В 2022 году обновились правила участия в закупках по закону 44-ФЗ «О контрактной системе». Процедуры стали проще и прозрачнее, возможно, это привлечет в госсектор новых участников. Ситуацию анализируют эксперты Контур.Торгов.
Справка:
Закупки по закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе: заказчики — государственные и муниципальные бюджетные учреждения; поставщики — любые юридические и физлица. ИП, самозанятые.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ: внес поправки в контрактное законодательство по 44-ФЗ. Изменения вступили в силу с 2022 года.
ЕИС — Единая информационная система в сфере закупок, где размещается информация по всем прошедшим и новым закупкам: извещения, протоколы, контракты, отчеты об исполнении. Сами закупки проводятся на торговых площадках, но для доступа к тендерам госсектора участники должны быть зарегистрированы в ЕИС.
Обобщили требования к извещению
Требования к извещениям о закупке (это открытый способ информирования поставщиков о предстоящей процедуре) обобщили в статье 42 Закона 44-ФЗ. В частности, определили:
- перечень электронных документов, которые должно содержать извещение. Это описание объекта закупки, обоснование начальной максимальной цены (НМЦ), проект контракта, требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению, порядок рассмотрения и оценки заявок (для конкурса).
- сроки, в которые заказчики должны извещение размещать — для разных видов процедур;
- правила, по которым можно вносить изменения в извещение.
- количество запросов, которые можно направить заказчику для дачи разъяснений по закупке, порядок их направления заказчику и сроки ответа на на такие запросы.
Единые требования внесли ясность в правила подготовки извещений и прилагаемых к ним документов. Заказчикам стало проще их формировать, а участникам — разбираться с закупочной информацией. Когда на уровне закона, определено, что заказчик должен указать в извещении, поставщику проще отстоять свою правоту в спорных ситуациях.
Упразднили малоэффективные закупки
Из закона исключили некоторые виды закупок, их сочли неэффективными и отчасти сомнительными:
- запрос предложений,
- конкурс с ограниченным участием,
- двухэтапный конкурс.
Запрос предложений упразднили, поскольку этот способ традиционно вызывал у поставщиков много вопросов, в том числе сомнения в объективности оценки итогов. Предквалификационный отбор, который был неотъемлемой частью конкурса с ограниченным участием, больше не проводят. Открытое обсуждение заявок и предмета закупки ушло в прошлое вместе с двухэтапным конкурсом.
Сохранили понятные и прозрачные способы закупок с четко прописанными правилами, а именно:
— Конкурс (электронный открытый и закрытый, закрытый «бумажный»);
— Аукцион (электронный открытый и закрытый, закрытый «бумажный»);
— Запрос котировок в электронной форме.
Все открытые конкурентные закупки перевели в электронный вид. Бумажные процедуры применяются в редких случаях — в основном для заказов с гостайной.
Новичкам теперь проще разобраться в типах закупок и правилах участия в них.
Наиболее сложным для начинающих остаются конкурсы. Здесь своя специфика: подрядчиков оценивают исходя не только из цены предложения — важную роль играют опыт, квалификация и другие параметры, которые указал заказчик. Поэтому конкурсы, как и раньше, подходят для более опытных участников тендеров.
Сократили сроки процедур
Сроки рассмотрения заявок и подведения итогов сократили во всех способах электронных закупок. Это значит, что участники быстрее узнают результаты.
Если заявка обеспечена деньгами, то средства получится оперативно вернуть, использовать для подачи заявки в другом тендере. Для начинающих игроков это хорошая возможность участвовать в нескольких закупках, тем самым повысить шансы на получение выгодных контрактов.
Если заказчик изменил условия закупки или по запросу участника разъяснил какие-то положения извещения, то оператор площадки должен уведомить об этом участников не позднее, чем через один час (ч. 6 ст. 5 Закона 44-ФЗ). Поставщики быстрее узнают о том, что в заявку или документы нужно внести изменения, а значит, ошибок и отклонений станет меньше.
Аукционы теперь начинаются через два часа после окончания сбора заявок, их длительность ограничена пятью часами, а на подачу ставки отводится только четыре минуты (п. 5 ч. 3 ст. 49 Закона 44-ФЗ). Раньше торги начинались после рассмотрения первых частей заявок, на ставку давалось 10 минут, а продолжительность аукциона не ограничивалась — он мог затянуться на несколько суток.
Унифицировали требования к составу заявки
Общие требования к заявкам для всех видов конкурентных закупок закрепили в обновленной статье 43 Закона 44-ФЗ. Разрозненные требования к конкурсным предложениям, аукционным и котировочным заявкам ушли в прошлое. Участники стали меньше путаться и ошибаться при подготовке документов.
Например, аукционная заявка стала единым пакетом документов. Раньше приходилось готовить две части и ждать результатов их рассмотрения на разных этапах проведения тендера. Единую аукционную заявку подавать проще, особенно новичкам в закупках.
Расширили основания для отклонения заявки
Появились новые основания для отклонения участников при проведении электронных конкурсов, в частности, если (ст. 48 Закона 44-ФЗ):
— стоимость товара указана в первой части заявки. Это приравнивается к неверному оформлению, такую информацию нужно отражать в третьей части заявки — ценовом предложении
— обеспечение не соответствует требованиям. Например, в независимой гарантии неверно указана сумма обеспечения;
— поставщик из недружественного России государства;
В закрытых конкурсах применяют и другие основания для отклонения:
— поставщик пришел на тендер без приглашения;
— направлено несколько предложений по одному предмету закупки одновременно;
— цена предложения выше начальной (максимальной) цены контракта, равна нулю или поставщик готов сам заплатить за заключение контракта;
— не указаны необходимые сведения или предоставленная информация не соответствуют действительности.
Чтобы избежать отклонения заявок, новым участникам следует внимательно отнестись к их оформлению и подготовке обеспечения. Очевидный плюс: участники конкурса теперь надежнее защищены от мошенников и недобросовестных конкурентов.
Однако на практике новички редко входят на рынок госзакупок через участие в конкурсах, поэтому изменения актуальны для немногих компаний.
Упростили получение гарантий
Участники закупок должны обеспечивать исполнение обязательств по контрактам. Для этого теперь применяются независимые гарантии (ст. 45 Закона 44-ФЗ).
Перечень организаций, которые могут выдавать независимую гарантию, расширили. Кроме банков из списка Минфина, к гарантам добавились фонды содействия субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» и Евразийский Банк Развития.
Конечно, вариантов, к кому обратиться, стало больше, и сами банки оперативнее принимают решения о выдаче гарантий. Однако финансовых преимуществ немного.
К примеру, на сайте Фонда содействия кредитованию МСП указана комиссия за выдачу гарантии — от 0,75%. Это не самый низкий процент на рынке финансовых услуг, но для компаний, которые недавно открылись, предусмотрена льготная ставка — от 0,5%, что чуть ниже комиссии СберБанка. При этом оформление гарантии напрямую в банке, скорее всего, займет меньше времени, чем в Фонде содействия МСП.
Евразийский банк развития выдает независимые гарантии поставщикам из стран ЕАЭС, кроме России. Госкорпорация «ВЭБ.РФ» пока не анонсировала начало выдачи НГ.
Приемку товаров и подачу жалоб перевели в электронный вид
С 2022 года в электронных закупках приемку товаров по контрактам проводят с помощью Единой информационной системы. Законодатели упразднили бумажные документы и предпочли цифровые аналоги, а процесс обмена закрывающими документами назвали «электронным актированием».
На практике заказчики часто просят поставщиков оформить приемку и в электронном, и в бумажном виде, а сам процесс актирования вызывает много вопросов. Например, новые поставщики путаются, какие даты отгрузки указывать в ЕИС, если электронные акты формируют заранее. Они переживают, что заказчик не утвердит приемку, если подготовить акт в ЕИС в день фактической отгрузки.
Несмотря на вопросы, для новых поставщиков электронная приемка — гарантия оплаты по контракту. Действия в ЕИС бесследно не исчезнут. Если закрывающие документы утверждены и товар поставлен, заказчик обязан его оплатить в срок, который указан в контракте.
Жалобу в ФАС в открытых электронных закупках теперь можно подать только через ЕИС (в закрытых возможно и на бумаге). Это значительно упрощает для новичков процесс обжалования и ускоряет решение спорных вопросов. Новые правила минимизируют число «профессиональных жалобщиков», которые не участвуют в тендерах, но необоснованно срывают их.
Сократили сроки подписания и оплаты контрактов
Время, отведенное участникам на заключение контракта в электронных торгах, сократили до девяти рабочих дней:
- два дня у заказчика на формирование и отправку проекта контракта (прежде — 5),
- пять дней на подписание у поставщика (прежде — 3),
- два дня на подписание контракта со стороны заказчика (прежде — 5).
У поставщиков появилось больше времени на подписание контракта, а риск не успеть или не оформить вовремя банковскую гарантию снизился.
При запросе котировок в электронной форме сроки заключения контракта еще меньше:
- три часа на подготовку проекта контракта,
- один рабочий день на подписание участником,
- один рабочий день, чтобы подписал заказчик.
В электронных закупках, которые размещены в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022, сроки оплаты тоже значительно сократили:
- не более 15 рабочих дней в обычных закупках,
- не более 10 рабочих дней в тендерах для малого бизнеса (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Прежде на оплату по контрактам давалось 30 дней, но теперь это правило действует только для закрытых ”бумажных” закупок, приемка по которым не проводится через ЕИС.
С января 2023 года сроки оплаты снова подрежут — до 10 рабочих дней по общему правилу и семи рабочих дней для СМП и СОНКО. Для федеральных заказчиков такие сжатые сроки уже действуют (постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496).
Нововведение сокращает время оплаты по выполненным обязательствам. Поставщики быстрее получают прибыль и могут вложить деньги в другие проекты, что особенно актуально для новичков на рынке госзаказа — на этапе «раскрутки» средства не бывают лишними.
Подведем итоги: жить новичкам стало проще
Большая часть поправок, которые вступили в силу в 2022 году, заметно упрощает новичкам выход на рынок госзаказа:
— правила становятся прозрачными,
— цифровизация закупок сокращает временные и трудозатраты на подготовку к тендерам,
— сокращаются сроки проведения закупок и оплаты по исполненным контрактам.
Но есть и нововведения, которые перекрыли вход в отдельные закупки неопытным поставщикам: государство заинтересовано в надежных исполнителях для крупных и дорогих заказов.
Основные изменения в закупках, важные для поставщиков с небольшим опытом участия
Новые меры | Эффект для поставщика-новичка |
Единые требования к извещению | При четких правилах проще разбираться с информацией о закупке и отстаивать свою правоту в случае спора |
Уменьшение видов закупок | Сомнительные процедуры ушли, остались прозрачные способы закупок с четкими правилами |
Сокращение сроков проведения тендеров | Закупки проходят быстрее, больше возможностей участвовать в разных тендерах. Быстрее можно вернуть обеспечение заявки. |
Единые требования к составу заявки | Проще готовить документы. |
Новые основания для отклонения заявки | Касаются конкурсов. Новые правила не усложняют участие, но начинающие поставщики редко выходят на рынок госзакупок через конкурсы. |
Замена банковской гарантии на независимую | Вариантов для оформления гарантии стало больше, а банки оперативнее принимают решение по их выдаче |
Универсальная предквалификация | Перекрывает доступ новым поставщикам к дорогим закупкам: без опыта к таким тендерам их не допустят. |
Электронное актирование и электронное обжалование | Практика пока только нарабатывается. Плюс: электронная приемка — гарантия оплаты по контракту. Обжалование через ЕИС ускоряет решение спорных вопросов. Сокращается количество участников, которые “жалуются”, чтобы сорвать тендер. |
Сокращение сроков подписания контракта | На подписание соглашения у поставщика теперь больше времени, а риск не уложиться в сроки — меньше |
Уменьшение срока оплаты по контрактам | Оплата приходит быстрее, деньги можно вложить в следующие тендеры. |