На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который проходил в мае, профессиональному сообществу заказчиков и поставщиков страны была рекомендована передовая практика построения электронного магазина для закупок малого объема.
Это «Агрегатор торгов малого объема» Республики Башкортостан – это индивидуальное решение под нужды конкретного субъекта РФ, которое позволяет учесть в локальные особенности местной экономики и даже менталитета поставщиков и заказчиков. Это пример не коробочного подхода.
Практика Республики Башкортостан по организации закупок малого объема включена в реестр передовых практик Союза закупщиков России. Она верифицирована экспертами, утверждена Советом регионов, который на постоянной основе действует в составе Союза, и рекомендована к внедрению в других субъектах РФ.
У системы АТМО есть ряд преимуществ по сравнению с другими электронными магазинами, работающими в аналогичном региональном сегменте закупок. 1) Это отсутствие механизма оферты, 2) Наличие четырех автоматизированных рабочих мест а) открытого, доступного всем пользователям, б) для поставщика, в) для заказчика, г) для контролера или органа уполномоченного на проведение мониторинга закупок.
Гузель Валиева, заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике:
– Последнее рабочее место является нашим достижением. Поскольку именно его внедрение позволило сделать прозрачным значительный объем закупок региона. На сегодняшний день доступ к таким личным кабинетам имеет каждый республиканский орган исполнительной власти и администрация муниципалитета. В сфере контроля, активно используется рабочее место Башкортостанского федерального отделения ФАС России, Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации, ревизоров ведомственного контроля.
Прогрессивным инструментом всей системы АТМО является консолидация больших данных. Благодаря внедрению системы регулятор закупок имеет объективную статистику и аналитику по всем закупкам малого объема. Верифицированы все сведения как по государственным заказчикам, так и по муниципалитетам. Это ответственный массив информации: всего в республике действует 36 главных государственный распорядителей бюджетных средств, плюс 63 муниципалитета.
Важная особенность: на цифровизацию закупок малого объема в республике отсутствовала возможность выделения государственного финансирования. АТМО уникальна в своем роде, поскольку создана без затрат для бюджета. В этом смысле система является позитивным примером для других субъектов РФ.
– Выходом из положения стало государственно-частное партнерство, – рассказала Гузель Валиева. – Привлечение частной компании позволило внедрить систему в сжатые сроки и сняло нагрузку на бюджет республики.
Отдельный вопрос – обеспечение информационной безопасности. Здесь потребовалось непосредственное участие и ответственная инициатива субъекта. Серверные мощности АТМО развернуты на базе государственного унитарного предприятия «Центр информационных коммуникационных технологий». Этот ГУП (по совместительству) является единственным оператором Электронного правительства Республики Башкортостан – достойный пример рациональной централизации и рачительного распоряжения имеющейся инфраструктурой и ресурсами. Такая практика размещения вычислительных мощностей и программного обеспечения могла бы стать кейсом экономии средств для других субъектов РФ (зачастую, регионы под разные цели создают отдельные системы с отдельной матчастью).
Система АТМО была разработана специально для Республики Башкортостан. При оценке ее эффективности применяются специальные критерии:
Первый из них – обеспечение прозрачности закупок малого объема. В республике насчитывается более 3,5 тыс. заказчиков. При этом только треть из них работает в формате закупок у единственного поставщика. Система АТМО сделала такие закупки абсолютно подотчетными. Кроме того, благодаря системе, открылся доступ для всех потенциальных поставщиков и производителей к рынку, ранее не доступному для широкого круга.
Второй важный критерий – это обеспечение привлекательности АТМО для заказчика.
– При работе с заказчиком для нас было важно не просто заставить их работать в АТМО с помощью административного ресурса, а вовлечь как можно большее число заказчиков в активную работу на основе их объективного интереса: т.е. с помощью удобств и достоинств самой системы, – пояснила Гузель Валиева. – Особенно это касалось муниципальных заказчиков и администраций муниципалитетов. Они самостоятельно принимают решение о необходимости пользоваться системой АТМО.
Такими показателями удобства, по словам эксперта, являются:
- Наличие электронного реестра по закупкам малого объема, который ведется в АТМО. Он существенно упорядочивает работу заказчиков, устраняет задвоения и трудовые издержки, автоматизация заменяет ведение бумажного реестра контрактов по закупкам такого типа. Кроме того, Реестр позволяет загружать актуальные данные и проводить по ним различного рода аналитику.
- Наличие системы оповещения по статусам сессий, интегрированной в телеграм-бот.
- Возможность осуществления срочных закупок. Когда от момента размещения до окончания подачи ценовых предложений проходит четыре астрономических часа. (Для сравнения, обычные закупочные сессии длятся 48 часов).
В системе реализована очень важная функция, которую оценит любой профессионал закупочной деятельности – это возможность использования ценовых критериев при отборе поставщика, подрядчика, исполнителя. Могут быть установлены требования о поставке товаров с конкретными характеристиками (что не является нарушением требований законодательства).
– Также в АТМО реализован функционал «подсеивания» и включения в список недобросовестных поставщиков, – рассказала Валиева. Это осуществляется через механизм рейтингования поставщика. По мере исполнения контракта заказчик оценивает его работу.
Один из показателей эффективности системы – это экономия по результатам сессий. Она остается в распоряжении заказчика и может быть использована при дальнейшем заключении договоров.
В республике принята нормативная база, устанавливающая централизацию средств, полученных в результате проведения конкурентных процедур закупок. При этом, средства полученные в результате экономии на закупках малого объема, являются бонусом заказчика. Это важный фактор улучшения делового климата и качества реализации хозяйственной деятельности, повышения предпринимательской активности.
– Это является дополнительным стимулом для заказчиков купить больше товаров для обеспечения уставной деятельности, – пояснила Валиева. – По прошествии трех лет применения АТМО мы видим существенные успехи, выраженные в конкретных цифрах.
Более 13 тысяч поставщиков зарегистрировались в АТМО и участвуют в закупочных сессиях. Из них 70% приходится на местных поставщиков республики. Ежегодный прирост, при этом, составляет порядка 3 тысяч поставщиков. 99% заказчиков республики зарегистрированы в системе и проводят закупки малого объема. За три года в АТМО было оцифровано 533 тысячи контрактов (из них 132 тысячи заключено по результатам закупочных сессий. Экономия за три года составила более 1 млрд рублей.
Важно! Закупки проводятся заказчиками строго в пределах выделенных средств. Это заметно снижает вероятность неисполнения контрактов.
Нюансы информационного обеспечения
АТМО обменивается данными с региональной информационной системой закупок в части соответствия лимита бюджетных обязательств плана-графика закупок. Также обеспечена консолидация информации о малых закупках по всей республики. Последнее позволяет всем участникам беспрепятственно получать информацию о закупке на различных стадиях: размещение, заключение, исполнение.
Для удобства пользователя, а также для оперативного информирования созданы дашборды в виде интерактивной карты Республики Башкортостан. Они позволяют получить сведения об общей сумме закупок, экономии бюджетных средств, а также о присутствии в закупках поставщиков из других субъектов РФ. Можно индексировать среднее количество предложений по ЗМО.
АТМО – это динамично развивающаяся система, объединяющая смежные и сопряженные с закупками направления. В ближайшей перспективе будет реализована интеграция с бухгалтерскими документами; механизм рейтингования заказчиков; реестр недобросовестных поставщиков малого объема.
Комментариев пока нет