Инициатива сильнее всего скажется на крупных госкорпорациях, которым придется искать способы модернизации сетей с помощью российских решений, но и обойти эти требования легко, предупреждают участники рынка.
Минпромторг предлагает обязать компании с госучастием выше 50% и их дочерние структуры закупать товары из реестра российской и евразийской промышленной продукции исходя из плана-графика, составляемого Минпромторгом. Такой порядок закреплен в проектах трех постановлений правительства, с которыми ознакомился “Ъ”. Их подлинность подтвердили топ-менеджер корпорации, знакомый с ходом разработки проектов, и представитель профильной ассоциации. Пакет документов 8 августа был направлен на согласование в Минфин, ФАС, Минэкономики и Федеральное казначейство, в пресс-службе которого также подтвердили его подлинность.
В пресс-службе Минпромторга подтвердили, что инициатива введения квот при госзакупках телекоммуникационного оборудования прорабатывается, размер квот — «в процессе расчета и согласования», а инициатива обусловлена вышедшими в июле законами о квотировании госзакупок российской продукции.
По замыслу министерства госкомпании будут обязаны ежегодно не позднее 1 февраля отчитываться о выполнении плана закупок или невозможности сделать это.
Оценивать, выполнили ли они план по закупке российской продукции или нет, планирует сам Минпромторг, а заказчик будет закупать товары, исходя из их перечня и минимальной квоты. «Проценты по квотированию пока до конца не проработаны. Речь может идти о квотах в размере 30–50% от объема закупок»,— рассказал “Ъ” исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский.
Власти давно планировали усилить протекционизм на внутреннем рынке. В конце июля Владимир Путин подписал закон об обязательных квотах для отечественных товаров. Их перечень и размер квоты определит правительство, причем протекционизм касается в первую очередь радиоэлектронной продукции. До сих пор механизм квотирования не был ясен.
Опрошенные “Ъ” участники рынка говорят, что решение в первую очередь скажется на крупных корпорациях, таких как «Ростелеком» и «Ростех»,— им придется переводить инфраструктуру на российские рельсы. «Это непросто, местами болезненно, но такова цена за цифровой суверенитет государства,— отмечает топ-менеджер компании, поставляющей оборудование для дата-центров.—
«Представим, что вся сеть построена на китайской Huawei. Вводят квоту 30%. Надо искать возможность либо для расширения сетей на российском оборудовании либо для замены оборудования на наше».
Для госкомпаний квотирование — это необходимость продумать интеграцию российских решений в инфраструктуру, соглашается руководитель направления вычислительной инфраструктуры компании КРОК Александр Сысоев.
«Российские компании испытывают сложности с выходом на рынки гозакупок. Это связано с несовершенством законодательства, консерватизмом рынка, лоббизмом со стороны зарубежных производителей и стереотипами в отношении отечественной продукции. Механизм квот станет действенной мерой поддержки отечественного товаропроизводителя»,— говорят в «Ростехе», напоминая, что государство будет определять способы квотирования в отдельных товарных категориях. В «Ростелекоме» не ответили “Ъ”.
«Будет несколько ключевых направлений: телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника и системы хранения данных, но не ясно, каким будет механизм принуждения этих госкомпаний»,— рассуждает президент Zelix Сергей Сухман, знакомый с ходом разработки документов. Впрочем, предупреждает он, обойти требования легко: крупные компании еще на этапе формирования технического задания к закупке описывают параметры, под которые не попадет отечественная продукция.
Комментариев пока нет