Понятие «медиация» в последнее время все чаще упоминается в качестве прогрессивной технологии разрешения практически любого, казалось бы, совершенно безнадежного спора и конфликта.
Конечно, если мы говорим о семейных спорах, спорах в образовательных учреждениях, организациях здравоохранения, то действительно, перспективы медиации вполне реальны и примеры применения этой процедуры имеют место быть.
Сама процедура медиации, несмотря на некоторую неизвестность, существует в юридическом пространстве уже больше 10 лет и регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 года №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования спорой с участием посредника (процедуре медиации)».
Важно отметить, что ФЗ-193 был разработан в целях создания правовых условий для применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
Помимо прочего, Закон регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Давайте разберемся, может ли процедура медиации применяться для разрешения споров, возникающих между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в процессе государственных и муниципальных закупок, ведь с точки зрения ФЗ-193 явных запретов не наблюдается.
Чтобы ответить на этот вопрос придется обратиться к ФЗ-44, регулирующим государственные и муниципальные закупки, с точки зрения возможности привлечения медиатора в процессе исполнения контракта, так как именно этот этап в рамках закупочного процесса как правило и сопровождается конфликтными и спорными ситуациями.
К сожалению, жесткий барьер установлен в части 2 статьи 34, в соответствии с которой при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных статьей 95 ФЗ-44. Соответственно, при всем желании медиатор не сможет помирить стороны, если в результате такого примирения будет необходимо изменять условия контракта.
Что же получается, что медиации нет места в контрактной системе?
Давайте посмотрим шире. Ведь кроме связки «поставщик / заказчик», еще есть взаимодействие поставщика с другими контрагентами, включая кредитные организации, а у подрядчиков и исполнителей есть субподрядчики и соисполнители, поставщики материалов, компании, работающие на условиях аутсорсинга. И такие связи не скованны жесткими нормами ФЗ-44 и вот тут представляется реальная возможность применения процедур медиации как способа избавить стороны от долгих и затратных судебных процедур.
Так что медиация в системе закупок вполне может занять свою нишу. Осталось за малым – убедить стороны использовать медиацию в своей хозяйственной практике.
Автор: Павел Лисин
Комментариев пока нет