Недавно прошедшая в Сочи Всероссийская конференция ФАС России в сфере закупок позволила рассмотреть механизм офсетной контрактации с разных точек зрения. Инструмент новый: поэтому крайне важно изучать правоприменительную практику.
Максим Шаскольский, глава ФАС России:
– Мы часто под принимаемые законодательные решения подводим одну аргументацию, а в ходе применения получаем другой эффект. Так было, например, с офсетными контрактами. Основным посылом была закупка именно инновационной импортозамещенной продукции, вместо тех поставщиков, которые ушли из Российской Федерации. Но, в результате, сегодня по офсетам закупается, практически, все что угодно... А изначальная мотивация была другой.
Немногим ранее на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) такую же принципиальную позицию высказывал замглавы ФАС Петр Иванов. Он предлагал четко ограничить предмет офсетной контрактации – им должна стать только инновационная продукция.
– Основная идея офсетов – это создание новой инновационной продукции, которая на рынке отсутствует. Иначе, зачем офсетный договор и в чем смысл создания еще одного производства, которое фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает?
Вполне справедливая логика Антимонопольной службы упирается в потолок возможностей закупочной системы страны. Ведь в российском законодательстве нет четкого определения «инновационной продукции», нет закона о НИОКР, нет внятных правил присвоения результатов научной деятельности. Статус инновационных компаний и научных организаций в национальной системе закупок, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ остается неопределенным.
К тому же, есть точка зрения, что производства стране нужны, даже если они дублирующие.
Иван Щербаков, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:
– Считаем офсетные контракты безусловным благом и не видим в них какого-либо ограничения конкуренции. Россия преодолевает санкционное давление, и один из механизмов преодоления – это создание новых производств. Офсетный контракт нацелен прежде всего на модернизацию. Мы не видим ничего плохого в том, что в России будут появляться заводы, осуществляющие выпуск востребованной продукции, даже если она уже кем-то производится.
Во-первых, тот, кто ее уже производит, он уже имеет конкурентное преимущество. Он может прийти на офсет и расширить свое производство, получить гарантированный сбыт. Кто его ограничивает, да никто!
Потеоретизируем, и предположим, что вследствие офсетного которакта кто-то получит преимущество на рынке… Во-первых у ФАС России есть широкие полномочия (проверка по монопольно высокой или монопольно низкой цене, по факту злоупотребления доминирующим положением). И с таким контрагентом, с предприятием, которое имеет реальные производственные мощности, легко взаимодействовать. Оно никуда не убежит, не скроется. Можно запрашивать и анализировать любую информацию, выдавать такому исполнителю необходимые предписания, заниматься его регулированием, вплоть до контроля цены. У антимонопольной службы все рычаги в наличии. Поэтому мы не видим никаких рисков в создании дополнительных производств. Да, могут пострадать какие-то посредники, которые занимаются перепродажей и перекупкой, непонятно как платят налоги. Но производство всегда лучше.
Классический пример правильной офсетной контрактации на максимально конкурентных условиях в этом году продемонстрировала компания ПАО «Интер РАО». Если заказчик подходит к делу с хорошо проработанным бизнес-планом, заранее просчитывает все риски и окупаемость проекта, то создать конкурентную среду для потенциальных исполнителей, при таких вводных, значительно проще. Характерная деталь: сначала заказчик провел сбор заявок от всех желающих субъектов МСП на участие в программе выращивания. При этом офсетный контракт рассматривался лишь как одна из возможных форм дальнейшего сотрудничества. По результатам рассмотрения заявок выбирается один субъект МСП, который сможет соответствовать как основным, так и дополнительным требованиям.
В рамках 223-ФЗ, где положение о закупках некоторых компаний допускает создание поставщиков второго и третьего ряда, можно сформировать конкурентную систему приоритетных и «запасных» поставщиков в рамках офсетного контракта. В 44-ФЗ такие механизмы «страхования» интересов заказчика отсутствуют. Возможно, в дальнейшем развитии офсетной практики в целях госзакупок следует ее предусмотреть.
В ходе недавней Всероссийской конференции ФАС России в Сочи гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич привел в пример характерный случай: на один из уже заключенных офсетных договоров вышла другая компания, которая заявила, что также может поставлять продукцию по заданным критериям. И теперь Корпорация МСП вместе с заказчиком ищет возможности задействования ее производственных мощностей.
Этот пример показывает, что для прозрачных офсетных контрактов на рынке госзаказа востребованы определенные организационно-правовые усилия, и что эту отрасль нельзя отдавать на откуп заказчиков без дополнительной опеки со стороны государства. Гарантом прозрачности офсетных контрактов может быть та же Корпорация МСП. Важно пописать эту ответственность в каком-то правовом акте.
Несколькими месяцами ранее ФАС России продвигало вполне здравую идею немного дорегулировать законодательство по офсетным контрактам, возможно в рамках единого нормативного акта, который собирает все нюансы данной практики. В частности с таким предложением в рамках ПМЭФ в июле выступал замглавы ФАС России Петр Иванов:
– Общие принципы заключения офсетов должны быть прописаны в каком-то нормативном документе, поскольку белых пятен здесь еще много. 223-ФЗ не определяет понятие офсетного договора и дает достаточно большую свободу госкорпорациям. Фактически в своих положениях о закупках они сами определяют, каким образом формируются условия по офсетным договорам.
Также замглавы ФАС обращал внимание на технический нюанс всех офсетов, содержащий потенциальную угрозу картелизации. Это предварительные переговоры между заказчиками и поставщиками. С одной стороны они неизбежны, когда речь идет о договоре «на поставку будущей вещи». Потенциальный исполнитель, хотя бы в общих чертах, должен понимать запросы заказчика. А заказчик должен представлять производственные, кадровые, финансовые возможности будущего поставщика.
За рамками фармацевтики
Доминирующим опытом офсетной контрактации в России является закупка фармпрепаратов, медтехники и расходных материалов. Поставщикам удобнее медицина, т.к. здесь действуют четкие правила ценообразования и есть стабильный предсказуемый спрос. Гораздо сложнее со всеми остальными отраслями. Поэтому за пределами «красного креста» офсетные контракты пока большая редкость.
Тем не менее, они есть, и не только в Москве. Из свежего опыта – планы Удмуртии на закупку продовольствия и агротехнической продукции. На недавнем заседании инвестиционного комитета республики рассматривался формат заключения офсетного контракта с местным производителем «Удан» (г. Сарапул). Компания которая занимается выращиванием сеянцев с закрытой корневой системой, и представила запрос на межрегиональный офсетный контракт.
– Они они смогут поставлять продукцию и за пределы региона, а это как минимум 30% гарантированного сбыта в перспективе до 10 лет. Это очень хорошая история с точки зрения уверенности компании в будущем, – прокомментировала первый вице-премьер Удмуртии Ольга Абрамова. – Аналогично мы прорабатываем запрос агропарка «Инновация» в Завьяловском районе по поставке мясной продукции в наши образовательные учреждения. Так мы хотя бы будем знать, чем мы кормим наших детей, людей, находящихся в больницах, других социальных учреждениях. Офсетный контракт как инструмент не простой. В связи с длительным сроком поставки актуальность цен меняется, поэтому надо проработать вопрос пересмотра стоимости контракта. Во-вторых, нужно будет формировать единую большую закупку для всех учреждений.
В Ярославской области по офсетным контрактам намерены закупать большие электрические катамараны для туристических маршрутов. Таким образом, власти региона смогут убить двух зайцев, поддержав стабильным заказом судостроительные компании и повысив туристическую привлекательность области. В октябре в Ярославле спустили на воду первое такое судно.
– Мы предполагаем, что, когда откроется весенняя навигация, мы это судно запустим и на прогулки по Волге, и на туристический маршрут в Толгу, который будет ходить на постоянной основе, – рассказал губернатор Ярославской области Михаил Евраев. – Мы очень рассчитываем, что это будут наши верфи. Если не получится в том количестве, в котором нам надо, значит, мы еще возьмем в других регионах.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет