В этом году Счетная палата будет отчитываться об эффективности исполнения нацпроектов. Интрига в том, как поставлены цели закупок в рамках конкретного проекта, как составлялись технические задания, и оправдывают ли цели затраченные средства?
С самого старта истории нацпроектов наблюдались огромные трудности с конкретикой при их воплощении в реальную жизнь. Были поставлены некие общероссийские KPI, однако не существовало пошаговой инструкции по их достижению через закупки. Обнаружилось, что в России есть серьезные проблемы с долгосрочным планированием и стоимостной оценкой задач. Понятная критическая товарная номенклатура и технологии под каждый нацпроект были выработаны правительством только в 2024 году, благодаря активной поддержке промбизнеса.
Верстка новых целей технологического лидерства с учетом предметных потребностей внутреннего рынка станет одной из самых интересных сверхзадач XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в Санкт-Петербурге 23-25 апреля. В виде теории этот вопрос по поручению Президента и Правительства РФ прорабатывает РАН. Однако набивать шишки и искать рабочие варианты на практике будут распорядители бюджетных средств, заказчики и поставщики.
Новые вызовы экономики делают нормирование неизбежным с точки зрения здравого смысла и логики развития всей системы закупок. Вопросы структуры стоимости и структуры прибыли пока остаются без ответа.
Это следующая ступень национальной системы закупок на ближайшую перспективу (если верить прогнозам Минфина). Будет развиваться нормативная и технологическая база нормирования, которая обеспечит новыми возможностями не только внешнего аудитора – Счетную палату России, но и обычных заказчиков разных уровней.
У современного заказчика помимо калькулятора уже есть в распоряжении более развитые механизмы расчета эффективности закупок. Встроенные в государственный бюджетный процесс, либо в корпоративные экосистемы. Крупные квазигосударственные заказчики научились нормировать затраты и считать деньги не хуже Федерального казначейства. Сама цифровизация дозрела до такой фазы, которая позволяет субъектам государственного, корпоративного и коммерческого заказа перейти к более умным и эргономичным формам хозяйственной деятельности.
Достигнув оцифровки больших данных, экономика сталкивается с вопросом «что дальше»? Какие управленческие решения должны возникнуть?
– Одно из них очевидно, – поясняет заместитель министра финансов Алексей Лавров. – Цифровизация приводит к тому, что мы сначала регистрируем свое намерение, что-либо сделать, регистрируем действие, и затем фиксируем результат. На любом уровне: будь то бюджетное учреждение, получатель субсидии или орган власти… А это значит, что у нас есть новая возможность достигать результата наиболее эффективным путем. А во-вторых, возможность поставить вопрос: правильно ли сформулирована цель, правильно ли мы ее измеряем. Любое управленческое решение базируется на понимании потребности и постановке задачи.
По словам эксперта, полнота и точность получаемых данных позволяет рационально расходовать ресурсы, причем не зацикливаясь только на финансах: есть еще человеческий капитал, средства производства, вопросы расчетной рентабельности, связанные с качеством и дальнейшим применением объекта закупки, стоимостью его эксплуатации и обслуживания. Сегодня все это возможно просчитать и отследить в рамках экономического цикла.
Полина Крючкова, заместитель министра экономического развития РФ:
– Цифровизация – это не цель, а средство. Можно и на счетах считать. Важнее точность целеполагания. Понимание того, что мы хотим получить в результате? Цифровизация – это инструмент, которым нужно уметь пользоваться по назначению, чтобы вал информации не захлестнул. Переизбыток информации, при неумении ей пользоваться – это еще тяжелее, чем когда информации нет вообще. Даже искусственному интеллекту границы значений задает живой человек. Без постановки задач ни система внешнего аудита, ни система государственного управления невозможна.
С точки зрения инструментария в России есть два качественно разных способа нормирования: 1) установление нормативных затрат на осуществление функций. 2) установление требований к объекту закупки (к товарам, работам или услугам).
Буква закона нам сообщает, что в результате нормирования в закупках может быть установлена предельная цена, определены иные заведомо известные параметры закупки. С помощью нормирования заказчик сообщает (обосновывает), что именно, в каком виде и количестве ему необходимо. Формально правила нормирования диктует Правительство РФ. Но на деле в этом вопросе царит полная отраслевая демократия – у каждого крупного подведа и распорядителя бюджетных средств имеется свой внутренний перечень случаев, в отношении которых может выполняться норма, и набор критериев по которым она применяется. Эти документы размещаются в ЕИС в специально заведенных для них разделах, связанных с планированием закупок.
В поле пристального самоконтроля организаций как правило попадают: аренда и закупка транспортных средств, оргтехники, офисной мебели, регулярных расходных материалов и т.д.
Различают три иерархических уровня нормирования: это высшие органы власти, уровень исполнительных властей регионов, муниципалитетов, и уровень непосредственных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). Таким образом, в этой бюджетной матрешке организации уточняют свои обоснования в рамках более широких обоснований вышестоящей инстанции.
В публичном поле почему-то принято считать, что цель нормирования – это избежать приобретения товаров и услуг, обладающих избыточными потребительскими свойствами либо относящихся к предметам роскоши. Это действительно так, но это далеко не единственная и не главная функция. Такой взгляд примитивизирует тему до броских заголовков в прессе, но уводит от сути дела.
Нормирование – это методика следующего экономического уклада, которая позволяет:
- а) определять расчетную рентабельность проекта в рамках одной или нескольких взаимосвязанных закупок;
- б) определять структуру стоимости, создаваемых продуктов, проводимых работ и оказываемых услуг;
- в) определять структуру прибыли исполнителя /исполнителей.
Опыт нормирования в Китае
Институт нормирования широко развит в экономике КНР. Он во многом обуславливает высокую эффективность и быстрый рост китайской экономики. Вот, как это выглядит в части нормирования требований к закупаемым товарам.
«В подзаконных актах КНР подробно описано, на какое имущество (например, на автомобили) за государственный счет могут претендовать чиновники, занимающие различные должности в государственных органах власти различных уровней» (Интервью с ректором Шанхайского политико-юридического университета, профессором Лю Сяохун // Закупки и право. 2023. N 1. С. 9.). При этом, в отличие от РФ детализация доходит до мелочей, таких как объем двигателя в корреляции со статусом органа власти, предельная стоимость под каждый конкретный случай.
Все гораздо интересней в части нормирования затрат и нормирования прибыли. Здесь Китай также ушел вперед, аккуратно и без фанатизма используя в рыночных отношениях лучшие стороны и научные преимущества госплана.
Нормирование в Китае обусловлено “Законом о компаниях”, новая редакция которого вышла в декабре 2023 года (регулирует порядок создания, корпоративного управления и прекращения деятельности), и, как ни странно, антимонопольным законодательством.
Доступные методы ведения бизнеса ставятся в финансовую зависимость от целей его ведения.
Действуют прямые и косвенные методы принуждения к реинсвестированию полученной прибыли в развитие производства.
Установлено пропорциональное соотношение размера уставного капитала к размеру инвестиций компании. И ограничены сроки полной оплаты уставного капитала с 1 июля 2024 года в течение 5 лет. Для иноземного бизнеса и компаний с иностранным участием планка уставного капитала влияет на общий портфель займов, которые им позволено привлечь от акционеров. В частности, общий размер займов не может превышать разницу между заявленным объемом инвестиций и размером уставного капитала компании. Этому принципу почти полвека: он установлен поднебесным Минпромторгом в 1987 году.
Антимонопольные органы отвечают за допустимые пороги концентрации: отслеживая такие параметры как «цель сделки» и «бизнес-план предприятия на будущие периоды», «структура владения компании». Напрочь отсутствует всякий плюрализм и дипломатические танцы вокруг коммерческой тайны. В том числе, когда дело касается компаний с иностранным участием.
Так, например, Правилами Госсовета о критериях экономической концентрации, предусмотрен такой любопытный «порог материальности», применимый к сделкам как «совокупный оборот всех участников концентрации за предыдущий финансовый год от продаж по всему миру».
А еще китайские компании не имеют общей правоспособности. Конкретный перечень видов деятельности закреплен в уставе и свидетельстве о регистрации. За рамками этого перечня ничего мутить нельзя. За это нарушение может прилететь не только наказание, но и тотальная блокировка (в виде отказа в проведении банковских операций).
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет