Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Новые критерии эффективности корпоративных закупок: полезная аналитика ДОМ.РФ

Новые критерии эффективности корпоративных закупок: полезная аналитика ДОМ.РФ
Теги: #223-ФЗ #ЗМО #Корпоративные закупки #Планирование закупок

Появились новые вводные, связанные с импортозмещением, засекречиванием информации, планированием и целесообразностью закупок по 223-ФЗ. Вместе с экономической средой изменились и представления об эффективности корпоративных закупок.

Достаточно глубокой аналитикой и практикой по указанным вопросам обладает финансовый институт развития жилищной отрасли, корпорация ДОМ.РФ.

На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в мае 2024 года ДОМ.РФ продемонстрировал корпоративные решения и сервисы, которые позволяют на системной основе наращивать закупки у российских производителей, вместе с тем, сохраняя баланс интересов заказчиков и поставщиков.

Диляра Баширова, директор по закупкам АО «ДОМ.РФ»:

– Государственные меры, способствующие закупкам у отечественных компаний есть, но их необходимо расширять, специализировать в зависимости от сферы деятельности и масштабов бизнеса заказчика, в зависимости от состояния конкуренции на рынке.

В связи с изменением конъюнктуры внешнего рынка российским заказчикам по 223-ФЗ пришлось реагировать на новые вызовы, перестраивая не только логистику, но и ключевые подходы ведения бизнеса.

  • Переориентация на закупки у российских производителей с пересмотром базы поставщиков: успешное решение этой задачи зависит от умения настроить прозрачную и поддающуюся контролю в цифровом виде цепочку «производитель – официальный дилер».
  • Сокращение внутренних издержек происходит за счет оптимизации операционных расходов на проведение малых закупок. А также за счет закрытия потребности внутренними ресурсами (инхаус).
  • Сокращения расходов по закупке можно добиться за счет публичности ценообразования производителей.
  • Долгосрочное сотрудничество с поставщиками обеспечивается внедрением офсетных контрактов.
  • Обеспечить конкуренцию в новых условиях поможет развитие партнерской сети поставщиков и выращивание поставщиков.

– В контексте стабильности закупочного законодательства ни один закупщик в последние годы не чувствует себя уверенно, – отметила Диляра Баширова. – Заказчикам пришлось вновь изучать рынки, выстраивать цепочки поставок, пересматривать базу производителей. Сегодня многие это выполняют в режиме ручного управления. Однако в ближайшем будущем на помощь придет цифровизация. Отрадно было услышать на специальной секции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» инициативу по созданию универсальной инжиниринговой платформы. Необходимо создать аналог электронного магазина, где будет представлена продукция российских производителей. Важно, что в этой системе можно будет увидеть ценообразование и сетку официальных дилеров. Сегодня мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что российские компании производят определенный товар, но сами на закупки не выходят. И нам приходится подыскивать для них поставщиков, готовых данную продукцию не просто поставлять (мало же ее поставить), ее требуется внедрить, настроить и обслуживать. Это существенные трудовые ресурсы, которые являются проблемой в условиях настоящего кадрового голода. Кадров, готовых и умеющих работать с новой продукцией остро не хватает.

Согласно наблюдениям ДОМ.РФ, сегодня основной запрос от производителей и поставщиков – долгосрочные отношения. У института развития есть возможность заключения длинных рамочных договоров, однако заказчики в неустойчивых условиях не могут планировать на несколько лет вперед. Однако требуются как минимум трехлетние планы производства.

– Нам говорят: «Вы получите хорошую цену при хорошей загрузке производства». Соответственно неизбежная проблема – это методика работы с ценообразованием, – комментирует Диляра Баширова. – В долгосрочных договорах цена твердая, но при меняющихся потребностях (казалось бы) одинакового товара ценник все равно будет немного меняться. Нужна нормативная конкретизация по данному вопросу и аргументированная защита заказчика от возможных вопросов контрольных органов по ценообразованию в долгосрочных договорах.

Механизм офсетных контрактов является очень перспективным для крупных заказчиков. При этом в ДОМ.РФ заметили, что офсеты зачастую востребованы там, где один заказчик своей потребностью не закроет производственный план конкретного производителя.

– В этой связи, хотелось бы легализовать возможность заключения офсетных контрактов «вскладчину» в тех или иных сферах. Нам, как компании, работающей в банковской сфере, нужны примерно стандартизированные товары для всех. Но центра компетенции, который мог бы аккумулировать эту потребность и транслировать ее производителю – сегодня нет. Такие центры начали действовать в IT….

По словам эксперта, этот опыт надо масштабировать на банковский сектор и на другие отрасли экономики.

В настоящее время многие крупнейшие заказчики по 223-ФЗ дейстуют в логике оптимизации расходов. Ситуация усложняется тем фактом, что ценообразование российских поставщиков и исполнителей – не публично.

– Мы не понимаем, как складывается их ценник, – поясняет Диляра Баширова. – Под воздействием санкций и закрытости информации мы даже не можем посмотреть друг у друга аналоги. Доходит до телефонного взаимодействия с заказчиками на предмет сравнивания цены.

В ДОМ.РФ поддерживают нормативную инициативу перевода некоторых «закрытых закупок» в статус конкурентных. Если информация информация о них размещается в закрытой части площадки, и при этом более 70% таких процедур – это закупки с тремя участниками, то считать их неконкурентными  не логично.

Одним из способов повышения эффективности закупок корпоративного сектора является маркетплейс и механизм закупок с полки.

– Существует множество потребностей, которые можно удовлетворять на местах, но внутри любой компании всегда встает вопрос себестоимости создания или внедрения самого магазина.Практика показывает, что в перспективе это не так уж дешево, как воспользоваться любым готовым сервисом интернет-торговли. До тех пор, пока бумажная форма будет обходиться заказчику дешевле с операционной точки зрения инструмент ЗМО будет сложно развиваться в корпоративном секторе. Поэтому мы предлагаем на законодательном уровне подумать о мотивации заказчиков к использованию электронных магазинов. Во-первых, требуется признать такие закупки формально конкурентными: потому что заказчик с их помощью сможет показать определенные уровни исполнения. Во-вторых, возможен зачет показателей закупок по квотам у МСП. Третья история – это вопрос платности закупок в электронных магазинах. Всякий раз, когда поставщик будет в этом магазине платить, он будет все свои издержки переносить на нас, – пояснила Диляра Баширова.

По словам эксперта, в целом, по отрасли, финансовым обеспечением которой занимается ДОМ.РФ, наблюдается сокращение рынка закупок.

На фоне оптимизации бюджета заказчики задаются вопросом: а могу ли я это исполнить сам? Таким образом, компания начинает рынок закупок затягивать в режим inhouse. Настораживает тот факт, что это рынок, преимущественно представленный интересами субъектов малого и среднего предпринимательства. Некоторым крупным заказчикам сегодня проще нанять людей под определенный проект, чем прибегать к закупкам услуг отдельно взятых независимых компаний. С операционной точки зрения это более управляемо и менее затратно. Тенденция наблюдается в строительной отрасли и с ней необходимо что-то делать, чтобы в равной степени защитить интересы заказчика и поставщика.

Актуальный вопрос от аудитории, поступивший во время дискуссии Форума-выставки “ГОСЗАКАЗ”: какими критериями ДОМ.РФ определяет необходимость централизации и децентрализации закупочных процессов? В каких случаях необходимо поднимать вопросы принятия решений в главный офис, а в каких – наоборот требуется отдать полномочия руководителям низших звеньев корпорации.

По словам эксперта, все зависит от стратегии управления закупкой. Если в основе лежит идея сокращения операционных расходов и управление ценообразованием, то закупки малого объема (при определенном лимите) будут спущены на уровень ниже. В той же логике проводятся и «срочные закупки» небольшого объема. Цена закупки всегда будет сравниваться со стоимостью обслуживания.

– Второй вопрос – это вопрос работы с категориями. Это сбор потребностей в рамках планирования закупок со всех конечных потребителей. Изучение рынка (в том числе) с точки зрения логистики. Будет ли выгодно формирование лотов (многолотовых закупок, зонтичных контрактов) или, напротив закупки отдельных видов продукции мелкими партиями. Вывод – если это хорошо влияет на цену, значит это нужно оставить внизу. Такова экономическая целесообразность, – заключила Диляра Баширова.

Скачать презентацию

22 июля 2024, 20:44
406
Теги: #223-ФЗ #ЗМО #Корпоративные закупки #Планирование закупок

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.