На Всероссийском Форуме-выставке ГОСЗАКАЗ Севастополь представил экономические достижения, которых удалось добиться в условиях глобального кризиса и санкций. Вопреки скептическим прогнозам режим закупочного «заповедника» приносит самому молодому субъекту Российской Федерации ощутимые результаты.
С начала 2020 года Севастополь и Крым обладают уникальным статусом в Российской контрактной системе. На три года (до 31 декабря 2022 г.) здесь действует закон об особом порядке государственных и муниципальных закупок, который, по сути, освобождает заказчиков от необходимости проведения конкурентных процедур при определении поставщика. Властям Севастополя и Крыма предоставлено право самостоятельно выбирать подрядчиков и исполнителей услуг по стратегически важным инфраструктурным проектам. При этом, осуществляется казначейское сопровождение контрактов, и на заказчика ложится дополнительная персональная ответственность. До принятия особого режима государственным заказчикам приходилось заключать контракт с поставщиком, предложившим наиболее низкую цену, даже если она несопоставима с предметом закупки. В результате некоторые исполнители срывали сроки возведения объектов либо выполняли работы некачественно.
Михаил Развожаев, губернатор Севастополя:
– Мы определяем единых поставщиков оборудования и услуг в области инфраструктурного строительства. Особое положение Севастополя в закупках уже принесло заметные результаты. В сфере строительства у нас было заключено 217 контрактов с 2014 года. При этом 60 из них были сорваны из-за недобросовестных поставщиков. Некоторые хотели поставлять и строить, не понимая специфику рынка и работы под санкциями. Особый статус дал нам возможность выйти на надежных системных партнеров. Так, например, созданием медицинского кластера у нас занимается подразделение корпорации Ростех. Мы определили единственных поставщиков на строительство крупных социально значимых объектов. В рамках 223-ФЗ «РТ-Соцстрой» сразу же вышел со спецификацией российского оборудования (холдинг Швабе). Единая логика импортозамещения позволяет нам работать на качество – с прогнозируемым результатом и четкими сроками реализации проектов.
Второй результативный опыт, реализованный в Севастополе на рубеже 2020—2021 года, также связан с особым режимом. Часть денег федеральной целевой программы была передана Министерству обороны, что позволило построить важный гидроузел – водозабор на реке Бельбек для решения водной проблемы Севастополя. За четыре месяца было реализовано сложнейшее инженерное решение с полной комплектацией российским оборудованием. В закупке участвовали отечественные производители из Тульской, Тамбовской, Ленинградской областей. По словам Развожаева, проект 1 марта был представлен президенту. Созданная инфраструктура уже работает на благо жителей города.
– Без кооперации четко определенного набора партнеров военным строителям не удалось бы в столь сжатые сроки осуществить производство, поставку наладку и сервис оборудования, – отметил Развожаев.
На текущий момент Севастополь реализует 156 контрактов на общую сумму 43 млрд рублей, набранных по новому принципу.
– Пока ни одного сбоя нет. Все стройки идут в системном графике, подчеркнул глава региона.
Губернатор Севастополя считает, что и другие законодательные инструменты, работающие в логике импортозамещения, пойдут на пользу местной экономике. Закон о национальных квотах, поможет продукции Севастопольских предприятий выйти на внутренний рынок страны. В свою очередь, все, что закупает Севастополь, это на 90% продукция отечественного производства. А это значит, что для десятков промышленных предприятий страны Севастополь – это гарантированный рынок сбыта.
Не случайно на площадке Форума-выставки ГОСЗАКАЗ было подписано Соглашение между Севастополем и Пермским краем (о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах). Аналогичный документ был подписан между Севастополем и Москвой. Экономическое развитие России во многом зависит от качества региональной кооперации в закупках. Во-первых, это приведет к расширению местных полигональных рынков, благодаря притоку новых поставщиков из соседних регионов, за что уже давно борется ФАС. А во-вторых, поможет выстраивать новые индустриальные цепочки в рамках диверсификации предприятий ОПК, нацеленные на производство наукоемкой продукции гражданского назначения.
Целевой подход в закупках – опыт Севастополя
Система закупок Севастополя централизована и оцифрована. Во многом ее архитектура напоминает систему главного города федерального значения – Москвы.
Полномочия определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей переданы в один орган государственной власти – Департамент управления делами Губернатора и Правительства Севастополя.
Закупочный процесс автоматизирован и оцифрован на всех этапах от планирования до исполнения контракта. Закупки малого объема сведены в специальный раздел «Витрина малого объема», реализован механизм «Закупки с полки». Поставщики и заказчики могут пользоваться мобильным приложением, работая с электронной подписью. Создана интерактивная карта закупок города Севастополя, что упрощает логистические задачи для поставщиков и заказчиков. Есть раздел, которому могли бы позавидовать другие регионы России – специальный Модуль управления национальными проектами. Модуль позволяет выделять группы риска по каждому из проектов, контролировать качество и сроки исполнения государственных контрактов.
Опыт Севастополя является весьма ценным для страны с методологической точки зрения. В случае успеха – это возможность пересмотреть критерии эффективности закупок, сместив акценты с аукционно-регуляторных приоритетов контрактной системы на другие, не менее важные, показатели. Такие как качество исполнения контракта, целесообразность контракта, реальная востребованность поставленных товаров, работ, услуг…
Как применяется закупленное оборудование, созданная инфраструктура, исследования? Продолжается ли закупленная государством программа? Используется ли объект закупки в стратегической перспективе, как часть осмысленной экономической политики? Не будет ли следующая закупка в отдельно взятой отрасли дублировать предыдущую? Сегодня на эти простые вопросы у большинства муниципальных и региональных заказчиков нет четких ответов.
У Севастополя они есть, потому что в контрактной системе региона изначально выставлены «особые» приоритеты: эффективность экономической деятельности органов исполнительной власти поставлена в зависимость от ЦЕЛИ закупки, а не от конкуренции.
Также, стоит отметить, что опыт Севастополя, в том числе, является идеальным тестом для передовой системы казначейского сопровождения, разработанной и реализованной Федеральным Казначейством РФ. Механизм казначейского сопровождения исключает нецелевое использование средств, на порядок повышает КПД расходования бюджета, а в теории позволяет перейти к более развитым формам управляемой экономики без гипертрофированной банковской среды, искусственно раздуваемой конкуренции и спекулятивного сектора перекупщиков.
Законопроект, закрепляющий правила казначейского сопровождения, обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга в Бюджетном кодексе страны Госдума приняла в первом чтении 16 марта.
Справка
Экспозиция Севастополя стала одним из наиболее ярких сюжетов Форума-выставки ГОСЗАКАЗ-2021.
Ключевая тема – внедрение информационных технологий в процесс управления государственными закупками в городе Севастополе.
- Программный комплекс «Региональная контрактная система города Севастополя» (ПК «РКС»).
В 2021 году будет модифицирован для поддержки удаленной работы комиссии и формирования финализированных протоколов по закупкам с опцией подписания их всеми членами комиссий посредством электронной цифровой подписи;
- Новый продукт – подсистема «Закупки малого объема», Витрина закупок малого объема. Подсистема предназначена для автоматизации процессов осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
В 2021 году подсистема будет модифицирована для обеспечения реализации возможности для заказчиков «закупки товара с полки» при осуществлении закупок малого объема. Система будет работать по принципу электронного магазина, который связывает товары, лежащие на виртуальной полке, с позициями каталога.
- Витрина закупок малого объема была представлена в формате бесплатного мобильного приложения для Android и iOS.
- Интерактивная карта закупок субъекта.
В интерфейсе предоставлен выбор информации: о запланированных закупках (план-график); объявленных закупках (этап подачи заявок); исполняемых контрактах (этап исполнения контракта), а также о местонахождении заказчиков.
- Программный модуль новой информационной системы для размещения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
6. Программный модуль для мониторинга национальных проектов и государственных программ.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет