Важная идеологическая новость месяца – это анонс вице-премьера Дениса Мантурова: пора готовиться к частичной отмене параллельного импорта. Механизм, который позволяет ввозить товары на территорию РФ без согласия правообладателя был легализован весной, как ответ на санкции и незаконный разрыв экономических связей недружественными компаниями.
По словам Мантурова, инициатива позволила сбалансировать рынок, однако она не навсегда:
– Это временное решение. Вы готовьтесь к тому, что мы скоро параллельный импорт отменим по группам товаров, когда будем понимать, что у нас есть достаточно российской продукции, — заявил вице-премьер.
Как мы и предполагали, ключевой недостаток в целом правильной затеи с параллельным импортом – это изначальная хаотичность и безадресность процесса. Цифровые Закупки поднимали этот вопрос в апреле на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Во-первых, серый ввоз продукции из-за рубежа обязательно должен быть дозированным. Параллельный импорт не может отрегулировать сам себя только за счет слепого рыночного спроса. Чтобы дозировать, надо хорошо понимать возможности собственной промышленности, и ее реальные потребности буквально посуточно. Обладает ли цифровая система ГИС «Промышленность» такими глубокими возможностями мониторинга и настолько оперативными механизмами обратной связи?
Во-вторых, параллельный импорт опрометчиво вводить, не определив статус интеллектуальной собственности, не разобравшись с вопросами патентного права, и с перспективами легального присвоения интеллектуальной собственности недружественных компаний; с требованиями локализации наукоемкой доли производства импортной продукции. Времени на быстрое решение этого вопроса у правительства не было. Но это не значит, что вопрос снят с повестки.
Анализ потребностей и система требований
Наконец, параллельный импорт невозможно использовать в целях развития страны, не имея самодостаточной национально-ориентированной системы промышленных стандартов. Стандарты – это система требований государства к корпорациям и промышленному бизнесу, то есть, ко всем субъектам экономической деятельности, которые обладают средствами производства. В РФ эта единая и обязательная для исполнения единая система стандартов отсутствует.
Предшественник Дениса Мантурова, вице-премьер Юрий Борисов поручал начать работу над созданием такой системы еще в 2021 году, очень хорошо понимая глобальные вызовы, стоящие перед страной. Однако система до сих пор не сформирована, и суверенной стандартизации в полном смысле этого слова, в стране нет, несмотря на существование Росстандарта. Ее разработка велась не официальным государственным институтом, а частным отраслевым объединением промышленников. На наш, взгляд предложенный ими сценарий не отвечает требованиям технологического суверенитета.
Российской промышленности вместо суверенной системы стандартов предложили строить нечто невразумительно похожее на германскую Индустрию 4.0. При этом, не дав отчетливых ответов на ключевые вопросы: будет ли создаваемая система требований обязательной к исполнению для всех российских предприятий и корпораций? В какой мере эта «российская» система стандартов будет встроена в западоевропейскую, и в какой степени подчинения к ней будет находиться? Насколько допустимым является редактирование технических требований (к себе же самим) со стороны корпораций и крупных промышленных групп? (Предлагавшийся формат предполагал добровольное присоединение российских компаний и корпораций к работе над техническими регламентами и их добровольное признание)… Совершенно бессмысленно пытаться строить единую систему стандартов, не давая ответа на вышеперечисленные вопросы, или намеренно умалчивая этот ответ. В таком случае, вместо стандартизации есть риск получить очередную имитацию.
Сегодня Россия была вынуждена легализовать параллельный импорт, в первую очередь, чтобы покрыть товарные дефициты по уязвимым позициям. Однако без жестких фильтров и контроля ценообразования со стороны государства «параллельный импорт» – это тот же импорт, но втридорога.
Чтобы использовать этот инструмент, требуется системное видение рынка и расчет его потребностей с одновременным пониманием потенциала собственной промышленной базы. Такие выводы можно сделать только на основе больших данных. А он могут быть только у государства.
Как показала в четверг беседа главы правительства Михаила Мишустина с предпринимателями в ходе рабочей поездки в Удмуртию, сами российские предприятия далеко не всегда осведомлены о собственной доле на российском рынке.
И вот, после двух месяцев безуспешно ожидания, что заработает параллельная скатерть-самобранка, в правительстве говорят, что необходимо изменить подход к анализу рынка. Что и требовалось доказать: без точного расчета самобранка не помогает.
Из уст премьера прозвучали принципиально новые идеологически заряженные термины про «матрицу спроса». Михаил Мишустин считает, что сейчас наиболее точным средством прогнозирования рынка и выстраивания производственных отношений являются программы Фонда развития промышленности (ФРП).
«Там мы видим всю сетку, и не только, простите, финансовую составляющую и гарантированное финансирование на создание, а потом ещё инструментарий для того, чтобы сделать матрицу спроса»,— пояснил премьер.
Параллельный импорт в цифрах
Глава Минпромторга РФ сообщал, что в период с 7 по 31 мая более 130 тысяч товаров из списка параллельного импорта было завезено в Россию, а их статистическая стоимость превысила 1,8 миллиарда долларов. Всего порядка 25 тысяч зарубежных компаний зарегистрированы в РФ, из них лишь около 150 приняли решение об уходе с российского рынка. Согласно аналитике канала Spydell fimamce, по данным за апрель-май, импорт по недружественным странам проваливался в 2-3 раза, что немного компенсировалось азиатским направлением. При этом по итогам второго квартала, объемы легального импорта составляли минус 22%.
Несмотря на тревожные заявления якобы о провале программы параллельного импорта, его объемы, по всей видимости, растут вместе с аппетитами российских заказчиков. Об этом косвенно говорят недавние решения экономических властей.
По мнению ФАС России, легализация параллельного импорта должна быть полной, за исключением локализованных производств – об этом заявил замглавы ФАС Сергей Пузыревский.
В июле Правительство России опубликовало на официальном портале постановление, в котором была обнаружена интересная деталь. Юрлицам разрешили «всерую» ввозить автомобили в Россию без ОТТС (по аналогии с физлицами). Теперь предпринимателям не придётся получать одобрение типа транспортного средства. До сих пор при поставках машин в страну они обязаны были руководствоваться нормами Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Аналогичные новости поступают из мира электроники. Поставщики электроники из Гонконга (свободный таможенный хаб) недавно начали принимать платежи от российских компаний в рублях, что существенно упрощает закупку продукции для параллельного импорта.
А в мире машиностроения параллельный импорт уже расценивают как полноценную угрозу для отечественной промышленности. К примеру, тревогу индустриального сектора вызывает позиция Минсельхоза. Так департаменте растениеводства, механизации, химизации и защиты растений предлагают просто обнулить ввозные пошлины на сельхозтехнику, что может окончательно добить те предприятия, которые еще на плаву, и обесценить усилия тех, кто самостоятельно, не дожидаясь финансовой помощи от государства, инвестировал в модернизацию мощностей.
При таком раскладе параллельный импорт является банальным прикрытием управленческой слабости и нежелания возрождать собственное сельхозмашиностроение в комплексе со смежными отраслями, составлять технические задания, нормировать потребности. Все это, помимо огромных усилий, означает – брать на себя административную ответственность. Чиновникам это неудобно. Зачем рисковать, занимаясь реальной экономикой, когда все процессы можно легально провернуть в имитационной параллельной вселенной.
Российские производители спецтехники заявляют, что импортозамещающий потенциал отрасли отнюдь не исчерпан, и что обнуление таможенных пошлин пойдет только во вред национальной промышленности:
– Каждый трактор и каждый комбайн состоят из порядка 20 тысяч деталей, до февраля этого года около 10% этих компонентов шло из-за границы, то есть примерно 2−2,7 тысячи деталей в нашей технике — это импорт, – рассказывает председатель совета директоров Ростсельмаша Константин Бабкин. – Примерно с половиной или двумя третями есть проблемы. Мы расширяем не только производство компонентов, но и производство коробок передач, создаем производство гидростатических трансмиссий, других элементов гидравлики. И, конечно, гораздо более активно ведем работу с российскими поставщиками — элементы трехточечной навески, рулевые приводы — то, что раньше покупали в Германии, сейчас покупаем в России.
Ранее российские политики сообщали, что возможно придется вводить ввозные пошлины на ряд товаров параллельного импорта, чтобы этот рынок был регулируемым.
– Предлагалось открыть параллельный импорт малому бизнесу, но он вообще не контролируемый. А нужно осуществлять точную таможенную статистику и следить за тем, чтобы эта история не мешала собственному производству внутри страны. Потому что, если параллельный импорт будет избыточным, его придется как-то останавливать, брать под контроль, – прокомментировал первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев.
Взыскательной позиции по отношению к параллельному импорту придерживаются также и в Комитете ГД по промышленности и торговле. Здесь предлагают: «дополнять перечень, запрещенной к параллельному импорту продукции по мере ее замещения и локализации производств». Кроме того, есть важное требование к операторам параллельного импорта законодательно закрепить исполнение гарантийных обязательств продавцом в отношении ввезенных через параллельный импорт товаров.
Автор: Андрей Троянский