Нацпроект по БПЛА обзавелся едиными техническими требованиями и детализацией до универсальных комплектующих.
Это лучшая новость российской промышленности за последние годы. Правительству РФ удалось сделать то, без чего буксуют все другие отрасли – внедрить стандартизацию технических заданий и разбивку конечного изделия на линейки унифицированных базовых запчастей. БПЛА всех видов собираются как конструктор, ключевые конструктивные элементы которого уже начали производить на опорных предприятиях отрасли. Благодаря тому, что отрасль рождается с нуля
Критический минимум для автономии в строительстве БПЛА состоит из нескольких пунктов. Должно быть свое, т.е. производимое в РФ и по российским промышленным стандартам:
- бортовая система управления полетом;
- оборудование радиолинии связи управления и контроля;
- бортовая система идентификации и автоматического уклонения от столкновений;
- собственные АКБ;
- собственные композитные материалы;
- унифицированная линейка двигателей под разные задачи.
В Минпромторге России неоднократно заявляли намерение закрепить перечисленные компоненты в качестве критериев для внесения в БПЛА в реестр отечественной промышленной продукции.
Стратегия промышленной унификации беспилотников подтверждается добрыми новостями с мест.
В России развернуто производство унифицированной линейки электродвигателей для «птиц» разного класса: начиная от FPV-дронов и заканчивая «Ланцетами». Ранее в этом критически важном сегменте была стопроцентная импортозависимость с периодическими сбоями поставок по параллельным схемам. В начале года открылся завод по производству микроэлектродвигателей полного цикла, архи-важный стартап предпринимателей из Уфы.
В прошлом году Министерство образования и науки запросило в бюджете на разработку новых беспилотников (включая создание аккумуляторов и материалов) 49 млрд рублей на период до 2030 года.
В июне текущего года Росавиация начала поиск заказчика, который проведет научно-исследовательскую работу по формированию требований к системам предупреждения столкновений в воздухе БПЛА между собой и с пилотируемыми воздушными судами. Начальная цена контракта — 225 млн рублей.
Самарский университет имени С. П. Королева недавно приступил к комплексным испытаниям малоразмерного газотурбинного двигателя для компактных беспилотников «Колибри». Значительно увеличивает скорость и грузоподъемность БПЛА. Двигатель-малютка всего 2,1 кг, при этом его максимальная тяга должна составить 220 Н (ньютонов). Длина «Колибри» — 30,6 см, диаметр — 11,8 см. Согласно расчетам БПЛА на реактивной тяге при общем взлетном весе 45 кг в перспективе сможет развивать максимальную скорость 800 км в час при максимальной высоте полета 9 км. Как муравей – может поднять груз намного больше собственного веса, питается обыкновенным авиационным керосином. Энергоемкость такого топлива в 40 раз больше, чем у стандартных литий-полимерных батарей.
Разработчики должны понимать технические требования к продукции, заказчики должны включать их в ТЗ.
Логика универсализации в нацпроекте беспилотных авиационных систем была раскрыта в ходе XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в презентации ведущего инженера ФАУ “ЦАГИ” Андрея Зинченко.
Наряду с общей информацией о тенденциях в развитии беспилотных систем, презентация содержит полноценное ТЗ для отрасли с раскладкой на конструктивные элементы в виде перечня, производство которых должно быть унифицировано. Если крупные предприятия, входящие в экосистему Ростеха, наладят серийный выпуск нижеперечисленных критических комплектующих, тогда ими смогут в режиме общей индустриальной песочницы пользоваться конструкторские бюро и многочисленные коммерческие стартапы, занимающиеся беспилотниками (как в гражданской, так и в военной сфере).
“Конструктор запчастей” для создания новых поколения БПЛА:
- Двигателестроение, миниатюрные электродвигатели, малогабаритные и энергоемкие аккумуляторы.
- Исполнительные элементы системы управления.
- Микроэлектроника, вычислительная техника, микропроцессоры.
- Высокопроизводительные системы обработки информации.
- Радиосвязь и другие технологии связи.
- Авионика, алгоритмы управления во всех фазах полета, искусственный интеллект, системы искусственного зрения, системы опознания образов.
- Малогабаритные датчики на оценки параметров движения, положения в пространстве и параметров воздушного потока.
- Новые конструкционные материалы, углепластиковые и композитные материалы, легкие конструкционные материалы.
Также описаны технологические области, в которых не хватает нормативного регулирования и единых технических требований.
Почему без жесткой стандартизации и универсализации в новой отрасли не обойтись?
Лучше всего доказывает развитие конкурентов семимильными шагами. Система технических требований применяется всеми развитыми государствами, чтобы подстегнуть развитие промышленного бизнеса. Стандарты – это элемент принуждения к развитию.
Характерный пример: в беспилотной отрасли зарождается новое перспективное технологическое направление. Это сибиоз с искусственным интеллектом. Зарубежные конкуренты уже сделали на этом поприще серьезные шаги. В апреле 2024 года американская компания Teledyne FLIR, часть Teledyne Technologies Incorporated, объявила о выпуске, передового видеопроцессора, предназначенного для работы с Prism™ AI и вычислительным изображением на периферии (дроне/видеокамере Teledyne FLIR AVP). AVP обеспечивает лучшую в своем классе производительность искусственного интеллекта (AI) в небольшом, легком и маломощном модуле для интеграции тепловизионных и вдимых камер в БПЛА, роботов, портативные устройства и стационарные системы безопасности.
Одним из перспективных форматов интенсивного развития отрасли могут быть региональные кластеры БПЛА. Такая экспериментальная площадка недавно начала работать в Самарской области.
Об этом рассказывает Владимир Гутенев, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России:
– Формируются кластерные площадки по производству беспилотных авиационных систем (БАС) и наземной инфраструктуры. В качестве примера можно привести запуск регионального кластера БАС в Самарской области, для развития которого установлен экспериментальной правовой режим.
Справка
- В организационной структуре Минпромторга России с начала 2024 года появилось новое подразделение – это Управление беспилотных систем и робототехники. Новое отраслевое управление работает над задачами национального проекта «Беспилотные авиационные системы» и координирует выполнение государственных заказов на производство БПЛА.
Нацпроект БАС продолжает развиваться не только с научно-производственной точки зрения. Теперь он приобретает очертания крупнейшей инфраструктурной стройки. В частности, одна из громких новостей сентября – это массовое оборудование дронопортов, которые появятся в 84 субъектах РФ. По планам, до 2030 года в стране должна быть создана 241 взлетно-посадочная площадка для беспилотников. Данные указаны в обновленной версии нацпроекта БАС. Площадки предстоит оснастить по соответствующему техническому стандарту оборудованием для обеспечения взлета и посадки, ангарами для хранения и обслуживания дронов, станциями заправки и зарядки. Дронопорты будут находиться в собственности субъектов. Наиболее интересной частью технического обеспечения являются системы оцифровки воздушного пространства и управления движением дронов. Огромное поле деятельности для российских приборостроительных предприятий и производителей отечественного телеком-оборудования. По сути, целая национальная подотрасль, в которой должны быть задействованы тысячи специалистов и созданы десятки тысяч новых рабочих мест (как инженеров-конструкторов, так и обслуживающего, наземного персонала). Предусмотрено серьезное финансирование в объеме до 5 млрд рублей. Транши разбиты на два года: 30 днонопортов в 2025 году за ₽1,4 млрд., 40 дронопортов в 2026 стоимостью ₽3,4 млрд. Специалисты уверены, что нацпроект БАС вдохнет жизнь в уже существующую локальную аэродромную инфраструктуру, особенно в отдаленных уголках страны.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет