Site icon Цифровые Закупки

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ

Закон о госзакупках устанавливает целый ряд форматов, при которых допускается приобретать продукты питания для нужд федерального или муниципального уровня. В этот список входят: закрытый, электронный аукцион, запрос котировок/предложений, заключение контракта с единственным исполнителем. Пункт 2.1 ст. 56 закона 44-ФЗ указывает, что особые правила распространяются на конкурсы с ограниченным участием – при выборе одного из указанных выше форматов определения подрядчика они не действуют.

Закупка продуктов питания по 44-ФЗ, проводимая в виде конкурса либо аукциона, предполагает обязательное предоставление обеспечения заявки. Если у поставщика на данный момент нет свободных средств, он имеет право прибегнуть к тендерному займу.

Госзаказчики нередко пользуются своим правом по 44-ФЗ приобретать товар на сумму до 100–500 тысяч рублей без проведения конкурса, заключая договор с одним исполнителем. Данный подход достаточно распространен, но требует соблюдения установленных законом условий проведения подобных мероприятий. Однако слишком активное применение внеконкурсного формата закупок способно спровоцировать повышенное внимание со стороны ФАС. Действия покупателя будут приравнены к нарушению, если проверяющие увидят искусственное дробление НМЦК, которое позволило избежать проведения конкурентной процедуры.

5 важных нюансов закупок продуктов питания по 44-ФЗ

При закупке продовольственных товаров заказчикам приходится сталкиваться с пятью сложностями. Речь идет о национальном режиме, дополнительных требованиях, относящихся к опыту работы исполнителей в сфере закупок, строгом контроле приемки продукции, обосновании суммы соглашения при демпинге и необходимости максимально подробного описания предмета торгов.

1. Национальный режим.

Муниципальные и государственные учреждения обязаны выбирать именно российские товары, проводя закупку продуктов питания по 44-ФЗ. Дело в том, что на данный момент действуют установленные правительством ограничения на приобретение некоторых видов продукции, выпущенной за границей. А именно в ПП РФ № 832 включены:

Покупатель должен отклонить предложения по приобретению иностранных товаров, если им получены хотя бы две заявки, отвечающие таким условиям:

В заявке поставщику нужно прописать страну-производителя. А уже при поставке ему придется подать заказчику документы, подтверждающие установленное законом происхождение продукции. В противном случае покупатель может разорвать контракт на закупку продуктов питания по 44-ФЗ.

Вне зависимости от формата торгов в заявке нужно прописать название компании-изготовителя. Отсутствие таких сведений способно стать причиной для отклонения заявки.

Если иностранные поставщики допущены к торгам, процедура осуществляется в соответствии с приказом № 126н от 04.06.2018 г. Данный акт предполагает ряд преференций по цене контракта для поставщиков из ЕАЭС:

2. Дополнительные требования к квалификации.

Постановление правительства РФ № 99 позволяет расширить список требований к потенциальным исполнителям, если:

Исполнитель должен подтвердить наличие опыта тендерной деятельности, предоставив хотя бы один договор, исполненный по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ не позже, чем в течение последних трех лет. Важно, чтобы такой госконтракт был заключен на сумму от 20 % от НМЦК текущей закупки. Допустим, поставщик собирается участвовать в конкурсе с ограниченным участием с НМЦК, равной 800 тысяч рублей. Тогда ему необходимо иметь опыт исполнения договора на сумму от 160 тысяч рублей. Также исполнитель прикрепляет копии выполненных соглашений, актов приемки, данные о которых есть в реестрах контрактов в ЕИС. Закон позволяет подавать документы вне зависимости от конкретного типа поставленных продовольственных товаров. Например, проходит закупка продуктов детского питания по 44-ФЗ. Потенциальный исполнитель имеет право подать бумаги, свидетельствующие о наличии у него опыта поставки по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ любых других продуктов.

По п. 2.1 ст. 56 закона 44-Ф, при использовании заказчиком других форматов торгов не требуется выставления дополнительных требований.

3. Полное соответствие действующим ГОСТам, строгий контроль приемки продукции.

Продукты питания принимаются заказчиком по правилам, зафиксированным в тексте соглашения. Покупатель имеет право организовать экспертизу своими силами или воспользоваться услугами приглашенных лиц. Приемка после закупки продуктов питания по 44-ФЗ предполагает проверку:

Если покупателя не устраивает хотя бы один из указанных пунктов, он может не принимать товар – для этого ему нужно составить мотивированный отказ.

4. Обоснование цены контракта при демпинге.

По п. 9 ст. 37 закона 44-ФЗ, если стоимость товара снижена исполнителем на 25 % и более от НМЦ, ему придется обосновать такие цифры, предоставив:

5. Дополнительные требования, содержащиеся в описании предмета закупки.

Нередко заказчики выставляют достаточно специфические условия при закупке продуктов питания по 44-ФЗ, например:

На данный момент министерство сельского хозяйства РФ работает над типовым проектом контракта, чтобы на его основе заказчики проводили закупки продуктов питания по 44-ФЗ. Всего к данному документу планируется подготовить шесть приложений: спецификация; техзадание; форма заявки; этапы поставки; список адресов, по которым должна быть доставлена продукция; шаблон для акта сдачи-приемки товара.

Прежде чем подать заявку на участие в подобном тендере, проверьте, что вы выполняете два ключевых положения:

Планирование закупки продуктов питания по 44-ФЗ

В процессе планирования торгов покупателю рекомендуется опираться на такие правила:

Составление ТЗ для закупки продуктов питания

Речь пойдет о не самой простой задаче, которую придется выполнить при подготовке к поставке продуктов питания. Если вы не готовы столкнуться с неприятными неожиданностями, рекомендуется соблюдать правила, содержащиеся в ст. 33 закона 44-ФЗ. Техзадание может оформляться в формате текста, таблицы.

При закупке продуктов питания по 44-ФЗ техзадание составляется таким образом:

Далее документ публикуют в Интернете. Закупки макаронных изделий, муки, круп и других продовольственных товаров осуществляются на ЭТП. На такой площадке выкладывают все сведения, касающиеся сроков поставки, средств финансирования, способов расчетов, пр. Для скачивания есть проект контракта по закупке продуктов питания.

Предоставление преимуществ при закупке продуктов питания по 44-ФЗ

По ст. 28 закона 44-ФЗ, заказчик должен предоставлять преимущества УПУИС при закупке ТРУ, указанных в ПП РФ № 649 от 14.07.2014 г. В данный перечень входят такие продукты питания (допускается их приобретение образовательными учреждениями): изделия колбасные вареные, в том числе фаршированные (код по ОКПД2 — 10.13.14.110); фрукты переработанные, консервированные (10.39.25); сыры, продукты сырные, творог (10.51.40); супы, бульоны, заготовки для их приготовления (10.89.11); яйца без скорлупы, желтки яичные в любом виде (10.89.12.110).

Преимущества даются УПУИС по требованию, их максимальный размер – 15 % от предлагаемой цены контракта.

Статья 29 закона о госзакупках предполагает, что при закупке отдельных видов продуктов питания заказчик предоставляет преимущества организациям инвалидов. В данном случае преимущества даются в порядке, действующем для УПУИС. Для данного случая перечень льготных продуктов питания зафиксирован в ПП РФ № 341 от 15.04.2014 г. В него входят следующие товары: полуфабрикаты мясные (код по ОКПД2 — 10.13.14.164); фруктовые, овощные соки (10.32.1); изделия хлебобулочные разных сроков хранения (10.72.19; 10.71.11).

В процессе подготовки к закупке продуктов питания, в том числе детских, по 44-ФЗ заказчик должен подробно ознакомиться со всеми установленными законом требованиями и ограничениями.

Источник

Exit mobile version