Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области: 11-15 апреля 2022 г

Правовой обзор от Комитета по конкурентной политике Московской области: 11-15 апреля 2022 г
Теги: #Правоприменительная практика

I. Обзор законодательства

1.1. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204160022)

Данный Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2022 года за исключением абзаца четвертого подпункта «б» пункта 2 статьи 1 указанного закона, который вступит в силу 1 апреля 2023 года.

Напомним, что документ направлен на утверждение единых требований к независимым гарантиям для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в части, касающейся Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” документом установлено, что:

– для обеспечения заявки на участие независимая гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным частью 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”(далее – Закон № 44-ФЗ);

  • информация о независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие, должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный частью 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ;
  • независимая гарантия не может быть отозвана выдавшим ее гарантом;
  • для обеспечения заявки на участие срок действия независимой гарантии должен составлять не менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • для обеспечения исполнения договора срок действия независимой гарантии должен составлять не менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства;
  • в отношении независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения договора, независимая гарантия не должна содержать условие о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых независимой гарантией.

Кроме того, Правительство РФ утвердит доптребования к независимой гарантии и ее форму.

Как уже было отмечено, большинство поправок вступит в силу с 1 июля 2022 года, поэтому Положения о закупках нужно привести в соответствие с ними до 1 октября 2022 года.

1.2. На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204160016)

Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2022 года.

Напомним, что целью данного Федерального закона является нивелирование последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Документом предусматривается установление в Законе № 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Помимо этого, в Закон № 223-ФЗ внесены изменения, предусматривающие установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства “под ключ”, что позволит заказчикам:

  • определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых “работ и оснащение объекта капитального строительства;
  • упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Кроме того, предусматривается совершенствование информационного обеспечения закупок, в том числе по вопросам размещения в единой информационной системе в сфере закупок и на ее официальном сайте планов закупки товаров, работ, услуг, информации о закупке, предусмотренной частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, уведомлений и заключений, формируемых при проведении оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

1.3. Письмо Минфина России от 8 апреля 2022 г. № 24-01-08/30604

Представители Минфина России ответили на некоторые вопросы, связанные с применением при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 “Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры” (далее – Постановление № 301).

В частности, в письме разъяснено, что применение Постановления № 301 является обязанностью заказчиков, в отношении которых непосредственно введены санкции и (или) меры ограничительного характера. При этом указанные заказчики осуществляют закупки либо путем проведения закрытых конкурентных процедур, в том числе в электронной форме, либо путем проведения неконкурентных закупок, информация о которых не размещается в ЕИС. Эти закупки не учитываются при определении объема закупок у субъектов МСП.

Также отмечается, что Постановление № 301 подлежит применению в отношении всех осуществляемых соответствующими заказчиками закупок, в том числе находившихся на этапе определения контрагента на момент вступления в силу Постановления № 301.

Информация и документы о закупках, осуществляемых в соответствии с Постановлением № 301, не вносятся в реестр договоров.

Напомним, что в соответствии с Постановлением № 301 в качестве оснований неразмещения в ЕИС сведений о закупке и информации о контрагенте определены случаи введения:

  • политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц;
  • мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

Кроме этого, согласно документу, информация о закупке и поставщиках не размещается заказчиками – кредитными организациями, если соответствующие санкции и меры ограничительного характера введены в отношении лиц, контролирующих кредитную организацию.

1.4. Письмо Минфина России от 11 апреля 2022 г. № 24-07-08/30988

Минфин России дал разъяснения относительно изменения договора, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В частности, в письме указано, что договор, заключенный на основании Закона № 223-ФЗ может быть изменен в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Так, условия вышеуказанного договора можно изменить по соглашению сторон при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (п 1 и п. 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

При этом в случае, если в положении о закупке установлено, что изменение условий договора по соглашению сторон не допускается, то заказчик вправе при необходимости рассмотреть вопрос о внесении изменений в положение о закупке в указанной части.

Дополнительно Минфин России напомнил, что Правительством Российской Федерации 6 марта 2022 г. изданы Директивы № 2182п-П13кс представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р, закупки которых осуществляются в соответствии с Законом № 223-ФЗ, предусматривающие принятие решений, обеспечивающих:

– неприменение в 2022 году штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных договором, в связи с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств;

– возможность в 2022 году изменения условий договора, если в связи с введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств при исполнении такого договора возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения без изменения условий.

1.5. Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ, в частности:

1) сокращены максимальные сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2022 года до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;

2) расширены возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;

3) установлена возможность до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.

1.6. Федеральный закон от 16.04.2022 № 109-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд»

Законом предусматривается:

1) Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение исполнения договора, заключенного по результатам такой закупки, будет возможно предоставлять в виде независимой гарантии, требования к которой регламентируются Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2) Правительство РФ наделяется правом установления типовой формы независимой гарантии, формы требования об уплате денежной суммы по такой гарантии, а также дополнительных требований к ней.

Вводимое законом регулирование позволит минимизировать необоснованные отказы заказчиков в принятии независимых гарантий при осуществлении закупок.

Документ вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением ряда положений, вступающих в силу с 1 апреля 2023 г. Также устанавливается обязанность заказчиков привести свои положения о закупках в соответствие с Федеральным законом до 1 октября 2022 г.

1.7. Проект федерального закона № 107527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 и 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизма заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами (офсетный контракт))

Законопроектом предусматривается:

1) Снижение минимального размера инвестиций с 1 млрд. рублей до 100 млн.

2) Возможность проведения межрегиональных офсетных закупок (минимальный размер инвестиций 400 млн).

3) Возможность осуществления закупки не только государственным заказчиком, но и уполномоченным учреждением (уполномоченным органом, иными заказчиками

4) Сокращение срока заявочной кампании с 60 до 15 дней.

5) Особенности осуществления закупок у единственного поставщика-инвестора, в том числе если объем инвестиций межрегиональному офсету превышает 1 млрд. рублей.

1.8. Письмо Минфина России от 08.04.2022 № 24-01-09/29768 «О направлении информации о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. № 417»

Невозможность исполнения поставщиком контракта, возникшая вследствие введения санкций, является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в реестр, поставщику представляется целесообразным с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.

1.9. Письмо Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и некоторых актов Правительства Российской Федерации»

  • Изменение госконтракта по причине непредвиденных обстоятельств

На основании ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ по согласию сторон можно менять контракт, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Ведомство отметило: в их числе обстоятельства непреодолимой силы.

Минфин России также уточнил, что при наличии решения правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации по указанному основанию меняют любые существенные условия сделки без предела для корректировки, например, цены или срока контракта. В решениях можно предусмотреть правила их применения.

По указанному основанию корректируют также строительные контракты со сроком исполнения менее 1 года, если это не получилось сделать в соответствии с ч. 70 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

  • Региональные госзакупки у едпоставщика

До конца года, в частности, регионы могут определять дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом.

Ведомство уточнило: в таких случаях контракт заключают не позднее 31 декабря. Его срок исполнения может истекать после указанной даты.

  • Медицинские госзакупки

В течение 2 лет государственные или муниципальные медорганизации могут приобретать лекарства, медизделия и расходные материалы у едпоставщика на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при соблюдении ряда условий.

Минфин России отметил, что пока такие закупки нельзя проводить по правилам «электронного магазина».

1.10. На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 “Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году” (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204120006?index=0&rangeSize=1)

Указанным Постановлением в 2022 году предусмотрена возможность заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности при условии, что территория частного участка необходима для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Кроме того, Постановление устанавливает следующие особенности предоставления земельных участков в 2022 году:

  1. Гражданину может быть продан государственный или муниципальный земельный участок без проведения торгов в том случае, если данный земельный участок предоставлен такому гражданину в аренду для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения садоводства или огородничества для собственных нужд, и при этом если в рамках проведения государственного земельного надзора в отношении данного земельного не было зафиксировано нарушений земельного законодательства.
  2. Государственный или муниципальный земельный участок может быть предоставлен в аренду гражданину или организации без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций. При этом договор аренды в обязательном порядке должен содержать запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от данного договора в случае неиспользования земельного участка в целях, для которых такой земельный участок предоставлен. В случае неиспользования земельного участка по назначению, арендодатель обязан направить арендатору уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора.

Вместе с тем предоставление земельных участков для вышеуказанных целей может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

  1. Изменен срок проведения некоторых связанных с землей процедур. Например, срок на осуществление проверки уполномоченным органом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и обстоятельств, касающихся возможности или невозможности выставления земельного участка на аукцион (подпункт 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ) сокращен с двух месяцев до 14 дней. Также с 30 до 14 дней сокращен срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ. До 14 дней сокращены сроки и иных процедур.

Некоторые сроки сокращены до 10 (абзац первый пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ) или 20 дней (подпункт 2 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ и иные) соответственно.

  1. Наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, по инициативе гражданина или юридического лица может осуществляться подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельного участка или земельных участков в границах населенных пунктов для проведения аукциона по продаже земельного участка или земельных участков или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или земельных участков, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

1.11. Госдумой в первом чтении принят проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О защите конкуренции» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/57343-8)

Напомним, что законопроект направлен на обеспечение возможности предоставления государственных и муниципальных преференций, в том числе в виде заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества без торгов, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) предусмотрена поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее – физические лица, применяющие специальный налоговый режим).

Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 209-ФЗ физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе обратиться в порядке и на условиях, которые установлены частями 2- 6 статьи 14 Федерального закона
№ 209-ФЗ, за оказанием следующей поддержки, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной; поддержки в сфере образования, в области ремесленной деятельности; поддержки при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентируется порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Частью 1 статьи 19 (глава 5) Федерального закона № 135-ФЗ установлены цели предоставления государственных и муниципальных преференций. К таким целям отнесена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Предоставление государственных и муниципальных преференций в иных целях не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за рядом исключений, к которым относится предоставление прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 Федерального закона № 135-ФЗ.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получения государственного (муниципального) имущества без торгов, в то время как физические лица, применяющие специальный налоговый режим, как правило, такой возможности лишены, несмотря на предусмотренное Федеральным законом № 209-ФЗ равенство прав на получение имущественной поддержки.

В целях обеспечения согласованности положений вышеуказанных актов федерального законодательства и единообразного подхода к предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, предлагается внести в часть 1 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ изменение, предусматривающее отнесение поддержки указанных физических лиц к целям предоставления государственных (муниципальных) преференций.

1.12. В Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/107555-8)

Законопроект разработан в целях совершенствования федерального законодательства в сфере предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно: установления дополнительных гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, пострадавших в результате неисполнения застройщиками обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирных домах.

Как показывает практика, одним из способов решения проблемы пострадавших дольщиков является привлечение нового инвестора для завершения строительства проблемного объекта.

При этом одной из мер, привлекающих инвесторов, является предоставление им земельных участков, включая предоставление земельных участков, на которых расположены проблемные объекты, в аренду без торгов (пункт 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также перераспределение смежных земельных участков (подпункт 4 пункта 1 статьи 392 ЗКРФ).

В качестве альтернативного механизма законопроектом предлагается предусмотреть возможность дополнительно к земельному участку, на котором расположен проблемный объект, включенный в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), предоставлять застройщику смежный земельный участок, имеющий общую границу с указанным земельным участком.

Для этого законопроектом предусмотрено расширение перечня случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов в целях завершения строительства проблемных объектов.

Устанавливаемый законопроектом случай предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов направлен, прежде всего, на финансовую поддержку юридических лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к застройщику в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, участие которых допускается в процедуре обязательств застройщика перед участниками строительства в случае, если публично-правовая компания “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства” (далее – Фонд) или Фонд субъекта Российской Федерации приняли решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства либо решение о финансировании мероприятий Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации не было получено конкурсным управляющим в течение шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства.

Введение нового основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов нацелено на повышение интереса потенциальных инвесторов, являющихся коммерческими застройщиками, к принятию на себя обязательства по завершению строительства объекта незавершенного строительства и исполнению обязательств проблемного застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, в случаях, когда Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации отказались от финансирования мероприятий по завершению строительства проблемных объектов.

Получение прибыли застройщиками от реализации смежных земельных участков позволит им исполнить принятые на себя указанные обязательства, что будет способствовать сокращению количества действующих проблемных объектов, наибольшее количество которых в настоящее время находится на территориях Московской области (773), Краснодарского края (255) и Ленинградской области (209).

II Правовые новости

2.1. Руководитель ФАС России обсудил меры поддержки бизнеса с бюро правления РСПП.

Речь шла о сотрудничестве в вопросах регулирования рынков и развитии инструментов антимонопольного контроля.

Как отметил Максим Шаскольский, ФАС России взаимодействует с представителями бизнес-сообщества и принимает активное участие в разработке мер поддержки отраслей экономики.

Руководитель службы подчеркнул, что Правительство РФ принимает системные и оперативные меры поддержки бизнеса, направленные, в том числе, на сохранение рабочих мест, упрощение требований контрольно-надзорных органов, субсидирование кредитных ставок для бизнеса и ряд других мер.

Правительство Российской Федерации поддержало предложенные ведомством подходы в части тарифного регулирования электросетевого комплекса и ЖКХ, что позволит обеспечить бесперебойную работу инфраструктурных объектов жизнеобеспечения, а также сдержать темпы изменения тарифов. Кроме того, ФАС России сократила сроки рассмотрения документов по сделкам экономической концентрации. Также служба внесла в Правительство РФ предложение распространить уведомительный порядок на сделки до 2 млрд рублей (на текущий момент такой порядок установлен для сделок на сумму до 800 млн рублей).

В завершение Максим Шаскольский рассказал о разработке ведомством нормативных правовых актов и рекомендаций, которые направлены на приоритетное насыщение внутреннего рынка и обеспечение ответственного ценообразования.

2.2. Объем госзакупок бюджетных учреждений в России снизился на 48%

В первом квартале 2022 года объем закупок по 44-ФЗ (заказчики – федеральные и муниципальные бюджетные учреждения) снизился на 48%. Кроме того, сократились суммы закупок – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели уменьшились на 47%, говорится в исследовании ресурса «Контур.Торги».

По словам аналитиков «Контур.Торгов», причиной спада числа госзакупок по 44-ФЗ стали, в том числе, изменения в законодательстве, вступившие в силу в 2022 году. Согласно им, заказчики не обязаны публиковать данные об участниках закупок. Вторая причина – в нестабильной экономической ситуации в стране и введенных санкциях, из-за которых выполнение ряда контрактов оказалось под вопросом.

Лидером закупок по 44-ФЗ стала Москва, при этом в первом квартале 2022 года столичные бюджетные учреждения потратили на госзакупки практически в четыре раза меньше денег, чем в тот же период 2021 года – 528 млрд рублей против 1,978 трлн рублей.

Стабильными по затратам регионами считаются Республика Татарстан (плюс 4% к показателю прошлого года) и Челябинск (плюс 1%). Наибольший прирост показал Ямало-Ненецкий автономный округ (плюс 13%).

Самыми «затратными» отраслями стали фармацевтика и медицинская аппаратура. Сумма трат в фармацевтике увеличилась с 183 млрд рублей до 287 млрд рублей. В свою очередь, прирост трат при закупках медицинской аппаратуры составил 6%. Наибольшее снижение зафиксировано в сфере науки и исследований (минус 61%), а также энергетики (минус 49%).

Генеральный директор торговой площадки «Росэлторг» Андрей Кашутин считает, что на снижение темпов и объемов закупок могли повлиять негативные ожидания потенциальных участников закупок. «Рост цен и валютные колебания привели к осторожным стратегиям поведения продавцов, такое явление можно заметить не только в госзакупках. В отдельных регионах магазины и склады закрывались до уточнения ценовой политики производителей и решения проблем с логистикой», – пояснил эксперт.

В свою очередь, объем закупок по 223-ФЗ (заказчики – госкомпании, естественные монополии, организации в сфере энергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и некоторые другие категории), который в последние годы стабильно рос, в первом квартиле 2022 году снизился на 47% – до 4,3 трлн рублей (годом ранее – 8,2 трлн рублей). При этом количество объявленных закупок осталось на прежнем уровне – 0,4 млн.

«В закупках по 223-ФЗ растет количество отменяемых процедур. Такой тренд наблюдается с начала 2021 года, но не так заметно проявлялся, как с февраля 2022. Возможно, заказчики действуют таким образом, чтобы скорректировать цены исходя из последних изменений на рынке. И в итоге отмененные закупки проведут заново, а не отменят окончательно», – пояснила эксперт «Контур.Торгов» Мария Резник.

Количество участников в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ также уменьшилось. Если в первом квартале 2021 года показатели составляли 165 тыс. и 17 тыс. участников, то теперь это число варьируется около 89 тыс. и 14 тыс. участников соответственно.

По словам Кашутина, многие поставщики стали применять «осторожные стратегии» при участии в закупках.

«Временное снижение деловой активности участников торгов связано с высокой волатильностью национальной валюты в марте этого года и зависимостью от поставок иностранных комплектующих», – подчеркнул эксперт.

По его словам, поставщики, опрошенные «Росэлторгом», также жаловались на трудности с логистикой, которые коснулись и товаров, которые не относятся к санкционным.

Источник: https://rg.ru/2022/04/15/obem-goszakupok-biudzhetnyh-uchrezhdenij-v-rossii-snizilsia-na-48.html 

2.3 Росреестр проведет геодезические спутниковые измерения на территории Антарктики.

Росреестр проводит топографо-геодезические и картографические работы в рамках 67-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ), сообщила заместитель руководителя Росреестра, руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова.

Экспедиция проходит с ноября 2021 года по май 2022 года по распоряжению Правительства Российской Федерации для обеспечения функционирования российских антарктических станций и полевых баз.

В состав экспедиции вошли 120 специалистов, среди которых также представители Росреестра, Роскосмоса, Роснедр, Росгидромета, Российской академии наук, Федерального агентства научных организаций, Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Итогом работ станет создание новых контрольных реперов гидрологического поста, обследование существующих гравиметрических пунктов, создание цифровых топографических карт и планов, а также получение результатов гидрографических промерных работ. Вся измерительная информация будет включена в федеральный фонд пространственных данных.

Заместитель руководителя Росреестра отметила важность проведения геодезических работ в стратегическом для России антарктическом регионе.

«В рамках экспедиции будет подробно изучен антарктический шельф с целью развития транспортной и сервисной инфраструктуры, обеспечения промышленной и экологической безопасности региона. За 6 месяцев представители Росреестра выполнят спутниковые измерения на периодически определяемых пунктах ФАГС Мирный, Новолазаревская, долговременные измерения по программе ФАГС на полевых антарктических базах Молодежная и Оазис Бангера, проведут научные исследования процессов долговременной динамики движения льда, изменения высот ледникового и снежного покрова (геодезические спутниковые измерения для определения координат и высот геодезических пунктов  – 15 пунктов (ледовых вех) в районе российской антарктической станции Прогресс и полевой базы Русская, рекогносцировку и закладку основного и контрольного реперов гидрологического поста, выполнят комплекс  гидрографических промерных работ на прибрежную территорию российской антарктической станции Беллинсгаузен. Топографо-геодезические и картографические работы в Антарктике – это важный шаг на пути к созданию Единой системы управления геодезической сетью», – заявила Елена Мартынова.

В части картографического обеспечения ведомством будет выполнен комплекс полевых топографо-геодезических работ с целью создания цифрового топографического плана масштаба 1:2000 – 9 кв. км,  создания цифровой топографической карты масштаба 1:10 000 – 100 кв. км, создание цифровых топографических планов в масштабе 1:2000 – 7 листов, создание цифровых топографических карт в масштабе 1:10 000 – 5 листов, и создание электронных навигационных карт (цифровые крупномасштабные морские карты) в масштабе 1:2000 на прибрежную территорию российской антарктической станции Беллинсгаузен.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-provedet-geodezicheskie-sputnikovye-izmereniya-na-territorii-antarktiki/

2.4 Более 2,7 млн объектов поставлено на кадастровый учет в 2021 году.

Росреестр подвел итоги государственного кадастрового учета объектов недвижимости за 2021 год. Всего за этот период поставлено на государственный кадастровый учет свыше 2,7 млн объектов. Ведомство продолжает системную работу по сокращению сроков предоставления услуги для заявителей. Об этом рассказала заместитель руководителя Росреестра Татьяна Громова.

Она отметила, что срок предоставления услуги существенно сокращен.

«В среднем в марте постановка на государственный кадастровый учет занимала 3 рабочих дня, учет и регистрация прав в рамках единой процедуры – 5 дней. Совершенствование механизмов, тесное взаимодействие с регионами позволило нам добиться намного более оперативных сроков предоставления услуг, чем это закреплено законодательно», – рассказала заместитель руководителя ведомства.

На особом контроле объекты бытовой недвижимости, инфраструктурные и социальные объекты.

«Проведение государственного кадастрового учета необходимо для вновь возведенных или ранее не зарегистрированных объектов недвижимости, зарегистрированных – прекративших существование, а также претерпевших существенные изменения характеристик», – разъяснила она.

По итогам 2021 года в федеральных округах Российской Федерации было внесено в ЕГРН следующее количество объектов: Центральный ФО – 582,7 тыс., Приволжский ФО – 566,7 тыс., Северо-Западный ФО – 397,7 тыс., Южный ФО – 211,4 тыс., Дальневосточный ФО – 310,6 тыс., Сибирский ФО – 304,7 тыс., Уральский ФО – 257,2 тыс., Северо-Кавказский ФО – 95,9 тыс.

Лидеры среди регионов – Приморский край (более 230 тыс.), Республика Татарстан (более 150 тыс.), Санкт-Петербург (более 140 тыс.).

Государственный кадастровый учет необходим для дальнейшей регистрации права на объект недвижимости. Росреестром реализована единая процедура, включающая в себя постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/rosreestr-bolee-2-7-mln-obektov-postavleno-na-kadastrovyy-uchet-v-2021-godu/

2.5 Олег Скуфинский: Кадастровая оценка должна стать аналитическим инструментом капитализации территорий.

В рамках ведомственной программы цифровой трансформации Росреестра планируется преобразование Фонда данных государственной кадастровой оценки (ГКО). Это обеспечит автоматизацию процессов ГКО, включая анализ и обработку сведений о семантических и пространственных данных об объектах оценки, объектах-аналогах, ценообразующих факторах, территории и иных сведений, используемых для расчета. Вопросам развития системы ГКО была посвящена стратегическая сессия, проведенная в ведомстве. В ней приняли участие руководитель Росреестра Олег Скуфинский, профильные специалисты службы и подведомственных учреждений (ФГБУ «ФКП Росреестра»), эксперты. Модератором мероприятия выступила заместитель руководителя службы, руководитель цифровой трансформации службы Елена Мартынова

Руководитель ведомства Олег Скуфинский заявил, что цифровая трансформация государственной кадастровой оценки позволит исключить или минимизировать возможные ошибки при определении кадастровой стоимости и несопоставимость данных.

«Мы работаем над созданием механизма, который станет поддержкой при принятии решений на любом уровне, обеспечит рост капитализации территорий. Система станет удобнее, предоставит гражданам, профессиональным участникам рынка, органам власти больше опций и возможностей», – отметил руководитель службы.

Заместитель руководителя Росреестра Елена Мартынова рассказала, что в ближайшее время результаты стратегической сессии будут обобщены, ведомством будет организована расширенная форсайт-сессия.

«Мы пригласим участников системы кадастровой оценки, общественность, разработчиков программных продуктов и экспертов. Только вместе мы сможем разобрать существующие проблемы, найти решения и провести системные изменения повысить точность кадастровой оценки и минимизировать споры», – объяснила она.

В 2020 году принят закон, устанавливающий единый цикл государственной кадастровой оценки, что даст возможность представить актуальную кадастровую стоимость на единую дату по единой методологии для всей страны. Согласно принятому закону, государственная кадастровая оценка проходит каждые 4 года, а в городах федерального значения – раз в 2 года (при принятии такого решения). Ранее год проведения государственной кадастровой оценки определялся на региональном уровне, что иногда приводило к нарушению установленной периодичности таких работ и несопоставимости результатов определения кадастровой стоимости в разных субъектах по однотипным объектам недвижимости.

В ходе стратегической сессии специалисты обсудили изменение подходов к проведению государственной кадастровой оценки, значимость результатов ГКО для людей при различных жизненных ситуациях и возможность расширения сферы их применения.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/oleg-skufinskiy-kadastrovaya-otsenka-dolzhna-stat-analiticheskim-instrumentom-kapitalizatsii-territo/

III. Судебная и административная практика

3.1 Решение Тульского УФАС по делу № 071/07/3-153/2022 от 05.03.2022

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Управление) поступила жалоба ИП Азизова Е.Ю. (далее – Заявитель) на действия (бездействие) АО «ТНС энерго Тула» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по ограничению и возобновлению режима энергопотребления.

Заявитель посчитал, что требования, предъявляемые к участникам торгов, не соответствуют нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г.№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Требования Заказчика включают в себя наличие не менее одной единицы автовышки с водителем для организации и безопасного проведения работ на высоте, а также положительного опыта по заключенным договорам на выполнение работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства.

Оценив доводы жалобы, Управление не нашло оснований для признания жалобы обоснованной и разъяснило, что уменьшение числа участников процедуры в результате предъявления к ним требований не является нарушением принципа равноправия, если это предоставляет заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем своих обязательств и не направлено на установление преимуществ отдельным лицам, либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Факт наличия права заказчика запросить у участников аукциона документы и сведения также не является нарушением, поскольку не затрагивает права и законные интересы заявителя.

3.2 Решение Новосибирского УФАС по делу 054/01/18.1-227/2022 от 16.02.2022.

В Новосибирское УФАС России (далее – Управление) поступила жалоба ООО «Невастройпроект» (далее – Заявитель) на действия заказчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Заказчик) при проведении торгов в форме открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной автоматики на объектах Западно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств.

Доводом жалобы было несогласие Заявителя с решением Заказчика о признании заявителя уклонившимся от заключения договора при направлении им банковской гарантии.

Осмотрев представленную в материалы дела документацию Управление не усмотрело оснований для признания жалобы обоснованной, поскольку к подписанному проекту договора заявитель приложил проект банковской гарантии в формате Word, в котором отсутствовали подписи и печать банка. Такой документ не мог быть принят в качестве обеспечения проекта договора. Позже, нарушив регламентированный срок на два календарных дня, Заявитель направил на электронную почту Заказчика скан-копию банковской гарантии. Доводы жалобы признаны необоснованными, в действиях заказчика не усматривается нарушение порядка организации и проведения торгов.

3.3 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2022 г. № Ф02-782/22 по делу № А78-7215/2021.

Общество с ограниченной ответственностью «ОПТ-ТРЕЙД» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее соответственно – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения Управления.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционная инстанция поддержала решение суда первой инстанции.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судом было установлено, что закупка проводилась в форме открытого запроса котировок в электронной форме на поставку запорно-пломбировочных устройств для ядерных материалов. Предметом жалобы, поданной обществом в антимонопольный орган было несогласие общества с установленными заказчиком требованиями о недопустимости поставки аналогичных товаров, которые несовместимы с имеющимися деталями и оборудованием.

Позиция Управления сводилась к следующему: заказчик правомерно установил требования, направленные на достижение результата в приобретении запорно-пломбировочных устройств для ядерных материалов с целью обеспечения сохранности, выявления и предотвращения нарушений и аномалий в учете и контроле, потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов.

В результате рассмотрения кассационной жалобы общества, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа согласился с выводами Управления и нижестоящих судов, подчеркнув, что решение антимонопольного органа законно, поскольку использование эквивалента и аналога не допускаются: заказчик применяет контрольные одноразовые пломбы, согласно национальным стандартам, нормам и правилам в области использования атомной энергетики.

Невозможность участия в торгах отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Требования, установленные заказчиком для исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем потенциальным участникам.

3.4  Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 № 10АП-4436/2022 по делу № А41-57430/2021

Индивидуальный предприниматель Смоляр П.М. (далее – Заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее – Администрация), Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее – Комитет) с требованиями признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги “Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена” и рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставлении земельного участка повторно.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Рассмотрев апелляционную жалобу Заявителя, Десятый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами первой инстанции.

Как было установлено судом, в собственности Заявителя находится нежилое здание, находящееся на спорном земельном участке. Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность. В предоставлении данной услуги Заявителю было отказано на основании того, что Заявителем не были предоставлены необходимые для получения услуги документы.

Из пояснения Комитета также следует, что основанием для отказа послужил тот факт, что в сведениях ЕГРН наименование нежилого здания с кадастровым номером 50:26:00508014:216 “здание экспериментального цеха”, в то время как вид разрешенного использования земельного участка, на котором данное здание расположено, – “склады”.

Таким образом, вид разрешенного использования испрашиваемого Заявителем земельного участка “склады” не соответствует дальнейшей цели его использования, что является основанием для отказа в услуге «предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность».

3.5 Решение Воронежского УФАС России по жалобе №036/10/18.1-369/2022 от 15.04.2022.

В Воронежское УФАС России (далее – Управление) поступила жалоба на действия организатора торгов — администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее – Организатор) при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Одним из доводов жалобы было указание заявителя на то, что в извещении о проведении аукциона Организатором не содержалось проекта договора аренды земельного участка.

Управление признала данный довод жалобы обоснованным, поскольку согласно п. 22 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

Организатор аукциона, в нарушение вышеуказанной нормы, в извещении о проведении аукциона проект договора аренды земельного участка не разместил.

3.6 Исполнитель не принял по госконтракту дисциплинарных мер – суды увидели в этом недобросовестность

Стороны заключили контракт на охранные услуги. Заказчик расторг его в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения. Контролеры включили сведения в РНП.

Три инстанции поддержали такое решение:

  • работники исполнителя не раз нарушали контракт: во время дежурства спали, находились в нетрезвом виде, причиняли ущерб имуществу заказчика, не обеспечивали пропускной режим;
  • исполнитель не принял дисциплинарных мер, а только заменил работников. Это не привело к должному результату.

Постановление АС Уральского округа от 07.04.2022 по делу № А60-33544/2021

3.7 Госконтракт не подписали из-за санкций – сведения не включили в реестр недобросовестных поставщиков

 Победитель закупки на поставку сыра не подписал контракт и не представил его обеспечение. Заказчик признал его уклонившимся.

Контролеры не включили сведения в РНП, поскольку победитель:

  • получил письмо от производителя об удорожании продукции из-за санкций. Закупать продукцию в прежних объемах, но на новых условиях победитель не мог;
  • предоставил письма еще 14 производителей с информацией о том, что цены на товар повысили.

Решение Свердловского УФАС России от 28.03.2022 № 066/06/104-1050/2022

3.8 Пермское УФАС России: для оценки опыта в госзакупке нельзя устанавливать требование к минимальной цене договора

Чтобы оценить квалификацию участников конкурса по показателю «опыт», заказчик принимал исполненные договоры по предмету закупки, стоимостью каждого из них — не менее НМЦК.

Участник пожаловался, что такое условие ограничивает возможность получить максимальное количество баллов.

Контролеры с ним согласились: положение об оценке заявок не позволяет устанавливать требование к минимальной цене договоров для оценки опыта.

Решение Пермского УФАС России от 22.03.2022

22 апреля 2022, 17:02
251
Теги: #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.