Крайне интересная тема была поднята на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в мае 2024 года. Чтобы создать действительно конкурентный на международном уровне продукт, а тем более эффективно внедрить его «в производство» – требуется квалифицированный заказчик и квалифицированный заказ. А это значит, что рынок движется по пути унификации и универсализации требований к создаваемому ПО.
Это происходит на разных уровнях.
- У госкомпаний и госкорпораций,
- У отдельно взятых регионов появляются свои IT-подразделения, которые систематизируют данные об объективных потребностях в софте и оборудовании, которое используется в комплексе с этим софтом.
- Аналогичные процессы унификации данных неизбежны даже в официальном Реестре российского программного обеспечения.
Наличие ресурса (финансового и человеческого), которые крупные организации могут мобилизовать на разработку ПО, неожиданно приносит хорошие плоды.
До 2014 года импортозамещение в сфере софта ограничивалось только разговорами. За десять лет ситуация менялась крайне медленно. С 2022 года пришло понимание, что уход от импорта – это неизбежное и бесповоротное будущее, и дело пошло быстрее.
Только за первые четыре месяца 2024 года в Реестр российского программного обеспечения было внесено более 1,5 тыс. продуктов. В общей сложности в РУПО числится более 20 тыс. позиций. Функции реестра, при этом, тоже заметно существенно изменились. Так, с недавних пор вхождение в реестр требуется для получения статуса аккредитованной IT-компании. Существует отдельный раздел для госкомпаний и госкорпораций. В скором времени в реестре появятся дополнительные данные по функционалу зарегистрированной продукции. Очевидно, что многие функции, многих программ будут совпадающими. Реестр развивается в сторону универсализации и стандартизации софта по определенным рамочным критериям. А значит, рано или поздно государство подойдет к дискуссионному (но крайне важному) вопросу стандартизации технических заданий для разработчиков. Крупнейшие заказчики страны к решению данного вопроса уже приступили. То, что происходит в корпорациях, а также на уровне «продвинутых» регионов – можно смело назвать самоорганизованной унификацией потребностей и стандартизацией «цифровых» ТЗ.
Нельзя не заметить, что вместе с развитием РУПО неизбежно всплывают и проблемы самих разработчиков. Любопытный нюанс: значительную долю зарегистрированного в РУПО софта составляют решения, которые внедрены единожды и больше внедряться не будут (исключительно для того, чтобы уйти от НДС). Это реальная проблема для отечественных разработчиков, особенно небольших коллективов. В России пока отсутствует система поддержки и стимулов для национальных компаний с целью их вывода на новые рынки. Многие перспективные IT-лаборатории физически не могут конкурировать по зарплатам с госкорпорациями в найме специалистов. Сейчас крупные заказчики активно создают «внутри себя» IT-подразделения, их побочный эффект – вытягивание кадров с российского рынка.
Сергей Габестро, генеральный директор ООО «МИРТЕХ»:
– Любое импортозамещение ведет к издержкам. Зачастую приходится приобретать товар более низкого качества, поскольку он не конкурентоспособен на мировом рынке. Перестраиваться на отечественный софт – это боль. Представьте себе компанию, которая изначально строила цифровизацию на основе импортного ПО. У них все на условном SAP, полностью оцифровано, они десять лет вкладываются в это решение, десять лет инвестируют, но внезапно все приходится перестраивать с нуля.
По словам эксперта, сегодня далеко не все заказчики из числа госкомпаний и госкорпораций отказались от платформ импортного ПО. Ряд компаний продолжает банально пользоваться пиратской версией запрещенного иностранного ПО, взламывая его. Переход к использованию отечественного софта (из реестра), даже на основе открытого кода, сопряжен с большими техническими сложностями. Его приходится дорабатывать под себя, устранять так называемые «детские болезни», доводить до требуемого уровня качества и безопасности.
Тем не менее, наличие обратной связи, техподдержки и команды разработчика на территории Российской Федерации является конкурентным преимуществом отечественного софта. Компании, которые научились пользоваться этой конъюнктурой рынка и уделили большое внимание развитию своих сервисных служб, сейчас неплохо развиваются и даже отвоевывают освободившиеся рыночные ниши.
По словам Сергея Габестро, ситуация с импортозамещением также усугубляется самой IT-средой. Дело в том, что базовые продукты для разработки, вся инфраструктура, стандарты (*средства производства) являются иностранными по происхождению. Большинство языков программирования зарубежные, соответственно ПО, которое возникает на этих языках, даже находясь в свободном обращении, является заведомо зависимым. Однако для разработчиков программных продуктов в экосистеме 1С – это окно возможностей, которым они успешно пользуются.
В качестве продуктивного примера приводится линейка российского ПО для предоставления медицинских услуг в 22 регионах РФ на базе 1С. Проект предполагает комплексную цифровизацию санаторно-курортных учреждений в том числе для Министерства обороны РФ. Российскому разработчику удалось в кратчайшие сроки оперативно импортозаместить зарубежное ПО, ЦОД которого находился в Норвегии.
– Мы успели сделать решение и активно вошли на этот рынок. На самом деле, ниш для развития и продвижения отечественного софта очень много. На первый взгляд, рынок может выглядеть так, как будто он занят. Но при внимательном изучении выясняется, что там пусто.
Еще один пример эффективного импортозамещения на федеральном уровне касается «оцифровки» закона «О социальном заказе». Министерство финансов провело конкурс, была создана компания “Миртех”, которая на базе свободного кода создала решение, теперь успешно внедряемое госорганами для доведения субсидий (*федеральных и региональных). Социальный заказ также реализуется через созданный модуль.
– Естественно, государство платит в разы меньше, чем если бы оно использовало бизнес-модели с коммерческими площадками. Так бывает, когда государственный заказчик квалифицированный, – подчеркивает Сергей Габестро.
Квалификация заказчика любого уровня, по мнению эксперта, – это важнейший фактор успеха в импортозамещении. Процесс повышения компетенций обоюдный, в России он развивается на встречных курсах (растет уровень заказчика и поставщика). Так, крупнейшие отечественные разработчики ПО в нашей стране: РедСофт, БФТ, Сбер, 1С в обязательном порядке адаптируют свои решения под требования даже небольшого отдельно взятого заказчика, несмотря на тот факт, что они занимают существенную долю внутреннего рынка. В ЕС и США ситуация с адаптацией значительно хуже, – потребителя принуждают пользоваться тем, что ему готовы продать. В российских реалиях от квалификации заказчика зависит еще и сохранность бюджетных средств.
– Если нет квалифицированного заказчика, который на одном языке разговаривает с подрядной организацией, то все сводится к освоению денег и даже красивым отчетам. Но импортозамещения в реальности не происходит. Как повышать квалификацию заказчиков – это одна из острейших задач, – считает Габестро.
Также в ходе профессиональной дискуссии на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» прозвучала очень важная идея: средства российских компаний, годами вкладываемые в развитие иностранного софта (того же Oracle или SAP) не должны остаться напрасными. Необходимо обобщить и проанализировать эти методологические данные: они могут быть крайне полезными уже для российских разработчиков. Лучшие практики нужно переиспользовать (а в некоторых случаях – переписать под российское ПО).
Внедрение отечественного софта затруднено отсутствием или слабостью звена интеграции. В большинстве случаев требуется сервисная служба для адаптации, тестирования, доработки.
Прогрессивным опытом «кастомизации» новых продуктов обладает Московская область. В регионе организован специальный подвед «Центр цифровых технологий», объединивший порядка 500 разработчиков и интеграторов ПО. Цель центра – сопровождать цифровые решения, в т.ч. на основе искусственного интеллекта.
Среди эталонных примеров проект «Чистая территория» (комплексное цифровое решение на основе двух подсистем «Безопасный регион» (видеонаблюдение) и «Системы контроля и планирования работ в области дорожного движения и благоустройства дворовых территорий».
Модель ИИ обучена выявлять дефекты в содержании дворовых территорий, назначать задание ответственному исполнителю (*исходя из координат камер) с подвязкой контракта на содержание объекта.
В общей сложности «Центр цифровых технологий» МО курирует порядка 20 программных проектов с применением ИИ (в сфере контроля качества питания в социальных учреждениях, в сфере контроля дорожного трафика, состояния подвижного состава в пассажирских перевозках, в сфере контроля за вывозом мусора, и т.д. ).
Александр Крутиков, начальник управления развития цифрового госуправления Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области:
– Какие-то продукты мы разрабатываем поскольку их нет на рынке. В иных случаях нам проще договориться со своим подведом, потому что все разработчики находятся в одном комьюнити и понимают потребности друг друга. Объяснить и составить техническое задание гораздо проще, чем отдать по 44-ФЗ на закупку. До появления централизованного подведа у нас также была практика создания программного обеспечения своими силами. И эта практика показала, что такой способ значительно дешевле, чем закупка на рынке. В том числе, поскольку сопровождение и внедрение созданных систем оказывается дешевле.
По словам эксперта, централизация и стандартизация задач в руках одного квалифицированного заказчика позволяет более профессионально и эргономично подходить к их исполнению. Так, например, был направлен запрос в регионы РФ об их лучших практиках использования ИИ. Лучшие практики (порядка 100 штук) размещены на ресурсах Центра.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет