Проблема позднего ввода в эксплуатацию важнейших элементов социального обслуживания встала ребром в рамках осеннего законотворческого цикла в парламенте РФ.
Интрига в том, что сложившийся хозяйственный уклад вошел в конфликт с действующей экономической идеологией. Как же быть, если суровая реальность противоречит идеалам свободной конкуренции? Заметим, что этот когнитивный диссонанс не просто мешает спать чиновникам – он напрямую касается интересов простых людей, которые никак не дождутся своих поликлиник и образовательных учреждений.
Откуда берутся социальные долгострои?
Вопрос вызвал бурную дискуссию и на октябрьских слушаниях в Совете Федерации, и на заседании Совета по вопросам жилищного строительства. Кратко диагноз звучит так: «Деньги есть, но они криво приходят и не менее криво расходуются». Поздние сроки проведения торгов и поступления денег в региональные бюджеты касаются не только области жилищного строительства. Это мозоль всей системы государственных закупок.
– Что бы мы ни делали, но регионы жалуются, что они получают права на проведение конкурса в лучшем случае к маю», – констатировала спикер верхней палаты российского парламента Валентинина Матвиенко. – Вот и разберитесь, почему это происходит. Мы даже заседание Совета Федерации перенесли для того, чтобы до 1 декабря рассмотреть государственный бюджет!
Почему государство тормозит?
Проблема с доведением денег от бюджета до заказчика приводит к тому, что с 1 января каждого года все регионы начинают «ждать лимитов», дожидаются их к лету. Но вскоре заканчивается время для строительных работ. Поэтому асфальт кладут в снег, крыши латают в дождь, а уже построенные здания приходится строить заново другим строителям. Проблему предлагают решить при помощи инструментов планирования, которые априори заложены в Закон о закупках.
В частности, заместитель Министра финансов Алексей Лавров недоумевает, зачем вообще ждать начала финансового года. По его словам, нужно закладывать расходы на создание социальных объектов в предыдущих финансовых периодах в рамках трехлетнего бюджетного планирования.
– Вот сейчас можно проводить процедуры лимитом, которые были доведены на 2020–2021 годы в рамках предыдущего бюджетного цикла, – объясняет Алексей Михайлович. – Но большинство заказчиков этого не делает.
«Ну не враги же губернаторы себе!»
– Давайте разберемся, почему регионы этого не делают, – призывает Валентина Матвиенко. – Ну не враги же губернаторы себе, чтобы ухудшать историю. На самом деле раньше апреля-мая никто не может начинать проводить конкурсы. В лучшем случае подведение, обжалование обязательно в ФАС (это уже стало традицией дурной), проигравших – замотать, за это время пытаться диктовать условия и так далее. Короче, дай бог к лету! И дороги начинаем ремонтировать осенью, а не в благоприятное время. И сделайте так, чтобы и на трехлетний цикл регионы могли объявлять конкурсы заранее.
Кроме того, Валентина Ивановна предлагает бросить все силы на упрощение и сокращение сроков закупочных процедур в сфере строительства и капитального ремонта. Иначе нацпроекты нам не выполнить.
– Нам нужно выяснить, в чем здесь причина. То ли лимиты вовремя не доводятся на трехлетний период, а где-то остаются на уровне главных распорядителей бюджетных средств, то ли у регионов есть опасения того, что эти лимиты будут отозваны, – размышляет Алексей Лавров. – Если контракт заключен, то у нас есть совершенно четкая процедура подтверждения всех этих лимитов, поскольку это действующее обязательство, и оно должно быть, безусловно, исполнено.
Отвечает Земля!
Регионы не могут ждать милостей от бюджета, у них своя железная хозяйственная логика. Это попытался объяснить законодателям вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин.
По его словам, приняв норму, в соответствии с которой расчеты надо производить в течение 30 дней, власти попали в определенную ловушку.
– Мы покупаем школы, покупаем детские садики. Мы не только их строим, но и покупаем у застройщиков, – объясняет Елин. – Застройщик готов в рассрочку нам продать, мы готовы в рассрочку купить – но законодательство нам не дает. И мы здесь оказываемся в ситуации, когда мы сидим… то есть школа есть, построена – не введена в строй, детский садик есть – не введен в строй. Мы ждем следующего года, когда у нас появятся лимиты, когда мы сможем купить. У нас вот задолженность порядка 100 миллиардов по социальным объектам, то есть мы не можем сейчас 100 миллиардов за один год взять и кинуть в бюджет, – пожаловался вице-губернатор.
Евгений Елин призвал предусмотреть в законе возможность установления рассрочек при подобном типе закупок. И мы знаем, что к этой просьбе из северной столицы готовы в единодушном порыве присоединиться не только все 85 субъектов РФ, но и десятки отраслевых сообществ. Например, с таким прошением к Минфину в 2019 году выходили представители транспортного цеха. Кажется, трехлетние циклы привели к тому, что строить крупные инфраструктурные проекты приходится строить в условиях постоянной недодачи и бюджетного «недокорма». Это приводит к монополизации рынка, к банкротству средних и мелких компаний, а в конечном итоге – к отказу бизнеса работать с государством. Получите и распишитесь. И в дорожно-строительной, и в иных отраслях экономики достаточно печальных примеров тех, кто так и не дождался денег из казны.
Область капитального строительства к тому же отличается особой спецификой. Особенно, когда речь идет о кварталах-новостройках. По всей стране около сотни многоквартирных агломераций, которые в буквальном смысле превращаются в гетто для жителей. Это города, построенные в поле, без доступа к благам адекватного социального государства: без медицины, канализации, регулярного пассажирского сообщения, без дорог, парковок, образовательных учреждений, опорных пунктов полиции и скорой. Потому что по факту до передачи на баланс муниципальным властям эта территория находится в частной собственности.
Это уникальный правовой прецедент, о котором не любят говорить чиновники. Передача в муниципалитет может тянуться годами, пока продолжается застройка и реализация недвижимости. При этом в большинстве случаев строительный капитал подходит к гуманитарному функционалу на этих территориях предельно экономно, заведомо перекладывая свои «издержки» на государство. Так что по факту передачи в муниципалитет государство получает недогород с кучей проблем и косяков, исправлять которые в разы дороже, чем строить с нуля. С точки зрения действующей экономической идеологии все в рамках закона. Предприниматель снижает издержки, люди сами соглашаются жить в гетто и сами виноваты в своих проблемах.
Алексей Лавров, замминистра финансов:
– Евгений Иванович, давайте мы с Вами разберем эту конкретную ситуацию. Вы не могли заключить контракт, не имея лимита бюджетных обязательств…
Евгений Елин, вице-губернатор Санкт-Петербурга:
– А мы не заключали контракта, это обязательство застройщика, который строит жилье, у него есть еще обязательство построить школу. Он эту школу строит, комплексная застройка территории, он школу построил и дальше он предлагает нам продать. Мы действительно ее готовы купить, но мы не можем, так как мы должны рассчитаться в течение 30 дней.
Почему в Сочи можно, а в России нельзя?
Кстати, опыт закупки готовых объектов в Российской Федерации есть. Именно по такому принципу строились объекты к Олимпиаде в Сочи. В регионах справедливо недоумевают, почему бы не воспользоваться этим успешным опытом для закупки функционально полностью готовых школ, детских садов и учреждений в рамках реализации национальных проектов.
Тем более что это объекты стратегической важности, и нацпроектом прямо предписывается строить объекты, полностью готовые к использованию.
В этой связи нельзя не пройти мимо одной грустной истории, которой поделилась председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская:
– 44-ФЗ и Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции»… Я не могу сказать, что они противоречат друг другу, но у нас возникают очень серьезные диссонансы. Допустим, в этом году по запросу ФАС в суд поступило дело о привлечении к административной ответственности руководителя мэрии города Томска за то, что функционально полностью готовый под ключ объект был куплен у застройщика. А ведь этот объект находится в реестре типовых проектов Минстроя, и, соответственно, он полностью прошел государственную экспертизу! Однако позиция ФАС в соответствии с Законом № 135 другая: все, что касается движимого имущества, должно закупаться отдельно на торгах. Это порядка 100 позиций. Это приведет к чему? И приводит. К тому, что срок ввода объекта увеличивается минимум на шесть месяцев.
Логику регионов разделяет председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко:
– В том случае, если происходит комплексная застройка территории, то это система ограниченной конкуренции, – полагает Мельниченко.
Ведь речь идет о социальных обязательствах строительной компании, которая уже работает в рамках законных процедур.
– Поэтому, в принципе, это абсолютно логичная идея – дать возможность закупать готовые объекты в таких случаях, – резюмировал эксперт.
А не надо подставлять под готовые проекты свои «липовые аукционы»
Позиция Федеральной антимонопольной службы остается достаточно жесткой в этом вопросе. В сфере строительства ФАС отмечает большое количество нарушений, когда вместо проведения конкурентных процедур регионы берут и покупают у единственных поставщиков готовые объекты.
Цифры впечатляют. По данным ФАС, в таких проделках замечены как минимум о 30–40 субъектов Российской Федерации. К самой логике работы по типовым проектам у регулятора вопросов нет. Проблема в феодальном типе хозяйственных взаимоотношений, которая главенствует на региональном уровне и которую ФАС хотел бы укротить.
Об этом аргументированно рассказал замруководителя ФАС Михаил Евраев:
– Вместо проведения конкурентных торгов по готовым типовым проектам, которые уже есть и которые действительно просто надо привязать к местности и разыграть аукцион на стройку, у нас происходит то, что регионы или муниципальные образования предоставляют земельные участки тому или иному предпринимателю, а потом у него покупают готовый объект как у единственного поставщика, например, или проводят аукцион на данный объект. Ведь понятно, что это «липовый» аукцион, потому что никто на этот аукцион, кроме этого единственного застройщика, прийти не может. По сути, это происходит в обход всех конкурентных процедур. <…> У нас в итоге «Яндекс.Маркет» получается по продаже школ, поликлиник и больниц. Я без шуток. Мы сейчас собрали все эти истории, в том числе через единую информационную систему, и будем передавать в правоохранительные органы, потому что в данном случае это не КоАП, это уголовная ответственность, и это Федеральный закон № 135 в том числе, потому что это сговор между органами власти (должностными лицами) и конкретными хозяйствующими субъектами.
Строить быстро и качественно в конкурентной среде – именно такая задача поставлена Президентом в национальном проекте, считают в ФАС.
– А не так, что давайте без всяких конкурентных процедур будем давать земельные участки конкретным застройщикам, а потом у них как у единственных поставщиков покупать детские садики, школы и больницы, – пояснил Михаил Евраев.
Вопрос, как решить проблему социальной ответственности строительных корпораций, которые в РФ почти ни за что не отвечают, остается открытым.
Российским законодателям будет непросто пройти между этой правовой «Сциллой и Харибдой». Отказавшись от социального государства с централизованной экономикой в пользу свободного рынка, неизбежно получаешь в наследство конфликт интересов. Нельзя не заметить, что феодализм, с которым справедливо борется ФАС, – это вовсе не признак какой-то плохой или «недоразвитой» рыночной экономики, это и есть она.
К сожалению, рыночная экономика недоразвитая по своей сути, как сказал бы программист, «по своей архитектуре». Вне зависимости от конфигурации контрактной системы в РФ будут возникать неразрешимые конфликты такого типа до тех пор, пока государство не вернет для своих стратегически важных проектов элементы принудительного целеполагания – планирования и исполнения с обязательным назначением ответственных лиц.
В ряде исключительно важных для национального суверенитета отраслей уже так и происходит. Ну а применительно к объектам капитального строительства, возводимым в рамках нацпроектов, – это, например, мог бы быть «единый застройщик». Разумеется, с единым пошаговым градостроительным подходом: от решения вопроса занятости населения в первую очередь до вопроса социальной инфраструктуры и цветочков во дворе.
Автор: Андрей Троянский