Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Временное становится постоянным – нормы закупок, которые останутся после санкций

Временное становится постоянным – нормы закупок, которые останутся после санкций
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Березка #Законотворчество #Маркетплейсы

В октябре Госдума одобрила в первом чтении законопроект, о пакете контрсанкционных  мер в закупках. Минфин России предлагает часть этих мер перевести в постоянный режим, вместо ежегодного продления.

Алексей Лавров, заместитель министра финансов РФ:

– Особенность текущего момента состоит в том, что мы предложили перевести ряд временных норм, оправдавших себя (на наш взгляд), на постоянную основу. И больше к этим темам ежегодно возвращаться не собираемся.

Первая и главная поправка – это закрепление возможности внесения изменений в ранее заключенные контракты по решению соответствующих уполномоченных органов закупок. В случае возникновения внешних обстоятельств, не позволяющих исполнить контракт.

В определенном смысле это противоречит идеологическим постулатам 44-ФЗ (*например соблюдению принципа твердой цены). Однако в Минфине подчеркивают, что сама логика законодательства остается в силе. Поскольку непопулярное решение все равно принимается с допустимым учетом имеющихся ресурсов. Принципиально важным нюансом при этом является тот факт, что решение принимается не самим заказчиком, а с прохождением всех согласований с антимонопольными и финансовыми органами.

Правительство в данном послаблении руководствуется принципом выбора из двух наименьших зол: какой смысл расторгать контракт с готовым пакетом документов, когда в него можно внести корректировки, завершив гораздо быстрее и с меньшим ущербом для бюджета и конечного потребителя.

О такой реформе правоприменительной практики Минфин просили многие профессионалы закупок.

По данным Минфина, за два года применения этого антисанкционной меры, существенных злоупотреблений вокруг нее не выявлено.

Второй временной нормой, которая обретет постоянство, станет снятие ограничений по запросу котировок. Ранее был предусмотрен лимит на годовой объем больше 20% от общего объема закупок или не больше 100 млн ₽ при общем объеме заказов до 500 млн ₽.

Мера доказала свою эффективность и закупочная форма запроса котировок пользуется растущей популярностью у заказчиков и поставщиков. По мнению Минфина, это та форма, которая подходит абсолютному большинству заказчиков, и с ее применением можно выполнять подавляющий объем закупок товаров.

Также, по данным Минфина, поступает множество предложений о том, чтобы вернуться к закупкам у единственного поставщика (в порядке случаев, установленных органом субъекта РФ). Регуляторы не поддерживают этот инструмент, опасаясь антиконкурентных злоупотреблений. Но в порядке правоприменения он оброс дополнительными формами контроля. Сложилась целая система условий и проверок, в рамках которых заказчик, осуществляющий закупки у едпоставщика, должен аргументированно доказывать свое «алиби».

– Вообще, мы исходим из того, что чем меньше временных мер, тем лучше. В идеале, хотелось бы все привести на постоянную основу и завершить период турбулентности, в котором закупочная система находилась в последние четыре года, – говорит Алексей Лавров.

В 2025 году завершится переход к окончательной цифровизации всех закупочных процедур в 44-ФЗ. Неуклонно растет доля закупок по Каталогу товаров работ и услуг с 25% в 2019 году до двух третей всех закупок в 2024 году.

Что в планах развития контрактной системы до 2030 года?

1. Один из ближайших планов глобального масштаба касается нормирования. На юридическом уровне будет устранено задвоение нормативных актов, касающихся нормирования. По словам Алексея Лаврова, скорее всего эти правки, даже не потребуют внесения изменений в Закон. Минфин ограничится изменениями на уровне постановлений правительства и подзаконных актов.

2. Вторая плановая тема – оцифровать поток объемом порядка 1 триллиона рублей в рамках операций,  осуществляемых в формате малых закупок. В работе маркетплейсов нет полной прозрачности, обмена данными и нет подотчетности для контролирующих органов. Отрасль развивается на основе процессов самоорганизации.

– Большинство органов власти начали самостоятельно применять электронные магазины. Они появились и на федеральном уровне, так и на субъектовом. К первому относится «Березка», которая сейчас находится в стадии получения всех необходимых документов, чтобы  все федеральные заказчики (включая бюджетные учреждения и тех, кто не обязан работать через «Березку») перешли в этот электронный магазин.  Здесь важно ни в коем случае не навредить. То, что работает хорошо, должно продолжать работать.

Безусловно, разночтения в работе маркетплейсов есть. Это разные процедуры в разных магазинах, отсутствие единого электронного пространства. Покупая в одном электронном магазине, вы не можете уверенно утверждать, что на соседней площадке, нет предложения с лучшими условиями. Нет единых критериев по прослеживаемости транзакции и по исполнению нацпроектов. Для отрасли должно быть сформировано единое регуляторное поле, рамочные правила.

В 2024 году Правительство РФ уже сделало первый организационный шаг, утвердив Концепцию развития системы малых закупок. Документом не предполагается никаких резких движений. Поставлены общие задачи – создать единое информационное и единое правовое поле. Сделать применяемые закупочные процедуры унифицированными или, по крайней мере, похожими друг на друга. Наладить связь между всеми электронными магазинами. Наладить регистрацию, поставив все контракты, включая смарт-процедуры на счетчик. Эта мера подразумевает (в том числе) и настройку автоматической оплаты, что создаст гарантии защищенности для всех сторон, включая конечного потребителя.

В связи с планами Минфина по унификации закупочных процедур на маркетплейсах: интересна судьба новаторских решений, которые не вписываются в известные регламенты закупок. Таких например, как механизм проведения совместных котировочных сессий (укрупнение партии сбыта). Уникальная методика реализована в маркетплейсе Портала поставщиков Москвы с сентября 2023 года. Позволяет проводить совместные мини-аукционы, объединяющие потребность нескольких заказчиков из одного региона.

С 1 января 2025 года для субъектов 44-ФЗ и 223-ФЗ вступает в силу единый формат закупок в контексте импортозамещения.

Новые правила импортозамещения для государственных и корпоративных закупок не случайно сведены в общий акт, равнозначный отдельному федеральному закону (318-ФЗ). Выстраданный документ прошел все настройки. 149 импортных позиций в закупках правительство приговорило к запрету. Несколько сотен позиций подведено под режим «второй лишний» (гибкая конструкция с позволяющая сочетать ее с ценовой преференцией для любых товаров). Существенным образом возрастает жесткость импортозамещения, а с другой стороны – удобство для заказчиков и поставщиков. Главная новация относится к заказчикам, работающим по 223-ФЗ. Впервые на корпоративных субъектов распространяются те же самые механизмы импортозамещения, которые действуют в 44-ФЗ.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект, внесенный группой сенаторов и депутатов, касающийся офсетных контрактов и дополнительной информации в закупках.

  • Он зафиксирует возможность проведения совместных закупок, по итогам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами.
  • Зачет опыта участия в совместных закупках для универсальной предквалификации.
  • Возможность отказа от заключения контракта, если выявлена недостоверная информация по предквалификации. (При подтверждении опыта по строительным работам, опыт в индивидуальном жилищном строительстве без подтверждающих документов не будет учитываться). Это отсечет до 80% случаев осознанной и неосознанной подтасовки данных.

Автор: Андрей Троянский

30 ноября 2024, 14:06
222
Теги: #223-ФЗ #44-ФЗ #Березка #Законотворчество #Маркетплейсы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.