Томская область впервые подводит итоги работы по унификации закупочной деятельности в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По мнению начальника Департамента государственного заказа Томской области, ключевым результатом двухлетней работы в данном направлении является тот факт, что Томская область в числе первых осуществила «легальный» переход на единые правила проведения закупок, разместив в апреле 2018 года Типовое положение о закупке Томской области в Единой информационной системе в сфере закупок.
Из существенных плюсов считаем, что Типовое положение о закупке Томской области является исчерпывающе регламентированным. Это в большинстве случаев отличает Типовое положение о закупке Томской области от других типовых положений, содержащих зачастую рамочные условия.
Кроме того, Типовое положение о закупке Томской области является «мобильным» нормативным правовым актом. При разработке Типового положения о закупке мы осознанно не пошли по пути распространенной практики в виде переписывания норм Федерального закона 223-ФЗ. Благодаря совместной работе с прокуратурой Томской области было принято решение применять нормы Федерального закона 223-ФЗ в Типовом положении о закупке Томской области исключительно в виде отсылочных норм.
Но ни для кого не секрет, что Федеральный закон 223-ФЗ – не про конкурентные закупки. Поэтому все мы понимаем, что утверждение Типового положения о закупке – это еще не гарантия того, что теперь закупки станут максимально эффективными в регионе. Поэтому центральным решением было включение в Типовое положение о закупке Томской области такого способа неконкурентной закупки, как закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме, проводимой посредством электронного магазина. В этой связи Томская область в числе первых начала осваивать цифровое пространство малых закупок именно в рамках Федерального закона 223-ФЗ. По итогам I полугодия 2019 года 152 автономными и бюджетными учреждениями Томской области заключено около 6 тыс. договоров на общую сумму более 500 млн руб.
Экономия денежных средств по результатам проведения закупок в электронном магазине стабильно составляет 9%.
Несколько месяцев назад Томская область начала проводить также закупки в электронном магазине и в рамках Федерального закона 44-ФЗ. Это стало важным закупочным шагом, который дает основание предположить, что экономия по результатам проведения закупок в электронном магазине будет только расти.
Необходимо отметить прогрессивность наших заказчиков, которые на сегодняшний день проводят все конкурентные закупки исключительно в электронной форме, вплоть до подписания договоров, кроме того, анализ заключаемых договоров в электронном магазине свидетельствует, что и в данном вопросе заказчики в 72% выбирают способ заключения договора в электронной форме.
Мы, безусловно, анализировали опыт наших коллег перед тем, как перевести все закупки малого объема в цифровое пространство. И не всегда, как мы знаем, этот опыт был удачным в регионах. Какие выводы на сегодняшний день мы готовы сделать? Во-первых, никаких «пилотных проектов» и апробаций на трех заказчиках. Во-вторых, отсутствие заявок в первые дни работы электронного магазина – это неизбежная действительность. В-третьих, категорически не рекомендуем устанавливать право для заказчиков «пойти и купить в магазине напротив», если после проведения закупки в электронном магазине они найдут предложение с наименьшей ценой.
Необходимо отметить, что работа по унификации закупочной деятельности ведется и по другим направлениями, и на сегодняшний день Департаментом разработаны также типовые документации о конкурентных закупках, различные формы протоколов, проектов договоров и ряд других документов, используемых областными заказчиками в закупочной деятельности в рамках Федерального закона 223-ФЗ.
Выиграл ли бизнес от проделанной работы в данном направлении? Ответ очевиден. Возможность участвовать в закупках 152 учреждений по единым правилам в рамках федерального закона является бесспорной поддержкой малого бизнеса в регионе. Кроме того, необходимо отметить, что и многие муниципальные учреждения Томской области также приняли собственные положения о закупках на основании Типового положения о закупке, утвержденного Департаментом государственного заказа Томской области.
Автор: Анна Чубик
Комментариев пока нет