Site icon Цифровые Закупки

Программно-аппаратные комплексы: новая ступень цифровизации на основе единых технических требований

С 1 сентября 2024 года начали действовать новые требования Минпромторга, обусловленные постановлением Правительства РФ № 1912. Отныне все субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) в России обязаны использовать в работе только доверенные программно-аппаратные комплексы (ДПАК). Времени на переход отведено всего шесть лет до 1 января 2030 года.

Легализация ДПАК – это большое событие на фронте борьбы  за технологическую независимость страны. Реализована идея: связать программное обеспечение и электронное оборудование, вместе с которым оно используется, в единый узел. Это важная тактическая победа и признак наличия у страны настоящей промышленной политики.

Отличие от бесконтрольного и (по сути) колониального рынка софта, в котором прежде жила Россия, заключается в том, что к ПАКам государство может предъявлять технические требования, применять стандарты (по качеству, безопасности, наличию российских комплектующих, стоимости). Исчерпывающее определение ПАК было установлено в ноябре 2023 года в ПП РФ 1912. В прочтении государства ПАК – это радиоэлектронная продукция (в том числе ТОРП), а также ПО и технические средства, работающие вместе для решения одной или нескольких сходных задач.

Само проектирование ПАК требует от заказчика реальных (а не показных) усилий. Должна быть проведена работа, связанная с нормированием и оцифровкой собственных средств производства. Долгое время многие компании сопротивлялись этим требованиям государства. Эту работу невозможно представить в формате дежурных отчетов правительству, нельзя прикрыться готовыми иностранными решениями (которые, безусловно, существуют, но начиная с 2022 года физически не доступны для использования российским клиентам).

С сентября текущего года Минпромторг поднял ставки, потребовав использовать не просто ПАК, а доверенные ПАК. Зачем подтверждать статус доверенного ПАК для КИИ?

В первую очередь, для обеспечения приоритета в закупках для КИИ. Во-вторых, для стандартизации технических заданий разработчикам ПАК. Это существенно ускорит процессы разработки и внедрения. Количество объектов КИИ  в нашей стране, по объективным данным, составляет более 50 тысяч. Это автоматизированные системы управления или информационно-телекоммуникационные сети, прошивающие все отрасли от оборонки до медицины.

Вместе с ДПАКами для таких сетей появились универсальные требования  по функциональности, надежности и защищенности. Также Минпромторгом введены такие понятия как «ключевое техническое решение» (КТР) – устройство, «стадия жизненного цикла ПАК». Это сделано для объективного контроля исполнения техническго задания по строительству ДПАК (например: разработка, тестирование, внедрение). Кроме того, заказчик и контролирующий орган благодаря таким внятным определениям могут иметь четкое представление о том, что составляет наукоемкое ядро программно-аппаратного комплекса). А еще ДПАК предъявляет более, жесткие требования к аппаратной части комплекса – обязательно включение в реестр радиоэлектронной продукции.

Термины, введенные новым стандартом, неизбежно появятся и во всех нормативных документах, которые регулируют закупки радиоэлектронной продукции: в постановлениях 719, 1236, 616, 617 Таким образом, у софта и железа, вносимого в реестры Минпромторга и Минцифры будут более четкие технические критерии.

Еще один важный факт. Работа государства и корпораций по проектированию и внедрению ДПАК систематизирована и сосредоточена на одной интеграционной платформе, которую специально для ускорения учредил Минпромторг. Это подведомственная организация – Отраслевой центр компетенций по информационной безопасности в промышленности. (Создан Минпромторгом РФ на базе ГУП МПП «Гамма»).

По данным Центра, представленным на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», общая картина по импортозамещению софта в указанных отраслях является негативной. Более 60% инрстранного программного обеспечения, операционных систем и оконечных устройств, управляемых в ОСУ (организационные структуры управления).

В соответствии с приказом Минпромтотрга Центром начата усиленная работа по организации перехода субъектов КИИ на отечественный софт. Центр начал в принудительном порядке собирать сведения и планы импортозамещения от предприятий. На основании полученных данных можно проводить типизацию и универсализацию технических заданий к ПАК.

Условно говоря, любая информационная система подразумевает работу с универсальными вводными: то есть, например, состоит из рабочих мест, серверной составляющей, которая также делится на стандартные блоки (сервера для хранения баз данных, для управления АСУ ТП и т.д. ). В задачи центра входит важная работа по стандартизации этих общих условий. В конечном счете, это скажется на скорости внедрения, на качестве и на себестоимости ДПАК.

Для признания ПАК доверенным необходимо выполнить ряд требований:

Слабым звеном в стратегии внедрения ДПАК, очевидно, является физическая, электронная составляющая.  Российская Федерация критически отстает от крупнейших мировых бенефициаров в объемах производстве микроэлектроники, в скорости развития технологий.

Новый курс промышленной политики Минпромторга, нацеленный на программно-аппаратные комплексы, дает возможность совершить качественный рывок за три-пять лет. Речь идет, по сути, о воссоздании полноценной индустрии приборостроения, которая объединит усилия программистов и инженеров. Многое зависит от скорости технологического развития производителей телеком-оборудования и микросхем. Вполне вероятно, что в каких-то отраслях, придется опираться на заведомо устаревшие решения. Однако, при комплексном подходе и стратегическом планировании всего производственного процесса заведомо устаревшее вовсе не всегда означает экономически не эффективное. Важна загрузка промышленности гарантированными заказами. Доказанный факт, что в микроэлектронике только серийность производства дает импульс технологическому развитию.

Новый стандарт ДПАК уже приняли во внимание крупнейшие производители микроэлектроники в России. Так, например, МЦСТ заявили на Форуме-выставке «ГОЗСАКАЗ» о том, что их производственная стратегия теперь обусловлена программно-аппаратными комплексами. МЦСТ будет строить инфраструктурные ПАК, главным преимуществом которых заявлена приспособляемость системного ПО к архитектуре микропроцессора. Над производством ДПАК компания уже интенсивно работает в рамках столичного кластера двойного назначения (инструмент, изначально связанный с диверсификацией оборонных предприятий).

Смогут ли программно-аппаратные комплексы обеспечить конкуренцию с мировыми платформами, у которых миллионных клиентов? Во многом, это зависит от качества планирования производственных процессов и развития так называемого инфраструктурного слоя (производительность, безопасность, стоимость внедрения, стоимость владения).

Автор: Андрей Троянский

Exit mobile version