Подшипниковая отрасль – основополагающая в структуре любой технологически развитой экономики. Это база, которая формирует суверенитет. Подшипник не является конечным продуктом машиностроения, но входит в огромное число узлов и агрегатов. Наличие самодостаточной подшипниковой промышленности в любой стране, имеющей амбиции в строительстве машин, обязательно.
Статистика по отрасли является, в плохом смысле, ошеломляющей. На начала 1990-х годов отечественная индустрия подшипников была, без преувеличения, лидирующей в мире. В 1990-м году в стране производилось 800 млн подшипников.
На графике зафиксирована деградация от этих объемов производства до абсолютного минимума в 30 млн. штук в 2022 году.
Одновременно, в правом верхнем углу графика отражено изменение доли внутреннего производства подшипников относительно импорта. На 1991 год российская подшипниковая промышленность полностью перекрывала потребности внутреннего потребления (на 98%). А кроме того экспортировала продукцию потребителям всего мира. Причем экспорт многократно превышал импорт. До начала 2000-х ситуация оставалась более-менее исправимой и неизменной. С падением потребления подшипников отечественной промышленностью последовательно снижалось их производство, росли показатели импорта, однако паритет в технологических компетенциях соблюдался. В начале нулевых случился резкий обвал производства. На российский рынок зашли китайские производители, более дешевые и поддерживаемые правительством КНР. В 2008 году была введена защитная мера (41%), чтобы спасти уцелевшие очаги российского производства и не растерять квалификации. Увы, эта мера не оказалась спасительной, и к 2020 году долю российского производства на рынке сократилась до 25%. Появился огромный блок разветвленного импорта, в котором объем западных поставщиков составлял до 45%. Порядка 30% рынка занимали азиатские поставщики.
Алексей Шулепов, генеральный директор группы компвний ТЭК-КОМ (входит в Союз производителей подшипников):
– В 2022 году случился уход всех западных производителей. Это могло бы простимулировать рывок отечественной промышленности. Но так не получилось. Импорт из западных стран упал, но о его объемы были замещены импортом из Юго-Восточной Азии. Уже в 2022 году доля КНР составила 60%.
Парадокс: в прошлом году доля подшипниковой продукции из Юго-Восточной Азии на внутреннем рынке РФ составила 67%. 23% – это внутреннее производство и 10% – параллельный импорт. Что все это значит? Уход западных игроков никак не повлиял на рост отечественной промышленности, однако привел на наш рынок подшипниковую продукцию непонятного происхождения. В общих чертах ее можно классифицировать как «азиатский колхоз».
– Мы приложили все усилия, чтобы от Союза производителей подшипников донести эту информацию и наши предложения до Правительства РФ. 3 июня 2024 года вышло распоряжение Дениса Валентиновича Мантурова, которое затрагивает три аспекта: 1) установление запрета на допуск некоторым промышленным товарам из иностранных государств, 2) внесение изменений в ПП №719, 3) формирование дорожной карты и стратегии развития подшипниковой отрасли до 2035 года. Была сформирована рабочая группа, куда вошли представители предприятий и Минпромторга России. Цель – выработать инструменты, которые помогут нам (давайте говорить прямо) поднять с колен российскую подшипниковую отрасль. Поставлена цель достигнуть 80% внутреннего потребления подшипников российского производства.
Чтобы достигнуть 80%, российская подшипниковая отрасль должна вырасти в шесть раз, подсчитали в СПП.
Чтобы помочь Минпромторгу сформулировать дорожную карту в Союзе производителей подшипников провели масштабный опрос потребителей. В охват попали потребители из 23 отраслей, представители более 60% крупнейших предприятий России.
– В итоге, мы получили очень качественный репрезентативный срез. Мы выяснили массу подробностей о жизни отрасли. Озвучу основные моменты: все респонденты сообщают о росте производственных затрат, о резком росте затрат на ремонт и восстановление оборудования. И, самое главное: замена западных подшипников на «какие-то» азиатские, почти всегда приводит к снижению надежности. Итого – высокая зависимость от импорта осталась и даже усугубилась при одновременном росте расходов и издержек со снижением надежности. Характерно, что 82% опрошенных заявили, что хоть завтра, если они будут.
Некоторые респонденты сообщили, что уже заказывают российские подшипники.
К сожалению, сравнение реальной статистики с данными опроса не сходится. На вопрос, каковы доли потребления подшипниковой продукции по странам происхождения. Сообщают, что приобретают 67% российских подшипников, ноль – малайзийских, 20% – Китай, оставшееся – параллельный импорт.
– Реальная статистика выглядит совершенно иначе. Мы производим всего 23% . Но каким-то загадочным образом заказчики потребили 67% . Наверное, это магия. Анализ таможенной статистики нам говорит, что в РФ приезжает 40% подшипников из Малайзии и других стран, в которых подшипникового производства вообще-то нет… И эти несуществующие подшипники, каким-то образом потребляются российскими компаниями как российская промышленная продукция. Этот рассинхрон наводит нас на кое-какие выводы: мы же знаем, что у нас действует пошлина 41% на Китай. Вероятно, в этом кроется разгадка.
Во-первых, налицо очевидный вред стране. Во-вторых, недобросовестная конкуренция с российскими производителями и поставщиками. Когда продукция представляется как отечественная, но не содержит в себе всех производственных затрат, которые несет настоящий производитель, то такая продукция легко выигрывает в ценовой конкуренции. Но угроза является не только рыночная, а еще и репутационной. Псевдо-продукция часто уступает по качеству оригиналу. – А потом клиенты заявляют, что российские подшипники плохие. Конечно, все это в совокупности является помехой для развития нашей промышленности.
Опрос отечественных производителей также показал интересные данные.
Их немного – в реальности работает всего 15 предприятий. Но и здесь есть место для парадоксам. Если проверить по ОКВЭД компании, которые занимаются производством подшипников – то их выйдет около двухсот. Чем занимаются остальные – большой вопрос?
Респонденты от производства рассказали о своих нуждах:
Критически важно иметь гарантированные заказы. СПП приступил к реализации проектов такого рода в сотрудничестве с Трансмашхолдингом. – Крайне важно, чтобы заказчик сообщал нам о конкретных нуждах.
– Даже если сейчас нам дать денег, без формирования рынка сбыта и создания системы «свой/чужой», которая позволит вывести на чистую воду фейковых поставщиков, двигаться дальше нельзя. Подчеркну, что мы не против импорта. Мы за честное соответствие этого импорта правилам игры. Завозим честно, платим пошлины, работаем под своим именем.
В отрасли предлагают внедрить стандарты, которые позволят отделить реальные производственные площадки и методы прослеживания подшипниковой продукции.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет