Работа по развитию «сквозных» цифровых технологий в России в ближайшие пять лет будет определяться специальными стратегическими документами — дорожными картами. Разработанные бизнесменами и учеными предварительные версии документов впервые были представлены на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР-2019) в Иннополисе.
В нацпроекте «Цифровая экономика» выделяются 9 «сквозных» цифровых технологий: «большие данные» (big data), нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи (в частности, 5G), технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). Эти технологии считаются наиболее перспективными, их применение ведет к радикальным изменениям существующих рынков, а также к появлению новых. По каждой из технологий будет подготовлена отдельная дорожная карта.
Согласно нацпроекту «Цифровая экономика», эти документы должны учитывать потребности ведущих компаний в области цифровой экономики. Как изменят жизнь россиян и работу бизнеса новые технологии — разбирались корреспонденты для общероссийского портала «Будущее России. Национальные проекты».
Блокчейн как драйвер экономики
Одной из самых интересных тем оказался блокчейн, или система распределенного реестра. Речь идет о децентрализованной базе данных, у которой устройства хранения информации не подключены к общему серверу. На основе этой технологии работают криптовалюты, в том числе биткойн. Главное преимущество блокчейна в безопасности, так как никто не может подделать или подменить зафиксированную в блокчейне информацию. Авторы дорожной карты ожидают, что потенциальный экономический эффект от внедрения технологии блокчейн в России к 2024 году может составить свыше 1,5 трлн руб.
В дорожной карте по технологии уделяется внимание как развитию самой технологии, так и ее внедрению в различные сферы. «Сейчас одной из больших проблем системы распределенного реестра является скорость её функционирования», — поясняет руководитель проектного офиса по цифровой экономике ГК «Ростех» Тимур Бурунбаев. Среди проблем самой технологии блокчейн эксперты выделили, в частности, следующие: нужно много времени на интеграцию системы в бизнес-процессы (около 120 часов), провести аудит смарт-контрактов также довольно долго, кроме того, предстоит сократить время подтверждения блоков.
Что касается приоритетных сфер внедрения технологии блокчейн в России, авторы дорожной карты выделили пять основных: финансовая и страховая деятельность, транспортировка и хранение, госуправление, здравоохранение и обрабатывающие производства. Согласно презентации Бурунбаева, в сфере финансов и страхования блокчейн, как ожидается, это позволит серьезно сократить затраты на клиринг и урегулирование транзакций, а также вдвое уменьшить длительность проведения транзакций. Применение блокчейна в обрабатывающих производствах приведет к существенному сокращению затрат на документооборот и контроль качества сырья. В области логистики блокчейн позволит снизить вдвое расходы на перемещение грузов, а также сократить количество ошибок при их отправлении.
Технология блокчейн, по мнению экспертов, также сможет повысить доверие населения к процессам госуправления, в которых она будет применяться. Также блокчейн поможет сократить административные расходы государства на оказание госуслуг. Благодаря использованию новой технологии оборот контрафактных медицинских препаратов снизится вдвое, так же как и расходы на обработку и хранение персональных медицинских данных. Список приоритетных сфер для применения блокчейна в России в дальнейшем планируют расширить, отмечает Бурунбаев.
Искусственный разум и виртуальный мир
Чтобы лучше представить значение такой «сквозной» цифровой технологии как искусственный интеллект (ИИ), достаточно сказать, что без него не будет «Яндекса», сообщил на презентации дорожной карты руководитель лаборатории машинного интеллекта компании Александр Крайнов. «Для нас технология ИИ — это основной рабочий инструмент, и если его убрать, то бизнес исчезнет просто совсем, «Яндекса» не будет. Весь «Яндекс» — это тонкая оболочка сервисов на технологии искусственного интеллекта», — пояснил он.
Координатором разработки дорожной карты по нейротехнологии и искусственному интеллекту стал Сбербанк, а в работу были вовлечены около 100 экспертов. Специалисты предложили следующую «нарезку» направлений (или субтехнологий): компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, нейропротезирование (решения для взаимодействия человека с гаджетами) а также нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг (то есть, решения помогут отслеживать мозговую активность человека и влиять на нее). В отдельное направление выделены рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений, а также перспективные методы и технологии ИИ.
Бизнес уже сейчас активно внедряет элементы ИИ в своей работе. Руководитель инновационной лаборатории Банка «Ак Барс» по цифровым технологиям Ярослав Шуваев рассказал на презентации, что уже сейчас 94% людей попадают в один из главных офисов банка не по карточке, а с помощью системы распознавания лиц. Другой пример — 60% обращений, которые поступают в контакт-центр через чат-канал, обрабатываются при помощи ИИ, что в пять раз увеличило скорость их обработки, пояснил Шуваев.
«Тот тренд, который однозначно можно выделить — ассистенты, но только не для домашнего использования, такие как «Алиса» «Яндекса», а для бизнеса. Подход, который мы сейчас видим, — это секретарша для каждого сотрудника бизнеса. Мы начали с контакт-центра, следующий шаг — персональный инвестиционный советник», — отметил он.
По мнению экспертов, прежде всего для дальнейшего развития этого рынка необходимо разработать методы подтверждения стойкости системы ИИ. По их словам, пока нет понятных критериев, по которым, например, можно было бы определить, кто лучше справляется с задачей — беспилотный автомобиль или реальный профессиональный водитель. При этом, беспилотному автомобилю не простят ошибки, первая серьезная авария, виновником которой будет признан беспилотный автомобиль, откинет их внедрение лет на 5-10 назад.
«Наша страна выступает с инициативой о необходимости разработки стандартов, которые фиксируют некие сертификационные требования при использовании искусственного интеллекта. Выполнение этих требований позволит применять технологии ИИ при решении ряда важных задач, некорректное решение которых может приводить к негативным последствиям. Пока это сильно ограничивает возможности по их практическому применению», — отметил председатель технического комитета на базе РВК «Искусственный интеллект» Сергей Гарбук.
Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности сейчас лучше всего знакомы заядлым игроманам, однако через пять лет они могут стать привычными атрибутами в школьных классах и кабинетах врачей.
«Мы выделили направления рынка виртуальной и дополненной реальностей, к которым в первую очередь рассчитываем применить результаты развития этих технологий. Мы пришли к выводу, что концентрироваться нужно на требовательных к технологиям рынках: это рынок образования, рынок медицины, промышленность и в меньшей степени культура и продукты двойного назначения. Лично я считаю, что регулирование этих рынков дает нам возможность сыграть на опережение, потому что современное развитие технологий не позволяет массово и быстро получать в какой-то достаточной степени то качество, чтобы они вызывали у всех этих рынков доверие», — рассказал проректор по развитию Дальневосточного университета (ДВФУ) Дмитрий Земцов (университет, ответственный за разработку дорожной карты по этому направлению).
Роботы на службе у человека
За разработку дорожной карты по робототехнике и сенсорике отвечает Университет Иннополис. «Рынок робототехники в России сейчас на очень низком старте. Если сформировать правильные источники поддержки, то с низкого старта можно получить очень большой прирост ВВП. В экономиках развитых стран робототехника занимает приблизительно 10% прироста ВВП. У нас сейчас гораздо ниже, но поэтому на горизонте в течение пяти лет можно ожидать, что доля прироста ВВП у робототехники будет даже не 10%, а в пределах 20%», — рассказал руководитель центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис Александр Климчик.
В его презентации приводятся цели, установленные дорожной картой по пяти приоритетным направлениям (субтехнологиям). В частности, эксперты ожидают, что к 2024 году в российской промышленности на каждые 10 тыс. работающих людей будут приходится 60 роботов. К этому же сроку половина компонентов робототехники и сенсорики будет производиться в России — такая цель установлена в документе по направлению «Манипуляторы и технологии манипулирования». «Локализацию не нужно делать просто как импортозамещение — нужно создавать продукт, который будет конкурентоспособен на мировом рынке», — пояснил Климчик.
Эксперты проанализировали, как изменятся ключевые отрасли экономики с внедрением роботов — они также перечислены в презентации. Внедрение роботов в сельском хозяйстве поможет повысить урожайность, сократит расходы на логистику и средства защиты растений, положительно скажется на экологии. В логистике, благодаря роботам, заказы будут собираться быстрее, а также снизятся издержки.
Роботы, задействованные для добычи полезных ископаемых, помогут повысить безопасность на производстве и снизить число несчастных случаев, а роботизация обрабатывающих производств станет стимулом для повышения качества продукции и производительности. В области здравоохранения и социальных услуг внедрение роботов позволит повысить уровень сервиса, точность диагностики заболеваний и эффективности лечения.
Отдельно в текущей версии дорожной карты предусмотрена разработка национальной стратегии развития робототехники в России, назначение профильного вице-премьера или министра — об этом ранее сообщал ТАСС со ссылкой на проект дорожной карты. Также в документе было предложено создание специального органа, который будет координировать работу государства по вопросам развития робототехники.
«В российском механизме государственного управления существует большая проблема дискоординации полномочий различных государственных органов — это препятствует эффективному внедрению роботов в жизни. Первый способ решения проблемы, который позволит решить ее быстро: создать координирующую должность или наделить кого-то полномочиями по «разруливанию» ситуации, когда никто не хочет браться за проблему робототехники. Второй способ — создание специализированного министерства или агентства, любого другого органа в структуре органов госвласти, который будет специализированно заниматься вопросами робототехники», — рассказал руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта Андрей Незнамов.
Также эксперт отметил, что важно определиться с вопросами ответственности за действия роботов и страхования в этой сфере.
Сейчас полномочия по регулированию робототехники в России частично возложены на Минкомсвязь и Минпромторг: первое министерство занимается регулированием в сфере информационных технологий, второе — темой роботизации промышленности. Минкомсвязь не стала комментировать инициативу, а в Минпромторге сказали, что обсуждать эти вопросы до утверждения дорожных карт поспешно и нецелесообразно.
«Проекту еще предстоит пройти не один круг согласований и обсуждений, в процессе которых представители государства, бизнеса, отраслевых ассоциаций, экспертного и академического сообщества будут совместными усилиями дорабатывать и совершенствовать проект. В ходе этой работы он, несомненно, претерпит ряд корректировок, и финальная версия будет отличаться от представленной сейчас», — сообщили в пресс-службе министерства.
«Вторая квантовая революция»
Особое внимание эксперты уделили квантовым технологиям. Этому была посвящена дорожная карта, подготовленная Российским квантовым центром и НИТУ «МИСиС».
Исследователи мельчайших частиц — квантов, считают, что именно эта «сквозная» технология должна стать основой развивающейся цифровой экономики. Разработки, основанные на исследовании квантов, позволят создавать мощнейшие компьютеры, способные мгновенно обрабатывать информацию и при этом поддерживать высокую многозадачность, обладать почти стопроцентной защитой от кибератак. Так, квантовые компьютеры будут способны быстро и точно обрабатывать «большие данные», помогать развивать искусственный интеллект и промышленный интернет.
Разработчики также уверены, что сенсорные устройства, созданные при помощи квантов, повысят чувствительность и точность приборов. К примеру, система GPS, основанная на квантовых технологиях, сможет с точностью до нескольких сантиметров показывать местоположение объекта, а использование квантов в промышленности позволит сократить энергопотребление на производстве минимум в 100 раз. По мнению экспертов, это поможет, в том числе, построить эффективную работу сетей 5G.
«Квантовые технологии — это не только использование эффектов квантовой физики, а работа с индивидуальными квантовыми системами, с одним атомом, с одним фотоном, с одним ионом. Квантовой физике уже около 100 лет, но первые результаты мы увидели только в середине прошлого века. Лазер и транзистор — два самых известных примера «первой квантовой революции», и вся индустрия IT — результат этой революции. Вторая революция — это использование индивидуальных частиц, и ожидается, что ее эффект будет не меньше, чем эффект первой», — рассказал во время презентации дорожной карты генеральный директор Российского квантового центра Руслан Юнусов.
Создатели дорожных карт по промышленному интернету и «большим данным» — Национальный центр информатизации (входит в концерн «Автоматика» госкорпорации «Ростех») — считают, что обе «сквозные» технологии придадут новый импульс развитию российских компаний и помогут новым компаниям быстрее выходить на международные рынки.
Так, главная цель дорожной карты по «большим данным», отмечают ее разработчики,- это достижение технологического лидерства крупнейших российских компаний в мире за счет эффективного анализа огромных массивов информации. Их коллеги по НЦИ, разрабатывающие дорожную карту по промышленному интернету, своими главными задачами называют повышение производительности труда, сокращение издержек, повышение конкурентных преимуществ российской продукции, в том числе сложного технологического оборудования — все это, прогнозируют эксперты, даст экономический эффект в размере 1,5% прироста ВВП до 2024 года.
Дальнейшие перспективы
Проекты дорожных карт по «сквозным» цифровым технологиям еще могут измениться. Помощник президента РФ Андрей Белоусов уже успел ознакомиться с содержанием всех документов. «Большинство дорожных карт одобрены, некоторые требуют определенной доработки. Но в целом уровень был неожиданно высоким», — сказал он журналистам. Время на обсуждение еще есть — как указано в нацпроекте, утвердить дорожные карты нужно до 30 июня 2019 года.
По словам Белоусова, следующий шаг к намеченным целям — решить вопрос с финансированием. На все «сквозные» цифровые технологии пойдет порядка 220 млрд рублей, и предстоит решить, как их распределять, резюмировал он.
Авторы: Екатерина Казаченко, Давид Комахидзе, Марина Шеина