Законопроект предполагает внесение ряда изменений в перечень затрат, включаемых в состав прибыли при обосновании проекта контрактной цены. При этом отвечать за эти изменения и регулировать их по логике законодателей должен головной заказчик. Концепция законопроекта была предложена Экспертным советом по развитию финансовых инструментов и нефинансовых мер поддержки предприятий ОПК.
Низкая маржинальность в оборонной отрасли является скорее ее объективным профессиональным условием, чем недостатком. Для обеспечения нужд армии нормирование затрат, расчетное ценообразование и предельная экономия являются преимуществом. Однако для выхода на гражданские рынки механизм планового финансирования является слишком жестким. Чтобы успешно конкурировать с зарубежными поставщиками требуются оборотные средства и возможность более свободного принятия решений о том, куда направить прибыль.
– Для форсированного индустриального развития необходимо сформировать условия для получения организациями ОПК более справедливого дохода, что приобретает особое значение при возросшем гособоронзаказе, – объясняет один из авторов и сторонников документа Владимир Гутенев, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле. – Как минимум, должны включаться технологически неизбежные затраты исполнителей, возникающие при выполнении ГОЗ в нынешних условиях.
Проект ФЗ № 576887-8, недавно внесенный в Госдуму, наделяет головного заказчика правом проводить мероприятия технологического аудита для оценки трудоемкости и себестоимости производства компаний, задействованных в ГОЗ.
Одновременно с законопроектом готовится к принятию постановление Правительства РФ, которое содержит основные положения по процедуре аудита. А именно: правовые последствия результатов оценки для предприятий и механизм их оспаривания между госзаказчиком и исполнителем, вероятность возникновения дополнительных затрат для предприятий и информацию о квалификации проверяющих, входящих в аудиторскую группу.
Вопрос повышения прибыльности оборонных компаний за счет проектов двойного назначения и выхода на гражданские рынки станет одной из самых интересных тем XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет 15-17 мая в Сколково. Теме будет посвящен отдельный круглый стол «Участие предприятий ОПК в государственных закупках – существующая практика, барьеры и актуальные вопросы», организованный Промсвязьбанком.
Незадолго до СВО оборонно-промышленный комплекс России начал постепенно выбираться из состояния недофинансирования. До начала финансовой реформы в этой сфере плановая «прибыль» организаций ОПК практически полностью уходила на выплату процентов коммерческим банкам. Государству регулярно приходилось спасать ОПК от банкротства, выкупая долги компаний у коммерческих банков. Поэтому Правительство РФ внедрило в систему доверенную опорную кредитную организацию, которая взяла на себя финансирование проектов в сфере ГОЗ.
Финансовая устойчивость оборонки выросла, но сегодня перед ней стоят нетривиальные задачи прорывного научного развития на стыке с гражданскими отраслями промышленности. А значит потребуется инвестировать в основные фонды в самой рискованной (с точки зрения рынка) венчурной среде. Предприятия ОПК все еще ограничены в финансовом планировании. В отличие от гражданского промышленного бизнеса они лишены широкой возможности менять отпускные цены даже в случае с внешними факторами (санкции, инфляция, кадровый дефицит…). Льготное кредитование при действующей ключевой ставке в 16% является для ОПК трудновыполнимой целью, поскольку проценты съедают операционную прибыль. Нередко возникают кассовые разрывы, обусловленные изменением цен на сырье и рабочую силу. Оборонной компании труднее, чем гражданской выдерживать конкуренцию на кадровом рынке, ведь в расходной части ее бюджета предполагается, что компания не может платить зарплату сотрудникам выше средней по региону.
Указанные проблемы призваны решить законодательные изменения и послабления, нацеленные на диверсификацию и расширение производство продукции гражданского и двойного назначения.
Это новые нормы, формирующие учетную политику предприятия и влияющие на порядок и возможности использования денежных средств, банковское или казначейское сопровождение, а также раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при производстве оборонной продукции. О всех тонкостях и новшествах правоприменения можно будет узнать на XIX Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в Сколково.
- Одно из правовых нововведений начнет действовать уже с 26 мая 2024 года: заказчики, головные исполнители и исполнители гособоронзаказа обязаны применять каталог продукции для федеральных нужд. При этом порядок работы с каталогом и механизмы его актуализации утвердит Правительство РФ.
Среди вопросов, которые требуют безотлагательного решения в ближайшей перспективе – программы коммерческого софинансирования исследований и производства военного и гражданского назначения.
Такая идея поступила в конце 2023 года от Союза машиностроителей России и Лиги оборонных предприятий. Внедрение проектного финансирования в рамках государственно-частного партнерства позволит шире использовать научный и кадровый потенциал ОПК. Однако ГЧП на стыке с ГОЗ – это гораздо более сложный механизм, чем в гражданской промышленности.
Для его реализации некоторые профессиональные эксперты, неравнодушные к технологическому развитию армии и ее гражданских технологий предлагают вполне здравое решение: условно разграничить ГОЗ на основной и «перспективный». В первом случае осуществляются масштабные закупки крупными партиями по всей строгости закона. Во втором – небольшие опытные наукоемкие изделия для испытания в реальных условиях с менее жесткими требованиями в части использования прибыли, самостоятельности разработчиков, присвоения интеллектуальной собственности. Мотивировать оборонное ГЧП предлагается гибкой системой индустриальных грантов, по примеру той, которая уже удачно зарекомендовала себя в агропромышленном комплексе.
В числе факторов, сдерживающих диверсификацию предприятий ОПК, также стабильно называют ограничения в сфере регулирования прав на интеллектуальную собственность. Инициативные группы бизнеса нередко сталкиваются с трудностями в организации научных исследований и проведения НИОКР. Такой запрос был призван решить проект кластеров двойного назначения, презентованный на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в прежние годы. В нескольких кластерах на Урале и в Сибири уже достаточно успешно осуществляется трансфер технологий (от оборонки к энергетике и обратно). Но существуют и более мелкие задачи, под которые не требуется специальная индустриальная площадка и профильный НИИ. Достаточно лишь инициативы частного предпринимателя и гарантий со стороны государства.
Характерным примером является зарождающаяся в России отрасль беспилотных авиастистем БАС. За время СВО в стране возникли десятки частных КБ, занимающихся разработкой беспилотников. Однако, чтобы они могли покрывать в полной мере и с максимальной эффективностью покрывать потребности гражданского рынка и армии, требуются два условия:
1) государственный заказ и доступный кредит на расширение производства; 2) набор базовых российских комплектующих.
БПЛА-индустрия сможет пользоваться компонентной базой как конструктором (чипы, камеры, электромоторы). То же самое касается проблематики связи и окопного РЭБ. В гражданской сфере эти же технологии можно применять для защиты критически важных объектов частными заказчиками.
Справка
Ожидается, что объем выпуска предприятиями ОПК новой гражданской продукции к 2030 г. составит около 10 трлн руб. Сейчас предприятия ОПК выпускают около 12 тыс. конечных продуктов гражданского и двойного назначения, из которых около 8 тыс. предназначены для корпоративного сегмента. По итогам 2022 года доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК составила 23,9%, что на 4 п.п. больше аналогичного показателя 2021 года. Выполнение ГОЗ сегодня находится на уровне не менее 98%. При том, что его фактический объем по сравнению с прошлым годом, увеличен более чем в два раза, а по ряду позиций – в десятки раз
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет