Характерно, что огромные средства госбюджета вливаются в экономику регионов в обход банковской системы. Эта тихая финансовая эволюция стала возможной благодаря возможностям казначейского сопровождения. В РФ заработал перспективный инструмент контроля за деньгами в инфраструктурных проектах, которому явно проигрывает паразитарная коммерческая прослойка.
Об амбициозных финансовых планах в сфере создания и обновления инфраструктуры сообщил Владимир Путин на предвыборном съезде партии “Единая Россия” в Москве. Он предложил продлить до 2026 года программу льготного кредитования инфраструктурных проектов по ставке в 3% годовых и увеличить объемы финансирования на эти цели по мере поступления заявок с мест.
- – 50 миллиардов рублей на развитие и модернизацию общественного транспорта, это повысит комфорт проживания в регионах и поддержит производителей;
- – 30 миллиардов рублей на ремонт и строительство дорог, средства должны быть перечислены в ближайшие дни, чтобы была возможность начать работы в летний период;
- – 150 миллиардов рублей на развитие инфраструктуры ЖКХ, особый упор предложено сделать на очистные сооружения, особенно на Черноморском побережье, включая Крым.
Очевидно, что освоение этих инвестиций – потребует строго контроля над расходами и сбалансированности бюджетов регионов. По умолчанию, деньги, о которых сказал президент, будут доводиться до цели через механизм казначейского сопровождения (т.е. внешнего управление расходами). В 2021 году система электронный бюджет получила завершенные контуры, законопроект о закреплении в Бюджетном кодексе постоянных правил казначейского сопровождения основе был принят Госдумой в двух чтениях, а 23 июня Совет Федерации одобрил соответствующий закон.
Новый финансовый контур страны
Механизм казначейского сопровождения исключает нецелевое использование средств, на порядок повышает КПД расходования и прослеживаемость бюджета, а в теории позволяет перейти к более развитым формам управляемой экономики без гипертрофированной банковской среды, искусственно раздуваемой конкуренции и спекулятивного сектора перекупщиков. До конца этого года Федеральное казначейство станет единым главным бухгалтером всех федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ.
Ключевым бонусом КС является возможность перехода к номированию госзатрат, через проектирование продуктов с заданной стоимостью и заданными техническими параметрами.
Первые в отечественной истории случаи введение внешнего финансового управления целых регионов состоялись в трех субъектах РФ. С 2017 года под казначейским сопровождением происходит развитие Крыма. В 2018 году, под крылом Казначейства оказались республика Хакасия и Костромская область (из-за чрезмерных долгов, значительно превысивших их годовой доход). В июне 2021 на сопровождение взята республика Северная Осетия. Фрагментарно режим КС применялся и доказал свою максимальную эффективность на многих крупных стратегических проектах РФ в самых разных отраслях и географических зонах: от строительства больниц до создания инженерных коммуникаций.
Там где банки не эффективны
В целом, государственное сопровождение авансов по казначейским контрактам и субсидиям на федеральном уровне применяется с 2016 года. За это время на казначейское сопровождение поставили 50 триллионов рублей.
Принципиально важно, что получатели этих средств открывают лицевые счета не в банках, а в Федеральном казначействе. Это обеспечивает прозрачность и прослеживаемость денег.
Банковская система не справилась с задачей кредитования национальной экономики, наоборот, став генератором издержек и сбоев. Об этом прямым текстом заявили участники пленарного заседания Госдумы 9 июня 2021 года.
Депутаты предложили распространить казначейские кредиты не только на реализацию инфраструктурных проектов, но и на остальные расходы регионов. Задолженность во многих субъектах РФ существует из-за того, что они брали кредиты в основном у коммерческих банков под космические проценты. При этом региональные власти повсеместно и регулярно не успевают их возвращать. Это наводит на определенные мысли.
Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров:
– Проблема, связанная с тем, как набирались кредиты в регионах, очень важна. Эту ситуацию нужно контролировать. Нам нельзя допустить, чтобы вновь набирались какие-то коммерческие кредиты.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин подтвердил, что действительно губернаторы (которые сейчас уже не занимают эти должности), вместо бюджетной дисциплины, сбалансированности, брали банковские кредиты:
– Минфин, а это было лет 15 назад, ослабив дисциплину, упустил контроль за этими вопросами, – сказал Володин. – Сейчас надо решить вопросы, с которыми регион не в состоянии справиться, а с другой стороны — усилить этот контроль, добавил он.
– Больше 300 млрд выделяется на замещение коммерческих кредитов бюджетными. Коммерческие кредиты, которые брали много лет назад, в обслуживании стоят зачастую 10 и больше процентов. Это больше 30 млрд средств, которые регионы тратили, перечисляя банкам за обслуживание. Сейчас деньги останутся в регионах на решение задач, которые существуют в каждой области, в каждом субъекте Российской Федерации.
При этом Володин отметил, что долги регионов вернутся в банки. Последним он, в свою очередь посоветовал эти средства «размещать, финансируя, в том числе, бизнес-проекты».
Ранее предоставленные под более высокий процент бюджетные кредиты будут реструктуризированы, а у регионов появится новый инструмент развития – инфраструктурные бюджетные кредиты под 0,1%.
«За 2,5 года объём инвестиций составит не менее 500 миллиардов рублей», – сообщил политик.
Чтобы ускорить инвестиционные процессы, работу над исполнением контрактов, парламентарии установили более ранний срок внесения Проекта федерального бюджета в Госдуму – до 15 сентября. Таким образом, субъекты Федерации смогут заранее планировать свои бюджетные расходы, заключать все необходимые контракты ещё до 1 января и уже с начала года начинать финансирование.
Госкредиты распахнулись на три пятилетки
В соответствии с поручением президента по реализации Послания Федеральному Собранию 2021 года, на бюджетные кредиты, которые выдают регионам на инфраструктурные проекты, не будет распространяться предельный пятилетний срок предоставления займов из федерального бюджета. Согласно поправкам ко второму чтению, эти кредиты будут выдаваться на срок не менее 15 лет и по ставке не более трёх процентов, сообщил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
По его словам регионам будет предоставлено три месяца на то, чтобы они могли выйти с заявками на получение бюджетных инфраструктурных кредитов. Затем рассмотрение этих вопросов войдёт в бюджетный процесс, над которым будет трудиться уже следующий состав Госдумы.
Региональный Госплан – такое бывает и уже работает
Стратегические проекты требуют стратегического мышления и государственного проектирования; а с этим в РФ – настоящая беда. Этим обусловлен провал национальных проектов. Зачатки настоящей государственной политики начали вырисовываться на платформе Минвостокразвития. В свежем интервью «Российской Газете» министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков поделился уникальным административным опытом, который можно назвать прорывным.
– Мы не собираемся делать резких движений. Государство неизящно ушло из экономического планирования. Мне искренне не хватает Госплана. Что плохого в том, чтобы, например, на пять лет планировать свою деятельность? Любой крупный бизнес имеет бизнес-план. Странно, если государство его не имеет. Лететь по приборам, конечно, тоже можно, но лучше все-таки лететь с чистой видимостью. И современные технологии дают нам эту возможность. На базе “Востокгосплана” мы пытаемся создать “цифровой госплан XXI века”.
Далее Алексей Чекунков привел конкретный пример приложения этой политики. Минвостокразвития совместно с “Востокгоспланом” работает над проектом континентального масштаба, созданием цифрового двойника Северного морского пути, частью которого будет северный завоз. Он объединит данные по 25 регионам, 300 судам и грузам объемом 3 млн тонн в год для выявления “узких” мест в логистике.
– В этом блоке 800 параметров, которые между собой могут быть взаимосвязаны. Чтобы это Excel посчитал, нужно до миллиона часов. А российское программное обеспечение то же самое делает за 10 секунд. Раньше это было невозможно, а сейчас мы бесконечное количество сценариев можем просчитать, – пояснил министр. – Очень важно иметь интегральную картину. Любой инвестпроект в таком регионе тащит за собой социалку, инфраструктуру, энергетику, логистику, образование. Когда инвестпроект уже реализуется, вспоминают, что не на чем вывозить. Бегут заказывать суда, потом оказывается, что нужно привозить две тысячи человек. А где они будут жить? А какая у них будет энергия? В какие школы будут ходить их дети? И если это все не сложить в единую картинку, получаются дурацкие провалы. Поэтому сначала мы создаем прозрачную систему, которая сможет это все смоделировать и показать, где есть деформации.
По словам министра, системный подход к делу пойдет только на пользу экономике. В том числе и малому бизнесу, за который так переживают теоретики свободного рынка, когда речь заходит о сильном государственном регулировании.
– Система хотя бы покажет, когда один и тот же товар в похожих регионах завозится с разницей в цене в два раза. И органы госрегулирования смогут аккуратно где-то что-то подправить, – пояснил Чекунков. – Добросовестный бизнес от этого только выиграет. Если ты хорошо работаешь, у тебя поставлена логистика, цепочка поставок, ты не участвуешь в серых и коррупционных схемах, твой бизнес вырастет. Если же у тебя нежная дружба с каким-нибудь муниципалитетом и ты завозишь мазут по странным схемам, этому конец. Бизнес должен понимать, что государство видит все. Электронные системы, анализ данных, прозрачность сделок – они тотальные.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет