В логике развития страны любая типизация процедур и правил должна привести в конечном итоге к снижению издержек, улучшению ключевых показателей закупочной деятельности, сокращению нарушений, вызванных человеческим фактором, коррупционных рисков.
- С 2017 года в 223-ФЗ были включены дополнительные нормы о праве утверждения типовых положений о закупках государственными и муниципальными органами для своих подведов (бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий), в отношении которых такие органы «имеют полномочия учредителя или собственника». Пользуясь этим инструментом, они повысили качество административных функций, сэкономив десятки миллионов государственных средств и даже создав элементы электронного нормирования бюджетных затрат на местном уровне.
Сегодня подавляющая доля закупок в стране (порядка 70% от совокупного объема) осуществляется по 223 федеральному закону. При этом средняя стоимость контракта в русле 223-ФЗ намного выше, чем в зоне действия 44-ФЗ. А соотношение нормативных долей по регионам очень сильно варьируется – от 1,5%, где почти нет корпоративных закупок, в силу возможностей бюджета и развития экономики, практически до 90%.
Характерно, решение переводить всю хозяйственную деятельность в корпоративный режим принимают, как правило, регионы с очень сильной самодостаточной экономикой.
Практически во всех случаях это приносит заметный положительный эффект, выраженный, прежде всего, в повышении конкуренции в корпоративном секторе. Еще один существенный показатель, позволяющий судить о пользе закупочной стандартизации – это рост количества уникальных участников на торгах. К исполнению контрактов приходят новые квалифицированные участники, в том числе из других регионов. Это значит, что региональному рынку начинают больше доверять, когда на нем появляются внятные критерии успеха.
Юридической основой для стандартизации закупок по 223-ФЗ в каждом субъекте РФ является типовое положение о закупках.
Типовой «конструктор» Москвы
Эталонным примером рамочной стандартизации 223-ФЗ обладает Москва.
В столице с использованием типовой документации в 2021 году стандартизировано более 75% государственных закупок объемом 700 млрд руб. За несколько лет доля конкурентных закупок в корпоративном секторе Москвы выросла с 22% до 83%. Остальные – это разрешенный единственный поставщик или естественные монополии, которым законодательство итак позволяет обходиться без конкурентных процедур.
Мегаполис применяет закрытый перечень способов закупок: нельзя вводить никаких иных способов, кроме обозначенных регулятивными документами субъекта федерации. Для каждого из способов прописан конкретный порядок, этапы, сроки и процедуры.
Типовое положение, по сути, является бизнес-процессом проведения закупок конкретного хозяйствующего субъекта. Все процедуры независимо от величины и статуса заказчика полностью переведены в электронный вид с отражением информации в электронной системе.
Формат работы в корпоративном законодательном поле был предложен и тем столичным компаниям и фондам, которые де-факто не обязаны размещаться по 223 федеральному закону. Увидев реальную эффективность, поняв удобство механизмов, руководители предприятий перешли в новую городскую закупочную среду. Прозрачное регулирование – не единственный бонус, предложенный участникам корпоративной экосистемы Москвы. Хозяйствующим субъектам, заказчикам и поставщикам, были предоставлены передовые автоматизированные сервисы.
Евгений Данчиков, Министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы:
– Мы не стали открывать личные кабинеты для заказчиков, а проанализировали информационные системы крупных хозяйствующих субъектов, наших городских компаний, и договорились с ними о бесшовной интеграции. Чтобы специалистам не приходилось переучиваться. Они, по сути, как работали, так и работают в своих привычных информационных системах, но все данные, которые необходимо использовать для формирования, планирования, осуществления закупки – и далее для получения результата, – в автоматическом режиме транслируются в нашу единую информационную систему закупок, где дальше проходят определенные алгоритмы. Вся инфраструктура справочников, контрольных точек, сервисов «Мосробот» – это автоматическая рассылка приглашений к торгам, Портал поставщиков – все это стало доступно нашим заказчикам.
Типовое положение о закупках, разработанное регионом, одновременно является своеобразным цифровым алгоритмом.
– Это не просто какой-то бумажный документ, который мы прикрепили, и все его видят, это алгоритм, который зашит в систему, – поясняет Евгений Данчиков.
Далее по этому рамочному «сценарию» включается автоматический контроль соответствия закупок положению, различные автоматизированные предзаполнения, подтягивания информации справочников, включение отраслевых особенностей, их отслеживание, автоматическое электронное согласование и т.п.
– Что это дает? – Удобство заказчику, ему не надо постоянно сверяться с тем бумажным документом, который он утвердил, он просто работает по устойчивому алгоритму, – поясняет министр.
Библиотека стандартных решений – сервис подбора документов
Заказчикам города предоставлен доступ к типовой документации, которая была адаптирована под нормы 223-ФЗ. Сейчас в системе более 300 вариантов типовой документации, 3 комплекта для конкурентных способов закупок, 3 комплекта для товаров, работ и услуг для закупок у единственного поставщика. А там, где в силу непреодолимых правовых обстоятельств пока невозможно полностью типизировать комплект документации, внедрены типовые элементы. Это своего рода конструктор: позволяющий из стандартных блоков технического задания, договоров, критериев оценки, собирать типовой комплект.
Благодаря типовому конструктору в разы сокращаются трудозатраты специалистов, которые формируют закупку. Сразу на старте исключаются технические ошибки и неточности. Формировать документацию или ее подтягивать можно одним кликом, из банка документов (уже проверенную и верифицированную экономическим блоком Правительства Москвы, и специалистами ФАС).
Кооперация заказчиков
Еще одно ноу-хау, которому могут позавидовать другие регионы – это сервис кооперации заказчиков. Позволяет, если необходимо, выставлять объявление о проведении совместной закупки, чтобы заказчики других хозяйствующих субъектов могли к нему присоединяться.
Кооперация заказчиков дает колоссальный экономический эффект. Прежде закупки такого рода происходили в единичном варианте «на бумаге». Например, когда субъект из отрасли ЖКХ, закупая свои материалы и инструменты, имел на торгах максимум три заявки, с ценовым снижением 2%. Сейчас, когда он торгуется в консолидированном электронном виде, в автоматизированной системе, – у него минимум 5 заявок. В общей сложности он тратит на всю процедуру 25 дней до конца, получая 30% снижение.
Сервис электронного согласования
Заказчикам Москвы не нужно по 3 месяца согласовывать бумажные комплекты документов, на каждую закупку (с учредителем, с собственником, с контролерами). Процедура автоматического согласования занимает 30 дней и разделена на блоки по ценовому критерию: упрощенное по небольшим закупкам – до 50 млн рублей, более сложное – от 50 до 100 млн; от 100 млн – требует более сложной логики. При этом всегда остается цифровой след, есть цифровой архив. Обрабатываются огромные объемы документов при минимуме времени и трудозатрат.
Цифровая стандартизация в рамках 223-ФЗ освободила заказчиков и поставщиков Москвы от избыточной отчетности. Во многих субъектах РФ до сих пор заказчики должны формировать огромные портянки отчетов о закупках у МСП. На подходе новый пакет требований – по инновационной и высокотехнологичной продукции российского происхождения в рамках квотирования. У Москвы такая статистика уже формируется в автоматизированном формате.
Вологодская область
Регион осуществил процесс централизации закупок по корпоративному праву в 2021 году. Полномочиями организатора закупок, осуществляющих закупки по 223-ФЗ, наделено казенное учреждение «Центр закупок», являющееся подведом Комитета по регулированию контрактной системы области. За год ему передали полномочия 62 областных учреждения социальной сферы, для которых были проведены 99 централизованных закупок по 223-ФЗ (из них 39 совместных). В основном речь идет о закупках продуктов питания, горюче-смазочных материалов, клининговых и охранных услуг. Единообразный подход позволил отстроить систему ведомственного контроля за соблюдением требований 223-ФЗ: корпоративные закупки региона стали подотчетными и прозрачными.
Алтайский край
Министерство экономического развития Алтайского края в разрезе 223-ФЗ установило единые требования к участникам закупок и составу заявок, критерии их оценки и сопоставления. Практика распространяется на закупочную деятельность унитарных предприятий, краевых автономных и бюджетных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Алтайского края превышает 50%. В местной АИС «Госзаказ» создан специальный Модуль 223-ФЗ. На основании заявок заказчиков в 2020 году в рамках 223-ФЗ Алтайским краем было проведено конкурентным способом почти полторы тысячи закупок на сумму 1,5 млрд рублей. При этом экономия средств составила 128 млн рублей.
Удмуртия
Минфин Удмуртской Республики также пошел по пути стандартизации закупочной деятельности в рамках корпоративного законодательства. На всей территории региона действуют единые правила осуществления закупок по 223-ФЗ. Типовое положение предусматривает право заказчика заключать соглашение о частичной передаче полномочий по подготовке и осуществлению закупок ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской республики». В свою очередь, на основе типового положения разработаны заказчиками и утверждены местным минфином 30 муниципальных правовых актов для МАУ, МБУ и МУПов.
Автор: Артур Королев
Комментариев пока нет