Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

О типичных ошибках заказчиков при закупках среди СМСП по 223-ФЗ

О типичных ошибках заказчиков при закупках среди СМСП по 223-ФЗ
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (вместе с «Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», «Требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства»), установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, осуществляемых заказчиками, осуществляющими закупки на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», годовой объем закупок, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предлагаем рассмотреть типичные ошибки, допускаемые заказчиками, осуществляющими закупки на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обеспечение заявки или договора

В соответствии с п. 23 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 «в случае если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке».

Однако, заказчики довольно часто при установлении размера обеспечений заявки, забывают о такой особенности, и устанавливают размер обеспечения в размере, соответствующем закупке «на общих основаниях».

Кроме того, установление требования об обеспечении только путем внесения денежных средств так же является нарушением. Законодатель указывает, что у субъектов малого и среднего предпринимательства должна быть альтернатива, например, банковская гарантия. Таким образом, нельзя предусматривать безальтернативный способ ее обеспечения.

Однако, требование о том, что независимая гарантия может предоставляться только банком, так же является нарушением.

При этом для обеспечения заявки или договора подойдут гарантии не от любых банков, а от финансовых организаций из спецперечня, т.е. соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369 «О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Однако число гарантов ими не ограничивается. Обеспечение можно получить в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»; фондах содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации; или физическим лицом, являющимся гражданином государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

Предоставление в составе заявке документов, не предусмотренных 223-ФЗ

Ч. 19.3 ст. 3.4. Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрен запрет на установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Таким образом, список информации и документов является исчерпывающим. Требование иных документов, таких как копия выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, детализированное предложение о цене при проведении электронного запроса котировок, сведения из реестра СМСП об участнике закупки, декларацию о его соответствии критериям, по которым его отнесли к таким субъектам, и иных, не предусмотренных законом, нарушает нормы действующего законодательства.

Излишние требования к участникам

Как указано выше, не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные законом.

Однако, некоторые заказчики в электронном конкурсе среди субъектов малого и среднего предпринимательства незаконно устанавливают дополнительные требование к опыту, который следовало подтвердить договорами.

У регуляторов не возникнет вопросов, если заказчик требование о наличии опыта, облечет в форму критериев оценки при проведении электронного конкурса. Но не предоставление таких договоров, подтверждающих опыт, не может являться основанием для отклонения заявки участника, считают регуляторы.

Автор: Светлана Попова

14 ноября 2023, 16:06
627
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.