В Республике Башкортостан реализован проект по созданию региональной закупочной экосистемы без привлечения бюджетных средств. Рассказываем о процессе от запуска электронного магазина для проведения закупок малого объема и регионального маркетплейса – до интеграции уникальной цифровой инфраструктуры в будущую экосистему.
Но вначале немного об особенностях и проблемах систем закупок в регионах. Что послужило предпосылками появления уникального опыта.
Про затраты
Как правило, любые стратегические изменения в системе закупок на региональном уровне, связаны со множеством сложностей. Уполномоченному органу необходимо сначала потратить немалое количество бюджетных средств, профессиональных ресурсов. К тому же результат оказывается значительно отложен во времени.
Однако, компания АТМО (входит в группу ЗАКУПЩИК.РФ), доказала существование принципиально иного подхода.
В результате реализации новой модели взаимодействия с регионом, Республика Башкортостан получила полностью кастомизированную систему электронного магазина, дополнила его сервисами и перешла к развертыванию регионального маркетплейса. При этом не потратив ни рубля бюджетных средств.
Про универсальность и кастомизацию в закупочных системах
Классические аукционы и конкурсы в рамках 44-ФЗ, безусловно, существуют в парадигме федерального регулирования. Но в части закупок малого объема, закон оставляет большой простор для различных концепций управления. При должном уровне креативности, имеющееся возможности становятся действенным инструментом поддержки региональных субъектов малого и среднего предпринимательства, и местных производителей.
Но здесь нужен комплексной подход – решить столь разные задачи конкурентной политики невозможно одним единственным инструментом. Необходим целый набор взаимосвязанных сервисов, или, другими словами – экосистема.
Затрудняет создание единой универсальной системы уникальность каждого региона. Соответственно, необходима адаптация или, в широком смысле – кастомизация.
Кастомизация – это не процесс, это, скорее, принцип. Принцип выстраивания взаимосвязи текущих задач региона с существующими лучшими рыночными решения в области закупок. Его соблюдение позволяет одновременно решать комплекс задач конкурентной политики, оставаясь при этом в фокусе на особенности региона.
Про “тонкие” настройки
Каждый регион уникален в своём видении того, как должна развиваться контрактная система в закупках.
Запретной, но широко обсуждаемой и не дающей покоя многим руководителям регионов, остается тема так называемого регионального протекционизма – наделение преимуществами участия в торгах местных поставщиков и производителей.
Региональный протекционизм, безусловно, недопустим согласно Конституции, но лишь в той части, которая нарушает единое экономическое пространство. Таким образом, складывается ситуация, когда потребность в мерах поддержки местных поставщиков и производителей имеется, но присутствуют некоторые законодательные ограничения.
У протекционизма есть разная “глубина погружения”. Кого-то устроит, что основная доля госзаказа региона по генподряду достается местным поставщикам. А кому-то нужно обеспечить максимальное присутствие местных производителей во всей цепочке исполнения контракта. Для каждого уровня поддержки нужны свои организационные и технические решения, сильно отличающиеся от типовых.
Получается, что для лучшего развития конкуренции и помощи бизнеса, система должна быть настраиваемой. Также сказываются:
- различный уровень технической оснащенности заказчиков;
- разница в технической подготовке;
- насыщенность отдельных товарных рынков поставщиками.
Как это было?
Исходные данные
Республика Башкортостан начала переход к собственной закупочной экосистеме через цифровизацию закупок малого объема.
Старт проекту был дан во второй половине 2019 года при следующих исходных данных:
- отсутствие региональной информационной системы, отвечающей требованиям времени;
- отсутствие финансирования – как под создание региональной системы, так и под систему закупок малого объема;
- ведомство по регулированию контрактной системы – Госкомитет по конкурентной политике – фактически начал функционирование с апреля 2019 года.
Процесс начался с анализа и поиска положительных аспектов существовавших на тот момент возможных решений:
- подключения бесплатных сервисов;
- внедрение сервисов в рамках модели государственного частного партнерства (ГЧП).
Существующие бесплатные решения не подходили по причине отсутствия возможностей дорабатывать систему, вносить какие-либо изменения бесплатно. Это основной принцип бесплатных сервисов. Следовательно, первый вариант пришлось исключить.
И второй вариант после подробного изучения также был отклонен, несмотря на то, что в перечне объектов модели ГЧП уже существовали ИТ-системы. Основная причина – фактор времени. По опыту других регионов процедура отбора концессионера занимает до 9 месяцев. И это без учета сроков на реализацию проекта. Более того, на тот момент, успешных кейсов реализации ГЧП в ИТ-сфере не было.
Альтернатива была найдена не сразу. С одной стороны, было необходимо реализовать проект с нуля, без привлечения бюджетных средств и за короткие сроки. С другой – основным требованием являлась разработка по техническому заданию уполномоченного органа, с последующей передачей ему управления системой.
Решение
В итоге было решено разрабатывать свою платформу с особой экономической моделью – монетизацией сервиса через взимание комиссионного вознаграждения с поставщика-победителя. Техническим оператором и разработчиком выступила компания АТМО.
Следующим шагом было определение создаваемой системы малых закупок в качестве единственной площадки в регионе для осуществления закупок по п. 4, 5 ст. 93 44-ФЗ. Этому предшествовало детальное и длительное изучение нормативной базы и опыта регионов по определению какой-либо одной платформы в качестве обязательной для использования в закупках малого объема. Было получено утвердительное юридическое заключение.
Почему бесплатно?
Заинтересованность разработчика и будущего оператора системы обуславливалась возможностью внедрить собственную модель монетизации и участие в работе системы на долгосрочной основе. Единственным ограничением было, чтобы финансовая нагрузка на участников торгов не выходила за рамки аналогичных систем.
Так и родилась идея, которая была воплощена компанией АТМО (группа ЗАКУПЩИК.РФ). Проект распоряжения Главы Республики Башкортостан о внедрении данной системы и использования ее в качестве основной, прошёл в ходе принятия процедуру согласования с Федеральной антимонопольной службой по Республике Башкортостан, Прокуратурой и иными заинтересованным ведомствами.
Дополнительно, в качестве одной из гарантий соблюдения интересов региона, перед оператором было поставлено условие размещения системы путем аренды соответствующих мощностей в республиканском центре обработки данных. Что полностью исключило опасения заказчика за сохранность данных.
Результат
Система начала свою работу в ноябре 2020 года. Статистика за первые 5 месяцев промышленной эксплуатации говорит сама за себя:
- осуществляют свою деятельность более 3 тыс. заказчиков и более 3,4 тыс. поставщиков (из них 80% – это региональные поставщики);
- сумма по контрактам составила порядка 550 млн. руб.;
- экономия составила 5,7% (более 31,5 млн. руб.);
- показатель конкуренции вырос до значения 1,73.
Также, благодаря разработанному отдельному модулю системы для мониторинга, Госкомитет по конкурентной политике Республики Башкортостан смог увидеть и проблемы малых закупок:
- неверный выбор способа осуществления закупки (заключение контрактов с монополистами – есть отдельное основание);
- размещение контрактов без предмета закупки (не указано, что закупается);
- отсутствуют суммы в контракте, либо отражение общего объема работ;
- отсутствует спецификация (при необходимости ее наличия);
- дробление закупок;
- дополнительная экономия могла бы составить 77,8 млн. руб. при полном переводе закупок, совершенных вне системы, на электронный магазин.
При этом уже реализованы бесплатные для всех пользователей дополнительные сервисы, такие как:
- сервис поиска субподрядчиков;
- сервис сбора коммерческих предложений;
- сервис по формированию реестра производителей и объемов их производства;
- Республиканский Маркетплейс.
Альтернативные варианты для региона
В Республике Башкортостан была выбрана особенная модель развития закупочной системы. Ранее такой опыт в России не встречался – ни в части глубины кастомизации, ни в части применения подобной экономической модели.
Успешный опыт планируется закрепить в рамках Лучшей региональной практики Гильдии отечественных закупщиков и Государственного совета РФ – соответствующие документы подготовлены и направлены для принятия решения о включении в реестры.
Однако существуют и иные модели, которые также важно рассмотреть в ходе поиска наилучшего решения. В качестве основных можно выделить следующие:
- Собственная разработка своей “Бюджетной” (на бюджетные средства) информационной системы или приобретение лицензии на готовый вариант.
- Ожидание суперсервиса на базе Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок – ИТ решение Федерального казначейства для замены функционала электронного магазина
Обе модели предполагают наличие ограничений для региона, таких как:
- Финансовые ограничения в случае решения в пользу внедрения “бюджетной” информационной системы. Так как всю разработку и внедрение оплачивает региональный бюджет, уполномоченный орган не обладает той степенью свободы, как если бы решение было бесплатным. Также потребуются затраты на постоянные обновления и модификации в силу устаревания.
- Функциональные ограничения в обеих моделях – в системе, разработанной за свои деньги, заказчик всегда ограничен бюджетом, а в решении с суперсевисом ЕИС (если оно будет реализовано), будет присутствовать только базовый, сухой функционал закупок в силу его универсальности.
- Технические ограничения и зависимость от другого региона – в случае приобретения лицензионного продукта, разработанного другим регионом с учетом собственных особенностей.
- Зависимость от сроков разработки и внедрения – в “бюджетной” модели заказчик зависим от подрядчика или собственных разработчиков, у которых нет мотивации внедрять быстрее. А сроки создания системы в ЕИС в принципе не определены.
Продолжение следует
Компания АТМО не останавливается на достигнутом. Как поделился в своем интервью генеральный директор компании ЗАКУПЩИК.РФ Александр Геннадиевич Лыбанев, в планы входит дальнейшее развитие и реализация полноценных экосистем. Уникальный опыт Республики Башкортостан уже по достоинству оценили в других регионах, которые выбирают для себя такой путь развития. Сейчас ведутся переговоры с представителями двух субъектов РФ по разработке и внедрению аналогичных систем. Александр Геннадиевич высказал уверенность, что со временем вопрос о кардинальных изменениях систем региональных закупок станет актуальным для многих субъектов РФ, так как цифровизация и переход к сквозным технологиям – это неизбежный тренд развития государственных сервисов.
Пример такой экосистемы можно увидеть на картинке в этой статье. Состоит она из трех основных “ингредиентов” – Региональной информационной системы, Системы закупок малого объема, Электронной торговой площадки. Вместе они дают идеальное сочетание, которое позволяет сделать единую витрину закупок (как по 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) с полными интеграциями во все бюджетные системы, а также с коммерческими интеграциями. А подключение регионального маркетплейса позволяет привлекать и коммерческих заказчиков в общую экосистему.
Ссылки и контакты
- Александр Геннадиевич ЛЫБАНЕВ, Генеральный директор ООО “ЗАКУПЩИК.РУ”
Сайт: закупщик.рф, тел.: +7 (495) 740 07 01, email: info@zakupschik.ru
Комментариев пока нет