Подмосковье обладает передовым опытом привлечения бизнеса к участию в государственном заказе. Московской областью используются самые современные цифровые инструменты, которые делают партнерство с государственным заказчиком понятным, предсказуемым, а, самое главное, рентабельным.
Многие технические и нормативные ноу-хау Московской области могут быть полезны для других субъектов РФ, особенно для четырех новообретенных регионов страны.
Эти инструменты презентовала Анастасия Кренева, заместитель руководителя Комитета по конкурентной политике Московской области на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Информационной основой экономики Подмосковья является государственная информационная система «ЕАСУЗ». Ей уже более десяти лет. Уникальность выстроенной платформы в том, что помимо закупок товаров, работ, услуг она охватывает также земельные и имущественные торги. Таким образом, сквозные методы передачи данных прошивают все сферы хозяйственной жизни региона.
В ЕАСУЗ реализован автоматизированный контроль для 57 городских округов и 100 тысяч активных пользователей системы (подрядчики, заказчики, органы власти, органы контроля, общественные организации). В системе зарегистрированы почти 4 тыс. заказчиков и 87 тыс. поставщиков. Из этой когорты можно выделить порядка 20-40 тысяч активно работающих. В поле зрения системы попадают закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, в том числе закупки малого объема по обоим законам. Ежегодный оборот средств, находящийся в зоне фиксации и контроля системы составляет порядка 500 млрд рублей ежегодно. В общей сложности, это порядка 400 тысяч контрактов (вместе по 44-ФЗ и 223-ФЗ).
– За эти годы мы сэкономили более 200 млрд рублей. Во многом, благодаря усилению конкурентных закупок, а также благодаря нашей рабочей группе, которая рассматривает закупки до их публикации и снижает цену.
Как рассказала Анастасия Кренева, в Подмосковье было две итерации электронного магазина для закупок с полки и закупок малого объема. Первый опыт стартовал в 2015 году достаточно успешно в плане реализации проекта. Затем партнеры, отвечавшие за техническое исполнение проекта, предложили взимать плату с поставщиков Московской области. Что было критично для продолжения развития электронного магазина в прежнем формате. Московская область, хотя и не является бедным регионом, для местного бизнеса на том историческом этапе развития такое условие выглядело как существенный барьер.
По словам эксперта, когда подмосковные власти только приступили к внедрению электронного магазина, они нередко сталкивались с конъюнктурным сопротивлением рынка. Заказчики не понимали, зачем отказываться от сложившихся устойчивых связей на рынке закупок малого объема. Поэтому сервис с порогом на вход не все воспринимали позитивно. Московская область отказалась от принятого формата развития магазина в пользу более прогрессивного механизма. Для этого потребовалось выстроить собственный автономный региональный сервис, на собственных информационных мощностях, строго соответствующий параметрам экономической политики региона.
– Важно отметить, что Подмосковье – это один из немногих регионов страны, в которых нет стороннего подрядчика по развитию и сопровождению электронной системы закупок и электронного магазина. Мы все делаем своими силами, которые уполномочены Мингосуправления Московской области. Методология – это прерогатива нашего комитета. Они отвечают непосредственно за разработку и функционал системы.
Эффективность системы в цифрах
Для государственного бюджета электронный магазин приносит ежегодную экономию в 17% благодаря тому, что закупки в объеме 20 млрд рублей стали конкурентными. Такая динамика является стабильной и наблюдается уже на протяжение шести лет.
Для бизнеса магазин – это дополнительный рынок продаж, выход на который обеспечивается абсолютно безбарьерно и бесплатно.
Граждане ощущают позитивное влияние электронного магазина в социально значимых сферах, например в закупке лекарств. Здесь играют роль временные параметры, заданные системой. Кроме того используется важное отличие процедуры закупки с полки от стандартной конкурентной процедуры, которую все привыкли наблюдать в рамках 44-ФЗ. Дело в том, что в электронном магазине заказчик может самостоятельно определять срок, который отводится на прием предложений от поставщиков.
– У нас закупки, вообще, длятся 30 минут. Почему срок имеет значение? Потому что есть история про врачебную комиссию. И когда мы с коллегами из больниц разбирали: сколько же они закупают лекарств по решению врачебной комиссии, – то оказалось, что в некоторых случаях доходит до месяца. Что является критичным для пациента. Поэтому нормирование сроков реализовано в первую очередь в рамках закупки лекарств.
Отдельной статьей для ежегодного мониторинга является вовлеченность в работу электронного магазина представителей малого и среднего бизнеса. В Комитете по конкурентной политике Московской области подчеркивают, что данный показатель формируется не по количественным признакам компаний, а именно по сумме проводимых сделок. 55% средств достается поставщикам из предпринимательской среды.
Экономия, достигнутая благодаря внедрению электронного магазина составила почти 19 млрд рублей, при этом было проведено, в общей сложности, более 1 млн закупок.
– Работа МСП в электронном магазине – это бесплатно и максимально быстро. Договор у нас можно реально заключить за час. При этом средняя цена договора составляет 155 тыс. рублей. Функционал магазина предельно прост и понятен любому пользователю. Мы проводим также специальное обучение, клиентам предлагаются бесплатные курсы.
Для пользователей системы реализован полезный сервис техподдержки под названием «Заказ звонка». Как рассказала Анастасия Кренева, на начальных этапах развития магазина, техническая поддержка была оной из самых сложных и уязвимых задач. Уже много лет назад было принято решение отказаться от такого формата поддержки как колл-центр, поскольку работа в таком формате оказалась контрпродуктивной. Звонок заказчика мог растягиваться на неопределенное время. При этом оператор вынужден был выслушивать его в ущерб другим пользователям, которые «стоят в очереди». Теперь прямо на сайте электронного магазина можно заказать звонок квалифицированного эксперта, а не просто дежурного оператора.
Система развивается в постоянной сверке со стандартами Федерального казначейства, которые предъявляются к сторонним закупочным сервисам регионов России. Подмосковье готово предоставить новым регионам России любую консультативную помощь в развитии электронного магазина.