C 1 июля 2020 года вступят в силу поправки к 44-ФЗ, внесенные Минфином в конце прошлого года.
Новые правила разрешают заказчикам осуществлять закупки малого объема в электронных магазинах. Потолок таких закупок подняли до 3 млн руб. Это хорошая мотивация для оживления рынка. Регулятором предусмотрена специальная процедура: сначала поставщики размещают предварительное предложение о поставке того или иного товара на электронной площадке, ссылаясь на соответствующую позицию в КТРУ. На другом конце контрактной цепи свое извещение о закупке требуемого товара или услуги размещает заказчик. А цепь замыкает оператор ЭТП, который направляет заказчикам поступившие предложения.
Важный нюанс: обязанность использовать единый агрегатор торговли «Березка» остается актуальной только для отдельных видов заказчиков и только в формате так называемых беспроцедурных закупок при их объеме до 300 тыс. руб. и 600 тыс. руб. (это госзаказчики федерального уровня и их подведомственные организации).
В экспертном сообществе уверены, что большая часть рынка закупок малого объема (ЗМО) теперь достанется торговым площадкам, поскольку клиенты предпочтут удобство и работу по проторенным схемам. А «Березку» ожидает неопределенное будущее, ведь она все еще продолжает работать в тестовом режиме. Таким образом, попытка «монополизации» закупок малого объема под единым агрегатором торговли, которой так опасались коммерческие площадки, не состоялась. Более того, февраль начался с любопытной новости о том, что АО «РТ-Проектные технологии» (РТ-ПТ, креатура госкорпорации «Ростех», владеющая «Березкой»), и «РТС-Тендер» займутся совместным продвижением темы автоматизации закупок малого объема. Изжила ли свое идея централизации рынка ЗМО, покажет время.
Тактически история с электронными магазинами похожа на ситуацию в области электронного актирования, где Федеральным казначейством также был создан централизованный сервис на базе ЕИС. Просто в случае с актированием государство успело вовремя перехватить инициативу. Появление централизованного механизма подписания актов оказалось своевременным. Большинство площадок и внешних систем размещения заказа (ВСРЗ) еще не успели создать аналогичные коммерческие сервисы. В случае с электронными магазинами все сложнее, потому что «Березка» появилась уже на фоне работавших «цифровых магазинов», к которым успели привыкнуть поставщики. А в формате региональных ВСРЗ такие магазины успели показать выгоду и даже заметную экономию на закупках для региональных бюджетов. Наиболее яркие примеры – электронные магазины Московской области, Москвы, Татарстана. Попытка «загнать всех палкой» в «Березку» вызвала негативную реакцию в профессиональном сообществе. Дорога ложка к обеду. С критикой единого агрегатора в 2019 году выступали: Общероссийский народный фронт, а также «ТЭК-Торг», «Сбербанк-АСТ», и тот же «РТС-Тендер», сегодня ставший партнером «Березки». Тем не менее в создании централизованного магазина под контролем государства есть стратегический здравый смысл. В первую очередь если рассматривать эту проблему в контексте единого каталога товаров, работ, услуг, над формированием которого уже несколько лет трудятся в Минфине и Федеральном казначействе (пока, к сожалению, с переменным успехом). Однако рано или поздно каталог будет создан. Это позволит наконец перейти к обещанному светлому будущему, когда товары можно будет буквально «в один клик» брать с полки – и сразу по оптимальной цене. Логика подсказывает, что, если такие закупки будут осуществляться в едином «супермаркете», они от этого не проиграют. Пока же до единообразия еще юридически далеко.
Как комментируют в «РТС-Тендер», будущий законодательный контур ЗМО до конца не определен, как и роль агрегаторов торговли в общей конструкции отрасли электронных закупок.
О возможных сложностях с определением правового статуса магазинов на этапе обсуждения законопроекта предупреждали и в Министерстве финансов. Регулятору и контролерам контрактной системы предстоит огромный объем работы. Ведь если выбран курс на создание децентрализованной системы закупок малого объема, то важно добиться, чтобы электронные магазины функционировали в равных условиях, борясь за рынок сбыта только честными конкурентными методами. Рынок электронных магазинов должен быть конкурентным, без приоритетов какому-то отдельному сервису.
Не только у ЭТП, но и у многих регионов уже есть свои площадки. Необходимо сформулировать и утвердить общий регламент работы электронных магазинов, набор универсальных требований, которые могли бы быть предъявлены к электронным магазинам в регионах. Сфера закупок малого объема должна регулироваться понятными исчерпывающими нормами.
Автор: Андрей Троянский