Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Об экспертизе товаров, работ, услуг, закупаемых в соответствии с 44-ФЗ, и типичных ошибках заказчиков

Об экспертизе товаров, работ, услуг, закупаемых в соответствии с 44-ФЗ, и типичных ошибках заказчиков
Теги: #44-ФЗ #Экспертиза

Нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы, предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, проведение экспертизы результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, является обязанностью заказчиков.

Так же обязанностью заказчиков является, в случаях, предусмотренных нормативными актами Правительства Российской Федерации, привлечение для проведения такой экспертизы, экспертов, или экспертных организаций.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, эксперт, экспертная организация, обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

Однако, заказчики довольно часто допускают ошибки при проведении экспертизы ТРУ, чем привлекают внимание контролеров. Либо в случае возникновения спорных ситуаций при проведении экспертизы сторонам приходится обращаться в органы суда.

Предлагаем рассмотреть типичные ошибки, допускаемые при проведении экспертизы.

Нарушение порядка уведомления сторон

Нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом ч. 3 ст. 41 44-ФЗ предусмотрено, что эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

Таким образом, в случае, если в процессе исполнения контракта и приемки его результатов, у заказчика возникла необходимость в привлечении к оценке внешнего эксперта, не только заказчик обязан уведомить о своем решении исполнителя по контракту, но и эксперт. В случае нарушения порядка такого уведомления, доказательства (экспертная оценка) можно считать недопустимыми и недостоверными, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона.

  • Данные выводы подтверждены Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф06-17065/2022, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 N 13АП-38620/2022 по делу N А26-1484/2021.

Отсутствие сведений о квалификации эксперта

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

Таким образом, в случае привлечения эксперта, его квалификация и опыт в области оценки, должны быть подтверждены документально. Информация об опыте и квалификации в области производимой оценки, экспертного исследования, должны быть указаны в экспертном заключении.

  • Данные выводы, подтверждены Решением Тульского УФАС России от 01.07.2022 по делу N 071/06/104-554/2022, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2022 N Ф05-29802/2022 по делу N А40-28298/2022.

Осуществление экспертизы без учета норм и требований законодательства

Как указано выше, экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами. Для проведения экспертизы собственными силами заказчик может назначить ответственного сотрудника, уполномоченного на проведение такой экспертизы. Логично предположить, что такой сотрудник должен обладать знаниями в области оценки. В противном случае, в силу отсутствия опыта и знаний вполне возможны ошибки при проведении оценки.

К примеру, приборы и оборудование, требования к которым регламентированы ГОСТ, либо иными законодательными актами, не получится оценить «на глазок». А инструменты, с помощью которых, к примеру, произведена оценка веса товара, без наличия свидетельства о проведении испытания определения точности измерения и срока действия таких инструментов, не могут являться эталонными, а сведения, полученные в процессе измерения, достоверными.

Одновременно с этим в акте о приемке товара должна быть указана информация о методах, использовавшихся при исследовании, условиях проведения экспертизы, средствах измерений и оборудовании, применяемом при экспертизе. Все это должно быть отражено присутствии исполнителя, участвующего в приемке товара.

Данные выводы подтверждены Решением Ростовского УФАС России от 30.01.2023 N 061/10/104-143/2023, Решением Рязанского УФАС России от 04.03.2022 по делу N 62-944.

Нарушение порядка и сроков проведения экспертизы

В соответствии с ч. 1 ст. 94 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с ч. 7 ст. 94 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Таким образом, из буквального толкования нормы закона следует, что документ о приемке ТРУ подписывается сторонами после документа о проведенной экспертизе и на его основании.

Нарушение данного порядка может свидетельствовать о формальном подходе к приемке ТРУ или о приемке после указанной в актах даты. Само по себе подписание документа о приемке должно вытекать из существа проведенной экспертизы. Подписание документа о приемке в случае, если при проведении экспертизы были выявлены несоответствия не правомерно.

  • Данные выводы подтверждены Решением Северо-Осетинского УФАС России от 26.08.2021 по делу N А466-08/2021, Решение Новосибирского УФАС России от 10.03.2022 N 054/06/100-1392/2021.

Автор: Светлана Попова

17 мая 2023, 17:36
570
Теги: #44-ФЗ #Экспертиза

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.