Масштабы подмены российской продукции импортным фальсификатом пока не поддаются измерению.
Судя по тревожным сигналам, проблема действительно существует и затрагивает все отрасли обрабатывающей промышленности. Эта тема была лейтмотивом ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», звучала в разных аудиториях и в разных контекстах.
В конце прошлого года Минпромторг демонстрировал в проект постановления о расширении объема обязательных сведений, предоставляемых компаниями в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП) ради получения Реестровой записи о российском происхождении товара. На первый взгляд больше знаний о бэкграунде значит больше доверия и правдоподобия.
Но дьявол не только в деталях – он еще и в однократной процедуре проверки происхождения. Первоначальной экспертизы производителя и производства со стороны Торгово-промышленной палаты оказалось мало. Получив статус российского товара и выписку из реестра (со всеми полагающимися преференциями в закупках), недобросовестные поставщики внезапно включают режим «китайского конструктора» – особенно когда дело касается сложного многокомпонентного производства, либо прячут импортную начинку в составе комплексной закупки (рабочих мест, услуг).
Нельзя не заметить, что одновременно с реформой нацрежима правительство усовершенствует и контроль за процедурой сверки происхождения при государственных и корпоративных закупках.
В эту работу, которая является вотчиной Торгово-промышленной палаты, с недавних пор активно включилась Федеральная Антимонопольная Служба. ТПП обросла функционалом дополнительных проверок производства (при продлении срока реестровой записи); появился регламент и четкие правила таких проверок.
К слову, вместе с обновленной правоприменительной практикой по нацрежиму начала расти и копилка жалоб на действия заказчиков (равно как и число дел, связанных с фальсификацией продукции под выписку из Российского реестра). Таким образом, у Антимонопольной службы России нарисовалось новое направление работы.
ФАС отслеживает наличие обязательной фактуры по нацрежиму в заявках на торгах. К таким обязательным данным относятся: наличие номера реестровой записи (о российском происхождении), сведений о баллах по Постановлению № 719. По закону, при отсутствии этих данных заявка приравнивается к предложению иностранного товара. Далее включается «весь лабиринт ограничений и запретов», предусмотренных Постановлением № 1875. Судебная практика по этому поводу впечатляет: есть примеры расторжения контрактов уже по факту поставки продукции (поскольку к моменту приемки продукция уже была исключена из реестра отечественной радиоэлектроники). Таким образом реестровая запись превратилась в полноценный инструмент допуска товара.
Особое внимание уделяется случаям закупки товаров, аналоги которых отсутствуют в реестре российской промышленной продукции. Отныне все подобные случаи должны в обязательном порядке декларироваться заказчиком в извещении с уведомлением Минпромторга. Такое требование к описанию объекта закупки действует с 19 июня 2025.
Также ФАС вывела жизненно-важную сутевую формулу: о том, что реестровая запись на комплект изделий не подтверждает страну происхождения товара на каждое изделие, входящее в комплект.
Административная практика свидетельствует о том, контрольные органы плотно взялись за выявление преднамеренных действий в обход ПП 1875. При наличии признаков фальсификации российского происхождения ФАС может запросить фото цеха и оборудования, информацию о комплектующих, документы по логистике.
В свою очередь, а своем крайнем разъяснении Минфин России проводит аналогичный посыл: реестровая запись о российском происхождении товара – это нечто большее, чем просто запись. Чтобы привести в действие всю многоэтажную матрицу запретов, ограничений и преференций (предусмотренных ПП №1875) необходимо чтобы кроме номера реестровой записи также содержала полный комплект подтверждений, предусмотренных Постановлением № 719.
- В их числе: справка по специальному инвестиционному контракту, данные о достаточном количестве баллов (если они установлены для соответствующего товара).
Валерий Шагаев, вице-президент Ассоциации НП «ОПОРА»:
– Остро стоит проблема приемки оборудования, которое имеет реестровую запись. У заказчика чаще всего нет возможностей и средств, на проведение полноценной экспертизы, поэтому он довольствуется тем, что поставленная продукция выполняет свои функции. Выносили несколько раз эту проблему на комитет в ОПОРЕ РОССИИ, обращали внимание Министерства промышленности и торговли. Необходимы изменения, по крайней мере, в части приемки товара. Можно обязать заказчиков (такое право у них сейчас есть, но им редко пользуются) сличать оборудование, которое привезли с тем, которое было заявлено в момент проведения экспертизы по реестровой записи.
Также эксперт заострил внимание на проблеме первого уровня локализации производства. В радиоэлектронной промышленности есть игроки, которые получают реестровые записи первого уровня, но по факту, не соответствуют всему набору заявленных требований. Иными словами, они получают российский статус в долг. В качестве варианта, как решить эту проблему, Ассоциация НП «ОПОРА» предложила ввести минимальные обязательные инвестиции для компаний заявителей.
Практика с получателями субсидий Минпромторга показывает, что у государства есть достаточно серьезные механизмы контроля за эффективностью промышленных проектов, в тех случаях, когда в таких проектах задействованы средства ФРП или институтов развития.
Справка
- 719 Постановление Правительства РФ родилось в июле 2015 года вместе с политикой импортозамещения. Ему исполнилось десять лет. У истоков этого инструмента стояло консолидированное большинство российского предпринимательского сообщества в лице отраслевых союзов. Документ продолжает развиваться и обрастать дополнительным функционалом. В сущности, Постановление по своей структуре доросло до крупнейшего подзаконного акта в закупках.
Окончательным избавлением от головной боли, торжеством прозрачности и конкуренции должны принести паспорта промышленной продукции. Титанический проект Минпромторга, который был анонсирован еще в 2022 году, но по неизвестным причинам забуксовал в недрах государственной машины. Сообщалось, что пока такие паспорта есть лишь по 5 млн позиций. У адептов рыночной теории идея паспортов вызвала неприятие, под тем предлогом, что запрограммированная в паспорте детализация компонентов конечного изделия, якобы угрожает конкуренции.
На ХХ Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» Цифровые Закупки получили от представителей Минпромторга подтверждение о том, что работа над системой паспортов продолжается, что проект не отложен в долгий ящик, и что он по-прежнему остается для ведомства приоритетным и стратегическим.
По замыслу авторов, паспорт промышленной продукции должен содержать исчерпывающую информацию о характеристиках конечного изделия, о стране происхождения, о комплектующих, о технологических процессах и даже о сырье, которое использовалось при производстве.
Пока нет паспортов, заказчики и поставщики на свой страх и риск начинают заполнять дефицит данных при помощи собственных рыночных изысканий. Так, например, формируется библиотека материалов для аддитивных производств. Такие же информационные выкладки остро востребованы по сырью в нефтехимии, по базовым субстанциям фармацевтического сектора, по компонентной базе в микроэлектронике, металлургии и т.д. Идеальным конкурентным сценарием для вхождения в рынок промышленной кооперации, на наш взгляд могли бы стать сырьевые биржи, специализированные по отраслям. Биржевым методом может закупаться вся продукция низких переделов.
Автор: Андрей Троянский


Комментариев пока нет