товаров – новая прошивка рынка
Теги: #Маркировка #Минпромторг

Буквально за два года Россия совершила технологический рывок в оценке соответствия и контроле качества поставляемой продукции, выведя эти требования в формат наднациональных правил Евразийского союза.

Оценка соответствия позволяет убедиться, что продукция как минимум безопасна в использовании для человека. На пространстве ЕАЭС действуют единые требования к оценке соответствия и к ее процедурной части. Завершающим элементом оценки соответствия является цифровая маркировка.

  • «Типовые схемы оценки соответствия» – документ, утвержденный решением Совета ЕЭК. Он вобрал в себя наилучшие практики государств ЕАЭС. Применяются устойчивые механизмы испытания продукции «партийные» и «серийные».

Для максимально рисковой продукции в России применяется государственная процедура оценки соответствия. Под нее, как правило, подпадают  социально значимые виды продукции: например медицинские изделия, товары для детей…

Производителям, желающим работать на российском рынке, Минпромторг настоятельно рекомендует обращаться только в аккредитованные органы сертификации и лаборатории. Проблема поиска решается через сайт ЕЭК, где размещен Единый реестр органов по сертификации, структурированный по видам продукции.

В свете новых экономических вызовов Минпромторг совместно с Минэкономразвития выпустил антикризисное 353 постановление, которое существенно упростило и порядок оценки соответствия.

Примечательно, что по некоторым видам продукции (не относящейся к критически важным разделам) разрешили проводить испытания в РФ, используя при этом сертификаты, например, китайского происхождения. Упрощенный порядок распространяется на 16 товарных групп (низковольтное оборудование, одежда, пищевая продукция, автозапчасти, машины, спецоборудование). Однако, в Минпромторге призывают, не забывать, что «разрешительный режим» не снимает обязательств по качеству продукции.

Послаблением уже воспользовались более 7 тыс. заявителей из 85 субъектов РФ. Из них – более 600 деклараций на российскую продукцию и более 45,5 тыс. – на импортную. 89% заявителей являются микропредприятиями. Упрощенные декларации о соответствии зарегистрированы на продукцию, произведенную в РФ и 122 странах мира.

Характерный момент: многие российские предприятия заинтересованы в том, чтобы оценка соответствия проводилась не в упрощенном режиме, а с соблюдением всех предусмотренных процедур. Это сигнал о том, что не всем отечественным производителям по душе параллельный импорт. Они видят в нем угрозу собственному рынку.

Качество оценки соответствия разительно повышается за счет цифровой маркировки

О том, как это работает недавно в подробностях рассказал Олег  Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров Минпромторга России.

По словам эксперта, бизнес все еще воспринимает маркировку товаров средствами идентификации как дополнительные накладные расходы. Однако с внедрением системы приходит понимание, что она приносит только выгоду и прозрачность во взаимоотношения заказчиков и поставщиков.

Благодаря нанесенным меткам можно прослеживать все этапы жизненного цикла в товаропроизводящей цепи по конкретному виду продукции. Маркировке подлежат на данный момент 11 товарных групп. Для них уже вступили в силу обязательные требования. (Изделия из натурального меха, обувь, лекарственные препараты, табачная продукция, некоторые виды товаров легкой промышленности, шины, духи, парфюмерия, упакованная вода, молочная продукция, а в ближайшее время – пивоваренная продукция). Вступление требований обязательной маркировки всегда предваряется подготовительными мероприятиями в нужной отрасли.

Цифровая маркировка – это наднациональный проект. В его географии не только государство-члены ЕАЭС, но и страна-наблюдатель Узбекистан. В  РФ уже зарегистрировано более 8 млн пользователей мобильного приложения цифровой маркировки. Значительное количество компаний, юрлиц и индивидуальных предпринимателей являются активными пользователями этой ГИС. Сама информационная система интегрирована в цифровые сервисы 16 государственных ведомств.

– Маркировка не существует в отрыве от других проектов цифровой экономики. Являясь инструментом противодействия незаконному обороту товаров, она при этом выполняет функцию одной из опор цифровой экономики, – поясняет Олег  Тухватуллин. 

В рамках реализации проекта цифровой маркировки Минпромторгом проделана гигантская работа по подготовке нормативно-правовой базы.

Основой для такого внедрения на уровне ЕАЭС является соглашение, подписанное 2 февраля 2018 года. Оно гармонизирует требования по маркировке для стран-участниц Союза, таким образом, чтобы маркировка не становилась барьером для оборота товаров и получила взаимное признание. Также есть требования верхнего уровня в законодательстве Российской Федерации (381-ФЗ «О торговле» и 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Правительству даны полномочия определять порядок, правила и сроков введения требований об обязательной маркировки товаров. Правила по каждой товарной группе принимаются постановлениями правительств стран ЕАЭС. Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, легализован также Распоряжением 792-Р от 24 апреля  2017 года. Документ постоянно обновляется: происходит расширение товарных групп, которые включаются в маркировку.

Активно развивается электронный сервис «Честный знак» – программа позволяет, наводя телефон этикетку, оценивать качество продукции. Оператором системы выступает ООО «Оператор ЦРПТ» (эксплуатация и развитие информационной системы маркировки). Осуществлять эту работу данное юрлицо уполномочено специальными распоряжениями правительства.

Инструкция по эксплуатации

– Лицом, вводящим товар в оборот (производитель или импортер), вносится соответствующая информация в электронную систему маркировки, – рассказывает Олег Тухватуллин. – И далее каждый этап товародвижения (смена собственника товара) фиксируется посредством направления сведений в систему. Фактически, создается цифровой двойник товарной логистики, позволяющий увидеть маршрут продукта вплоть до реализации посредством контрольно-кассовой техники в магазине розничной торговли. Или, например, в больнице – посредством регистратора выбытия (когда препарат доводится до нужного пациента).

Это выгодно всем трем сторонам закупок.

Государство получает статистику в режиме онлайн: автоматизированный контроль за поставкой; актуальные данные о ценах; снижение рисков появления на рынке опасной продукции, возможность зафиксировать те конкретные партии, по которым возникает потенциальный риск. А еще это возможность повышения дисциплины уплаты обязательных платежей в бюджет (не только акцизных). Не усиливая административную нагрузку, можно переходить на использование инновационных методов риск-ориентированного подхода: внедрять системы управления рисками и нарушениями.

Бизнес благодаря цифровой маркировке приобретает возможность доказать свою добросовестность автоматическим путем – без проверок и контрольных мероприятий. В перспективе – это повлечет снижение издержек на учетную деятельность. Компании смогут работать в условиях прозрачности со своими контрагентами. Снизится доля незаконного оборота продукции, а значит производители перестанут страдать от ситуации искаженной конкуренции. На каждом шагу встречаются ситуации, когда добросовестный участник закупки вынужден конкурировать с тем, кто не соблюдает требования законодательства (работая с иной маржинальностью).

Выгоды потребителя от цифровой маркировки очевидны. Это возможность объективно реализовывать и защищать свои потребительские права, осуществлять проверку продукции на легальность. Значительно эффективнее при таком доказательном аппарате будет работать система жалоб и предложений.

Идеально показала себя система цифровой маркировки в контуре лекарственного обеспечения. В непростое время ковидных ограничений кроме отслеживания динамики роста продаж лекарств и цен на них, можно было прогнозировать и нормы затрат, и различные риски дефектуры. Зачастую, по цифрам статистики в субъекте РФ все хорошо, однако по детальной географической разбивке распределение (например, вакцин или препаратов из жизненно важного потребительского набора) не соответствует спросу. Новый цифровой инструмент позволяет устранить эти недостатки.

Контроль, который помогает

У контролирующих органов появились рычаги воздействия на ситуацию не постфактум, а прямо в процессе исполнения контрактов на поставку. Появились новые возможности защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Когда речь идет о контрафактной продукции, индивидуализированной товарным знаком, добросовестные предприниматели могут защитить свой бренд и свои права на товарный знак.

Интеграция с другими системами цифрового государства продолжает развивать систему цифровой маркировки, вооружать ее новыми функциями. В частности, недавно запущен эксперимент по запрету реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности в розничном звене при помощи контрольно-кассовой техники.

  • В конце февраля завершился эксперимент по цифровой маркировке пивоваренной продукции. Требования будут применяться поэтапно: с 1 апреля внедряется обязательная маркировка кег, с 1 октября – продукции в ПЭТ-таре и стекле, а с 15 января 2024 года – для алюминиевой упаковки. Поэтапное вступление в силу требований позволяет производителям и импортерам настроить свои технические процессы.
  • Также завершен эксперимент по маркировке БАДов и антисептических средств. В ближайшее время Правительство опубликует нормативные акты по срокам и этапности для этих видов продукции.
  • Эксперимент по цифровой маркировке медицинских изделий был продлен. В связи с проблемой комплектующих возникают некоторые заминки в применении новых требований. Эта группа продукции включает широкий перечень: от коронарных стентов и медицинских перчаток, до томографов, ортопедической обуви…

Даже за короткий срок программа принесла ощутимые эффекты:

По большому количеству товарных позиций фиксируется снижение уровня незаконного оборота. А в придачу – увеличивается эффективность проверочных мероприятий. Проверки становятся таргетированными: они затрагивают не рандомную выборку участников торгового оборота, а именно группы потенциальных нарушителей. Косвенные показатели эффективности – это возросшие объемы изъятой из оборота продукции.

Автор: Андрей Троянский

28 марта 2023, 18:48
675
Теги: #Маркировка #Минпромторг

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.