Президентом РФ поставлена новая сверхзадача – в полтора раза нарастить долю высокотехнологичной продукции и услуг на основе отечественных разработок.
По разным оценкам, это означает что до индустриального сектора и его научной надстройки придется довести средства в объеме не менее 25 трлн рублей. Таким образом, чтобы эти деньги оказались вложениями в основные фонды (НИОКР, масштабирование производства, модернизацию конвейера).
Как это сделать при актуальной ключевой ставке в 16% и сложившейся конъюнктуре банковского кредитования, которая избегает венчурных сделок?
Часть этих средств может быть реализована через институты развития: ВЭБ, ФРП, кластерную инвестиционную платформу, а также через кредитные инструменты Федерального казначейства.
Предметный профессиональный разговор о том, как работают эти инструменты и как ими воспользоваться, станет одной из главных тем в повестке XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 15-17 мая в Сколково.
Напомним, что президентом страны также ставилась цель достичь инвестиций в основной капитал более 25% ВВП. Это цель 2020 года, но это не значит, что она устарела, или что ее теперь можно игнорировать. В свете новых вызовов, планка стала еще более актуальной.
На первый взгляд, динамика инвестиций в основной капитал вроде бы выглядит обнадеживающе. В частности, премьер-министр Михаил Мишустин в ходе своего выступления в Госдуме с традиционным отчетом о работе правительства за прошлый год сообщил, что этот показатель в 2023 году вырос почти на 10% и стал рекордным за последние 12 лет.
Однако все познается в сравнении с другими развитыми экономиками. И для полноты картины имеет смысл взять выборку за последние десять лет. Даже если оценивать в более весомых показателях Евразийского союза, по инвестициям Российская Федерация явно не лидирует, а отстает.
Финансовые возможности институтов развития ЕАЭС даже не в разы, а в сотни раз меньше, чем у европейских и азиатских партнеров, констатирует министр ЕЭК Сергей Глазьев. Нужны новые источники долгосрочного кредитования промышленности. Внутри ЕАЭС эта проблема частично решается за счет двухсторонних механизмов содействия развитию (пример: Российско-Кыргызский Фонд развития).
В ЕЭК подчеркивают важность привлечения дополнительных ресурсов, либо их фокусировки на приоритетных направлениях – в целевом кредитовании инвестиций посредством специальных инструментов рефинансирования межгосударственного масштаба.
Сергей Глазьев, министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК, член Оргкомитета XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»:
– Не имея собственных источников финансирования, мы опускаемся на сырьевую периферию тех стран, у которых есть источники кредитования экономического роста.Китай, который формирует ядро нового мирохозяйственного уклада, растет многократно более высокими темпами чем США и Россия. За счет чего был достигнут пятикратный рост китайского ВВП, начиная с 2001 года? Прежде всего, за счет роста инвестиций в семь с половиной раз. Они были профинансированы через наращивание кредита. Других способов совершить рывок, кроме как целевое кредитование перспективных инвестпроектов в природе просто не существует. Какой бы мы не взяли пример интенсивного экономического развития (в прошлом веке или в настоящем) – целевой кредит всегда является основной финансирования долгосрочных инвестиций.
Подтверждением этого тезиса является и схема денежной эмиссии США, где деньги в огромных объемах печатаются под нужды производства. Объем долларовой денежной базы, начиная с финансового кризиса 2008 года, вырос в четыре раза. При этом, практически 95% долларов эмитируется под государственные программы (под покупку казначейских обязательств). Таким образом, колоссальная денежная эмиссия идет на реализацию целей стратегического планирования.
В Китае более сложная система кредитования индустриального бизнеса, но ее фундаментальный принцип тот же. Действует многоканальная система целевого кредитования, в которой участвуют:
- а) банки развития, обеспечивающие огромный объем долгосрочного кредитования промышленности под 0,2% на срок (10-20) лет;
- б) институты финансирования регионального уровня (кредитование под 2% годовых для госсектора и под 4% для частных заемщиков);
Характерно, что требования к залоговой базе невысокие (никто не требует, чтобы залог превышал стоимость кредита, как это бывает в РФ). В сущности, это механизм проектного финансирования, который обеспечен планами производства. Проще говоря, обеспечением кредитов являются планы *(провинций, городов, районов). Под план могут также выпускаться облигации.
Также характерно, что при наращивании денежного предложения по 30%-40% в год обходится без всякого инфляционного давления. Потому что деньги полностью уходят в основные фонды. Научно-технический прогресс обеспечивает снижение издержек и рост конкурентоспособности.
– Без решения задачи долгосрочного кредита мы не сможем связать амбициозные цели, которые ставит Глава государства и ресурсы, которые у нас есть для достижения этих целей. Пикантная особенность текущей ситуации состоит в том, что ресурсы у нас есть, для того чтобы выйти на темпы роста не менее 8% годовых. Тем более сейчас, когда западный конкуренты ушли с рынка, – поясняет Сергей Глазьев.
И в ЕС, и в Японии, и в Индии кредит сегодня дается под цели, которые ставит государство. Где-то работают целые системы банков развития, где-то специальные программы. Именно в Европе придумали термин «денежно-промышленная политика». Их центральный банк создает деньги даже под покупку облигаций и акций предприятий, выступая как институт целевого кредита.
Система целевого кредитования в обязательном порядке предполагает жесткое валютное регулирование. Если вы даете дешевый кредит в развитие по квазинулевым процентным ставкам, то вы должны следить за тем, чтобы деньги не перетекали к спекулянтам и не использовались для обогащения через организацию атак на рубль.
Контроль за целевым и целесообразным использованием денег – это также обязательное условие целевого кредитования.
Высокоразвитые механизмы такого контроля уже есть в распоряжении Федерального казначейства. Они применяются с максимальным эффектом уже на протяжение 4 лет. Это инструменты казначейского сопровождения, система «Электронный бюджет», вся кредитная линейка так называемого «Инфраструктурного меню» (которая позволяет региональным властям и стройкомплексу брать льготные долгосрочные кредиты на цели развития).
К сожалению, в общей картине финансово-кредитной жизни Российской Федерации доля инфраструктурного бюджетного кредитования (ИБК) выглядит очень скромной. В начале апреля, выступая с отчетом в Госдуме, зампред правительства России Марат Хуснуллин сообщил, что общий объем средств ИБК на период 2021–2025 годов составляет всего 1 трлн руб. Радует, что эта доля продолжает расти, вместе с отраслями применения бюджетных кредитов. Так, недавно статьей льготного кредитования стало обновление систем общественного транспорта в российских городах. Это, хотя и косвенный, но достаточно мощный стимул для машиностроения.
- Инфраструктурные бюджетные кредиты предоставляются по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет под конкретные проекты. Как правило, в сфере инженерно-коммунальной, социальной, транспортной, туристической инфраструктуры, дорожного строительства и обустройства индустриальных парков, промышленных технопарков и особых экономических зон. Разверстка по долям примерно выглядит следующим образом: более 41% приходится на развитие транспортной инфраструктуры, еще почти треть (29,5%) — на инженерно-коммунальные объекты и более 22% — на дорожное строительство.
Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – это редкая возможность увидеть проблему инвестиций в промышленный бизнес под углом государственных и корпоративных закупок. Участниками Форума наряду с заказчиками и поставщиками всех уровней являются представители государственной власти, торговые площадки, представители банковской системы и операторы кредитно-финансовых программ институтов развития. Поэтому здесь вырабатывают конкретные решения, исходя из объективной реальности. Форум состоится 15-17 мая в Сколково.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет