Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Контрактная система и корпоративные закупки в картине мира ФАС России

Регулятор подскажет безошибочный фарватер заказчику и поставщику на XX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ»
Контрактная система и корпоративные закупки в картине мира ФАС России
Теги: #Конкуренция #ФАС

ФАС продолжает реализацию комплекса мер по противодействию профессиональным жалобщикам (*недобросовестным участникам закупок), которые не имея намерения стать исполнителем контракта или договора, принимают участие в торгах, затягивают проведение процедур, фактически занимаясь вымогательством денежных средств у добросовестных участников.

С начала 2024 года при поступлении жалобы на закупку со специальной предквалификацией (либо на закупку, где участнику установлено требование о наличии лицензии или членства в СРО) сотрудники Антимонопольной службы проверяют у подателя жалобы наличие перечня документов дающих право участия в соответствующей закупке. При неполном комплекте жалоба возвращается, поскольку права такого заявителя являются недостаточными (они не могут быть нарушены и восстановлены). Результат не замедлил себя ждать: за три квартала 2024 года число обращений от профессиональных жалобщиков резко снизилось на 85%. Это значит, что целая паразитическая отрасль в закупках потеряла свой хлеб, просто благодаря умному нормативному регулированию, даже без загрузки государственного дисциплинарного аппарата.

Вместе с тем, закупочная система столкнулась с новой проблемой – предоставление недостоверной информации о квалификации на торгах. ФАС России фиксирует такие нарушения ежедневно во всех субъектах и на всех уровнях закупочной системы.

Очередной пакет изменения в 44-ФЗ подразумевает включение в РНП сведений об участниках закупок, предоставляющих недостоверную информацию о своем опыте. Норма пока не утверждена. Не хватает ясности в критериях и классификации недостоверного опыта. Правительством поручено сформировать единообразный подход при отнесении сведений к недостоверным. При этом, уже есть однозначный подход к тем участникам, которые одержали победу в закупке за счет подложных документов о наличии опыта: таким «артистам» безальтернативно светит Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Кроме того, по таким случаям уже сформирована достаточная судебная практика, и есть консенсусный подход к их трактовке между судебной и арбитражной системами.

  • В рамках межведомственной работы по идентификации недостоверного опыта в закупках Минфином России подготовлены изменения в ПП 2604 и ПП 2571, которые вступили в силу с 3 октября 2024 года.

ФАС продолжает гнуть линию о том, что для регулирования контрактной системы нужен не только кнут, но и пряник. Идея создания Реестра добросовестных поставщиков, антипода РНП, выдвинутая Антимонопольной службой более пяти лет назад, так и не была реализована. Хотя эта концепция находилась в высокой степени готовности, пройдя два чтения в Парламенте, и до сих пор имеет массу сторонников в профессиональной среде.

С февраля 2024 года у российских поставщиков появилась достаточно гибкая внешняя альтернатива РНП  – так называемый ЭКГ-рейтинг (Экология, Кадры, Государство), это «национальный стандарт оценки деловой репутации бизнеса».

Формально ЭКГ никак не пересекается с 44-ФЗ, хотя использует в качестве одного из своих информационных источников Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). ЭКГ в правовом смысле не уравновешивает и не нейтрализует РНП, не дает никаких дополнительных очков к успеху в закупках. Изначально этот рейтинг направлен на выявление компаний, реализующих практики ответственного бизнеса, а не на защиту интересов честных исполнителей. А ведь зачастую им требуется защита не только от коллег по цеху, но и от злоупотребляющих своей рыночной властью заказчиков. А это это значит, что в контрактной системе России все еще главенствует презумпция вины поставщика. ЭКГ лишь немного амортизирует вероятные риски бизнеса при исполнении в государственном заказе, за счет косвенных маркетинговых бонусов.

Григорий Радионов, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы:

– Очевидно, что наказывать мы как орган исполнительной власти научились, а вот поощрять добросовестных исполнителей государственного заказа – пока нет. Наши коллеги из Министерства строительства, Администрации президента, Федеральной налоговой службы согласны с идеей о необходимости поддержки предпринимателей, чья деловая репутация находится на высоком уровне. На сегодня, уже утвержден национальный стандарт РФ для таких компаний. Мы его кратко называем ЭКГ-рейтингом. Над его методикой работали несколько ФОИВов. Сведения в него собираются из нескольких государственных информационных систем. Рейтинг формируется из данных о том, как бизнес исполняет требования налогового режима, законодательства о закупках.

По замыслу создателей, ЭКГ призван импортозаместить прежний подход к рейтингованию фирм по западным принципам ESG. В российской версии акцент будет смещен на социальную ответственность компаний. Наверняка, рейтинг станет подспорьем при выходе бизнеса на фондовый рынок – это первая в России попытка всерьез применить универсальные критерии для оценки устойчивости и инновационной заряженности компаний. По состоянию на апрель 2025 года в ЭКГ числилось уже 7 млн участников. Радует, что рейтингование сфокусировано на секторах производства, торговли и услуг, и исключает из охвата посредников и финансовых паразитов.

Еще один чувствительный вопрос, который ФАС России считает стратегическим – это расширение доступа участников к закупках госкомпаний и госкорпораций.

ФАС России анализирует положения о закупках крупнейших заказчиков страны. В адрес территориальных органов ФАС в 2024 году были направлены соответствующие разъяснения «о возможности оценки соответствия действий заказчиков по установлению в положении о закупке оснований для осуществления закупок у едпоставщика на конкурентных рынках» (ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»).

ФАС регулярно получает сигналы от предпринимателей, о том, что корпоративные заказчики злоупотребляют закупками у единственного поставщика при наличии конкурентного рынка. А всему виной и первопричиной является включение в положение о закупках оснований для ее осуществления у едпоставщика без объективных причин. ФАС грозится, что будет трактовать такие действия как нарушения. К сожалению примеров практического применения таких подходов к корпоративным заказчикам в реальности очень мало.

В зоне действия 44-ФЗ ситуация по контрактам у едпоставщика выглядит более здоровой. Здесь у ФАС гораздо больше полномочий и инструментов воздействия на заказчика. Тем не менее, антимонопольная служба фиксирует ряд злоупотреблений. Поэтому настаивает на установлении в федеральном законе о конкретных условий для закупок у единственного поставщика. Право высшего исполнительного органа субъекта РФ самостоятельно определять случаи и порядок закупок у едпоставщика никто не ставит под сомнение. Для применения этого права хотят прописать условия. Контракты без проведения конкурентных процедур с поставщиками, выбор которых не прозрачен и необоснован, по данным ФАС России, часто приводили к ущербу для предпринимательства в регионе, и к увеличению расхода бюджетных средств.

ФАС удалось добиться отмены такой негативной практики за счет передачи полномочий по установлению случаев осуществления закупок у едпоставщика. Вольница продлена только для Москвы, а в отношении иных субъектов РФ право действует только по перечню товаров, утверждаемому Правительством РФ.

ФАС России считает избыточной антисанкционную меру в закупках – возможность изменять любые существенные условия контракта, если его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам невозможно. В действующей версии законодательства эти условия могут быть изменены по решению Правительства, ФОИВа субъекта РФ либо муниципалитета.

Болевой точкой закупочной системы остается ценообразование в строительной отрасли. Закручивается противоречивый сюжет вокруг эксклюзивного права заказчиков изменять цену строительных контрактов в связи с удорожанием стоимости материалов. ФАС подчеркивает, что в отсутствии прозрачного ценообразования такие запросы не согласовываются (это политический принцип регулятора). Чтобы решить эту проблему служба призывает активнее пользоваться ресурсами биржевой торговли, для формирования действительно рыночных индикаторов цен на группы товаров.

– Для экономии средств бюджета в госзаказе для строительства целесообразно применять ценовые индикаторы(по аналогии с биржевыми индикаторами на топливо). Такая практика уже реализуется в некоторых регионах нашей страны, – говорит Григорий Радионов.

Благодаря большим данным Казначейства, существенно возросли аналитические возможности ФАС России в оценке состояния конкурентной среды в регионах. Примечательно, что в 2024 году произошел рост числа заявок на торгах к данным предыдущего периода. Это хороший признак, свидетельствующий о восстановлении экономики России после санкционного шока. Наилучшая динамика наблюдается в Санкт-Петербурге, который поднялся в общем рейтинге с 74 на 23 место.  Система оценки конкурентной среды региона включает в себя 10 критериев. На их основании происходит сравнение субъектов РФ.

ФАС России представит обновленную матрицу региональной конкуренции в первый день XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 23-25 апреля в Санкт-Петербурге. Состоится панельная дискуссия, организованная «Академией Контрактных Отношений» при поддержке Комитета Государственной Думы по защите конкуренции.   

Автор: Андрей Троянский

17 апреля 2025, 22:32
383
Теги: #Конкуренция #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.