СКБ Контур приводит любопытную статистику закупок в России по итогам второго квартала.: количество проводимых процедур растет, а число поставщиков при этом уменьшается. Это общая федеральная и региональная тенденция.
Возможно, в сокращении числа поставщиков проявляются не только последствия экономического кризиса, но и результаты включения мобилизационного режима экономики. Правительство пожертвовало процедурными формальностями контрактной системы в пользу импортозамещения, ради поддержки национальной промышленности, а также ради спасения внутреннего рынка, пострадавшего от санкций. С марта легализованы беспрецедентные меры по расширению полномочий региональных и федеральных органов власти: 46-ФЗ наделил их правом закупок у единственного поставщика.
- Согласно данным из аналитики СКБ Контур: к примеру, в Новосибирской области по 44-ФЗ опубликовали на 2,6% закупок больше, чем годом ранее — 24 911 и 24 269 соответственно. При этом количество поставщиков снизилось на 20%. В Краснодарском крае та же тенденция: объем закупок вырос — на 11,1%, а количество участников упало на 26%. Статистика по Свердловской области еще более показательна: объем торгов вырос на 23,3%, а количество участников снизилось сразу на 28%. Есть подозрение, что на состоянии регионального конкурентного рынка сказывается 46-ФЗ.
Новый порядок позволяет федеральным заказчикам обращаться к единственному поставщику, если закупка осуществляется из средств резервного фонда (все остальное остается в области конкурентного права). От себя отметим, что не смотря на ущерб абстрактным показателям конкуренции, ставка на едпоставщика, в целом, оказалась очень удобным и перспективным инструментом для реализации больших инфраструктурных строек и национальных проектов. Вместо трудозатратного поиска неизвестных контрагентов на полигональном рынке с неизбежными при этом временными издержками и ошибками, госзаказчик изначально фокусирует свои ресурсы на проработке ТЗ и вопросах качественного исполнения контракта. Причем, положившись на надежного поставщика из числа уже известных ему контрагентов, он может уделить внимание всей субподрядной цепочке, вопросам ценообразования, приемке, претензионной работе.
Данные ФАС по закупкам в рамках 46-ФЗ подтверждают высокую значимость закона в инфраструктурном строительстве.
Ольга Горбачева, и.о. начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России:
– Самым капиталоемким рынком является стройка (в этом сегменте самое большое количество закупок у единственных поставщиков). Строительные контракты в этом режиме измеряются десятками миллиардов.
Теперь федеральному заказчику проще определить едпоставщика на строительство (например: социального объекта, транспортной, инженерной инфраструктуры, объектов безопасности или спецсвязи…) Обратившись в антимонопольный орган, такой заказчик может получить заключение о наличии, либо отсутствии конкурентного рынка в соответствующей сфере. Примечательно, что заключение ФАС России при этом не является блокирующим. Федеральный заказчик может защитить свою позицию о необходимости единственного поставщика Правительстве.
Аналогичное право выбора едпоставщиков распространяется и на регионы. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ разрешает высшему органу региональной исполнительной власти определить перечень случаев закупки у единственного поставщика. Некоторые регионы пошли еще дальше и делегировали такое право на муниципальный уровень (разрешив местным администрациям, проводить такие закупки на основе локальных актов). Однако ФАС России выступает против такой практики, заявляя, что она не предусмотрена законом. Такие случаи будут оспариваться в судебном порядке.
Ольга Горбачева прояснила логику главного антимонопольного органа. По ее словам, идеологическим ориентиром 46-ФЗ является Пояснительная записка к закону, где говорится, что он направлен на нивелирование негативных последствий от санкций. Следовательно, единственным оправданием для выбора единственного поставщика, по мнению ФАС, может быть только защита национальных интересов. – Во всех остальных случаях, нужно проводить закупки конкурентным способом, – настаивает Ольга Горбачева.
Весьма интересный вопрос: существует ли у ФАС России внятный алгоритм определения конкурентного и не конкурентного рынка, который могли бы использовать не только контролирующие органы, но и простые заказчики с поставщиками? И не постфактум –то есть, не после проведения закупочных процедур в ЕИС, а заблаговременно… В профессиональном сообществе считают, что применяемые сегодня отраслевые методики определения конкурентного рынка не выдерживает критики. Более того, давно не секрет что конкуренция зачастую подгоняется под нужные показатели или фабрикуется заказчиками на торгах для достижения нужной планки.
Это не значит, что настоящей конкуренции не существует. На отдельно взятых рынках она действительно есть, и требует дополнительной государственной защиты и доращивания. Это значит, что всей экономической системе России не хватает честных критериев оценки неконкурентных рынков, а еще – смелости признать, что существуют целые неконкурентные отрасли. И что развитие в них, напротив, должно идти по нерыночным плановым сценариям.
Также не лишним, на наш взгляд, было бы изучить опыт передовой мировой экономики КНР, где конкуренция и госплан, не противоречат, а идеально сочетаются друг с другом в сверхпродуктивном симбиозе. Стоит обратить внимание на тот факт, что китайские партнеры выстраивают конкуренцию, преимущественно, на уровне субподряда и субконтрактации. И в целом применяют конкуренцию дозированно – то есть, как отдельно взятый полезный инструмент, а не как идеологическое клише, не как лекарство от всех болезней, и, уж тем более, не как объект поклонения и фундаментальную экономическую идеологию.
В России взвешенное отношение к конкуренции на законодательном уровне только начинает формироваться. Во многом это произошло вынужденно, под давлением санкций. При этом в органах власти чувствуется моральная приверженность прежним идеологическим установкам. Есть ощущение, что часть чиновников продолжает жить в реальности до 24 февраля, ожидая отмены санкций с последующей отменой 46-ФЗ.
Сегодня все данные по легальным закупкам неконкурентного типа, проводимых региональными заказчиками, фиксируются в Единой информационной системе закупок (ЕИС). При этом, как минимум до 31 декабря 2023 года, действует мораторий на обжалование таких закупок. Позицию по регионам принципиально поддерживает Минпромторг, заявивший, что требования национального режима в приоритете перед конкуренцией. Интересно, что при этом инструмент единственных поставщиков зачастую применяется в обратном порядке – то есть для закупки иностранного оборудования и комплектующих.
Заметим, что инструмент назначения «едпоставщиков» не был новостью для российской контрактной системы. К моменту легализации инструмента и его масштабирования на все регионы России он уже прошел успешную двухлетнюю обкатку в Крыму и Севастополе, где был принят особый регламент закупок. Практика показала, что в «особом» режиме с едпоставщиком социально значимые проекты, государственные заказы, требующие высокой квалификации и опыта от подрядчика – выполняются гораздо лучше и эффективнее, чем в режиме конкурентной закупки. Более того, они даже лучше планируются и проектируются, к ним применяются механизмы нормирования бюджетных затрат, под них пишется более продуманное техническое задание. Это связано с тем, что закупки у едпоставщика проводятся через казначейское сопровождение. КС обладает функционалом оценки целевого и эффективного расходования средств. Казначейством создан классификатор нарушений и перечень актуальных рисков по контрактам, в которых используются средства бюджета. За счет контроля этих нарушений в 2020 году, например, в бюджет возвращены 94 млрд рублей. Анализируя потоки данных, можно давать оценку обоснованности тех или иных расходов. Есть паспорт объектов контроля и сформированы профили рисков этих объектов.
Еще один существенный момент, о котором пока не говорят – это фактор персональной ответственности заказчика. В режиме закупки у единственного поставщика он значительно выше, чем в деперсонализированной системе конкурсных процедур, где все регулируется, как бы, само собой, через ценовое снижение и рыночный спрос, а значит, все неудачи можно свалить на стечение обстоятельств и объективных экономических условий. В новом раскладе за дефекты, сроки, ошибки и нецелевое расходование отвечает конкретный адресат, у которого есть должность и фамилия.
Автор: Андрей Троянский