Внедрять Сервис импортозамещения, разработку которого Электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ) начала еще в 2013 году, пришлось в ускоренном режиме. После февральских событий времени на раскачку не было. Станислав Никонов, руководитель департамента продуктового развития ЭТП ГПБ и Ксения Городничева, заместитель руководителя дирекции развития бизнеса ЭТП ГПБ рассказали о том, как компания справилась с вызовом.
— Как вы оцениваете востребованность Сервиса Импортозамещения у заказчиков и производителей?
— Станислав Никонов: Сервис мы запустили 8 марта 2022 года. И за эти семь месяцев площадка успела нарастить достаточно большую активность:
- более миллиона посещений отдельными пользователями;
- 90 тысяч позиций российского производства, которые были проданы российским заказчикам;
- оборот в более чем 20 млрд рублей.
Цифры говорят сами за себя, и я считаю, что мы с коллегами эту стратегическую задачу реализовали успешно.
— Почему вы решили создать такой проект, и когда возникла идея?
— С. Н.: Необходимость создания такого сервиса родилась из задач, которые ставила перед нами Группа «Газпром», и разработку мы начали еще в 2013 году. Уже через три года, при помощи Фонда развития промышленности, мы внедрили Сервис в Государственную информационную систему промышленности.
Постепенно собирали и описывали продукцию российского производства, затем принялись обеспечивать позиции каталога активным бизнес-процессом – закупками, торговлей.
— ЭТП ГПБ не просто торговая площадка, где встречаются заказчик и поставщик, это еще и популярный финансовый маркетплейс. В чем секрет успеха здесь?
— Ксения Городничева: Финансовый маркетплейс ЭТП ГПБ — это квинтэссенция клиентского подхода и технологий. И в большей степени он ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса, которые нуждаются, учитывая реалии, в дополнительной поддержке. Успех в этом направлении нам обеспечивает именно клиентоориентированность.
Электронная площадка ГПБ представляет собой экосистему, спектр услуг, сервисов в которой для заказчиков и поставщиков безграничен.
Сочетание технологий, позволяющих клиентам автоматизировать свои процессы, и высокая экспертиза клиентских менеджеров, помогающих оперативно принимать эффективные бизнес-решения, и есть наше ключевое преимущество.
— То есть менеджер ведет этого клиента до желаемого результата?
— К. Г.: Абсолютно верно. Как известно, не все компании, особенно когда это предприятия малого бизнеса, имеют большие финансовые отделы, хорошие ресурсы в части автоматизации, или доступ к банковским технологиям. Спектр наших финансовых поставщиков и подрядчиков очень широк, это не только банки – мы работаем с лизинговыми компаниями, факторинговыми компаниями, с микрофинансовыми организациями. Это, вкупе с экспертной оценкой, автоматическими технологиями, скоринговыми техниками позволяет закрывать практически все потребности, сопутствующие каждодневной бизнес-активности малого и среднего бизнеса.
— Что еще из финансовых продуктов представлено на вашем маркетплейсе?
— К. Г.: У нас есть юридическое сопровождение, бухгалтерский учет, дополнительные возможности по электронному документообороту. Плюс, как ЭТП, мы сами по себе создаем потребность в некоторых финансовых продуктах, где основополагающими являются банковские гарантии, необходимые при организации конкурентных процедур: кредитование, факторинг, лизинг.
— С. Н.: Мы создали платформу динамического дисконтирования и факторинговую платформу. Сейчас на ЭТП ГПБ запускается своя биллинговая система, которую будем продвигать и на внешние рынки. Стремимся замкнуть цикл нашей экосистемы собственными сервисами, собственными разработками. Тем более, что вопрос импортозамещения сейчас остро актуален.
— Насколько велик у вас процент собственных IT-разработок?
— С. Н.: Управление таким большим массивом стратегически важной информации должно быть максимально защищено от внешнего воздействия, с которым и мы, как IT-компания, имеющая облачные решения, сталкиваемся ежедневно. Не секрет, что в среде разработки существует довольно много иностранных компонентов, например, базы данных. Поэтому мы понимаем, что нужно их поэтапно заменять собственными разработками, или использовать те, что есть на российском рынке. Основные продукты, с которых мы начинали, в процессе работы претерпели настолько глобальные изменения, что их уже можно считать собственными решениями.
— С чего начинается создание финансового продукта?
— К. Г.: Если говорить о готовых решениях, которые мы привлекаем для предприятий, начинаем процесс с того, что смотрим на сервис глазами клиента. Такой сервис должен быть максимально комфортным, удобным, и по рыночной стоимости. Клиент должен получить три кита: скорость, стоимость и технологичность.
Что касается создания собственного финансового продукта, такого, например, как платформа динамического дисконтирования, то в основе – наличие потребности.
Анализ потребительских инсайтов показал нам направления для развития. Для внедрения изменений мы усилили команду недостающими экспертами и создали продукт, который объединил все достоинства и нивелировал недостатки предыдущей версии.
— Хочется понять стратегию компании и цели, к которым она идет.
— С. Н.: В этом году ЭТП ГПБ исполнилось 10 лет, поэтому мы сейчас открываем стратегию второго десятилетия нашего существования. Мы двигаемся сейчас тремя основными направлениями. Первое – все, что касается нашей основной деятельности от федерального оператора государственных закупок, закупок госкомпаний и корпоративных компаний, и развитие этой цепочки сервисов, связанных с закупками, околозакупочными сервисами. Второе направление – создание платформенных решений в рамках национальных проектов по цифровизации. И, соответственно, третье направление – заказная разработка. Так как мы являемся группой компаний, у нас есть отдельное юрлицо, которое занимается исключительно разработкой таких заказных продуктов.
— Какими ключевыми принципами ведения проектов вы руководствуетесь? Приведите пример успешного проекта, и по каким критериям вы эту успешность оцениваете?
— С. Н.: Что касается процесса управления проектами, мы живем по Agile-принципу, в том числе, ведем разработку в таком режиме и стараемся меняться в случае, когда меняется среда. Мы стараемся всегда комплексно подходить к реализации проектов: бизнес-задача, будь она корпоративная или отраслевая, более глобальна, – это не просто разработка, не просто IT-технологии, но еще и обеспечение необходимых изменений бизнес-процессов и регламентирующей документации.
Одним из недавних успешных продуктов стал Единый портал газификации, который мы разработали совместно с ПАО «Газпром», «Газпром Межрегионгаз» и при поддержке правительства России. Портал уже интегрирован с такими решениями, как ЕСИА, СМЭВ, МФЦ и обрабатывает огромное количество заявок по всей России на газификацию. То есть, абсолютно не связанный с нашим текущим бизнесом, проект показал свою эффективность и сейчас достигает все больших и больших масштабов.
— Что вы посоветуете делать малому и среднему бизнесу, чтобы быть эффективными текущих условиях?
— К. Г.: Мы закрываем практически все потребности разных видов бизнеса – крупных, крупнейших, федерального уровня, малого и среднего. Если остановиться на последней категории, то малому и среднему бизнесу, у которых на счету каждая копейка, сейчас очень тяжело переходить на полную автоматизацию и цифровизацию. И тут мы просто можем стать некими дополнительными возможностями для этих компаний, помогать им, в том числе, облачными технологиями, сервисами, которые реализованы у нас на площадке в виде комплементарных услуг.