Экспертиза в закупках является регулярной темой Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». За несколько лет по этой проблеме профессионалами Форума выработана не только широкая теоретическая база, но и реальная правоприменительная практика, которая уже работает и приносит неоспоримую пользу нескольким регионам России.
Вкратце поясним, что вопрос об экспертизе очень многогранен. До сих пор у него нет однозначного правового решения, нет готовой технической и кадровой инфраструктуры: в стране не хватает специалистов, лабораторий и органов контроля. Их формирование в качестве единой системы все еще продолжается. Но, самое главное, до сих пор нет ответа на ключевой вопрос – кто платит за экспертизу: заказчик или поставщик?
Тем не менее, экспертиза в закупках остро востребована уже сейчас, поэтому ее внедрение происходит в порядке инициативы отдельных корпораций и отдельных государственных заказчиков на группы товаров. Так, под экспертизу все чаще подпадают социально значимые закупки (для общественных учреждений, для детей, для реализации национальных проектов или проектов связанных с обеспечением безопасности).
Одним из самых энергоемких (с точки зрения бюджетных затрат) способов внедрения независимой экспертизы является организация специального склада.
«Проект спецсклад» для обеспечения учреждений бюджетной сферы был представлен в качестве передовой закупочной практики на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле Вологодской и Самарской областями.
Сразу поясним, что сложность продуктовых поставок состоит в требованиях к оперативной приемке товара. Обычный заказчик оказывается перед фактом доставки продуктов питания в учреждение, если они некачественные или не соответствуют заявленным в контракте требованиям, то у него не остается выбора (либо осуществить приемку, либо или оставить конечных потребителей, т.е. обычных граждан без обслуживания). Кроме того, у заказчика априори нет ни соответствующих компетенций, ни оборудования для экспертизы. В социально значимых поставках это долгое время являлось серьезной проблемой.
Она решается при помощи специализированного склада, вслед за Вологодской областью эту практику начали внедрять и другие субъекты РФ. Создается логистический терминал, куда свозятся продукты подлежащие контролю, в централизованном порядке проводится экспертиза соответствия и качества. Экспертиза может быть разной по глубине в зависимости от условий поставки. Опыт показывает, что благодаря появлению контрольной точки в виде спецсклада количество нарушений снижается в разы. Кроме того специализированный склад позволяет оперативно возвращать товар в случае необходимости. Еще один серьезный бонус: общая экспертиза позволяет затрачивать на эти цели, небольшие бюджетные средства при огромном экономическом эффекте. Средства, которые может себе позволить любой субъект РФ.
На территории Вологодской области практика спецсклада реализуется с 2017 года. Одно из ключевых достоинств состоит не только в сокращении нарушений (по качеству, упаковке, маркировке, сопроводительной документации и срокам поставки). Отмечают также, что в разы выросла доступность государственного заказа для региональных производителей и малого бизнеса. Также происходит значительная экономия средств областного бюджета.
В результате последовательного и поэтапного развития «Проекта спецсклад» в Вологодской области была выстроена стройная правовая, финансовая, и цифровая система контроля качества и продуктового сбыта с высокоразвитой информационной и логистической инфраструктурой. В области действует официальный «Логистический оператор – Специализированный склад» который на конкурсной основе взаимодействует с тремя группами поставщиков:
- региональные крестьянские и фермерские хозяйства;
- региональные сельхозтоваропроизводители;
- региональные сельхозпереработчики.
На выходе Спецсклад взаимодейтсвует с четырьмя группами операторов питания (включая бюджетные и социальные учреждения).
Попутно (вместе с проблемой качества) система позволила решить еще один актуальный вопрос. Не все производители региона могли обеспечить транспортировку продуктов питания до каждого государственного и муниципального заказчика. Теперь же это возможно через единого логистического оператора. Выросла конкуренция, ассортимент поставок, из отрасли были автоматически устранены лишние посредники и перекупщики, что сразу же сказалось на сокращении издержек. К госзаказу получили доступ реальные производители продовольственной продукции и пищевого оборудования, фермеры, средний бизнес, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Практика спецсклада открывает перед всей продовольственной отраслью региона (во всем ее многообразии) огромные перспективы. Ведь единый логистический центр позволяет не только покрывать насущные потребности заказчиков, но и накапливать излишки, которые могут быть реализованы через разветвленную систему продовольственных торгов: федеральных, региональных, корпоративных, посредством выхода на федеральные ритейлерские сети. Первые маркетинговые эффекты уже заметны: вологодские продукты питания достаточно высоко котируется на внутреннем рынке страны.
Совместные закупки через распределительный центр
Идея Вологды была взята на вооружение другими регионами, в частности, Самарской областью. Однако по номенклатуре, по объему поставок и их нормативному регулированию – это иная система. В Самаре задействовано в общей сложности 119 заказчиков и порядка 14 поставщиков.
Мария Карелина, и.о. руководителя Главного управления организации торгов Самарской области:
– Проект специализированный склад – заслуживает применения по всей России. Со своей стороны мы также направили документы в Гильдию отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, чтобы поделиться своим опытом в реализации данного проекта. Повторяя практику коллег из Вологодской области по централизованной приемке продуктов питания, мы постарались ее усовершенствовать. Нюанс заключается в том, что продукты питания привозятся не на склад заказчика, а централизованным способом в распределительный центр. И уже после проверки документов, и в определенном порядке лабораторного анализа, они развозятся заказчикам. В продуктовой отрасли товарных групп не много. У нас в сферу контроля не попадают вода, хлебобулочные изделия. Все остальные группы, делятся на небольшие сектора, такие как молочная продукция, овощи, бакалея. У каждого сектора свой небольшой рынок, который не пересекается с поставщиками из других отраслей. В среднем, вся продуктовая отрасль это порядка 14 поставщиков на полугодовой контракт (по 2-3 поставщик в каждой товарной группе). Однако в прошлом году мы вынуждены были торговать квартальными периодами, поскольку ценовые колебания были достаточно сильными: и поставщики не были готовы брать на себя длительные обязательства. Четырнадцати конкурирующих производителей вполне достаточно, для покрытия потребностей социальной сферы. Нет такого, чтобы в поставках овощей доминировала ООО «Ромашка» и больше никого. Поставщики меняются. Кого-то мы вносим в РНП. Кто-то понимает правила игры и справляется с высокими требованиями, поставляя качественную продукцию.
Важный нюанс: в Самарской области проводятся так называемые Совместные закупки продуктов питания для социальных учреждений. Для этого создана соответствующая нормативная основа, полномочия осуществления таких «централизованных» закупок переданы местному органу экономической власти.
– Все наши участники – это субъекты малого предпринимательства, – поясняет Мария Карелина. – Потому что мы не объединяем совместные закупки больше 20 миллионов. Мне кажется это действительно разумно и это работает.
Приоритетом в создании «Специализированного склада» является создание единого механизма доведения бюджетных и внебюджетных средств, направленных на закупку продуктов питания, до отечественных сельхозтоваропроизводителей и обеспечение наименьших потерь в ходе доведения продукции до конечного потребителя.
За этими канцеляризмами скрывается большая административная работа с нормированием, выстраиванием производственных отношений, и персональной ответственностью. Тот самый случай, когда региональные власти действительно работают на благо простых граждан, и на благо производящей экономики.
Автор: Артур Королев