Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Консолидация государственного заказа – новая управленческая методика

Российской экономике готовят модельный ряд программно-аппаратных комплексов и ПО
Консолидация государственного заказа – новая управленческая методика
Теги: #IT #Приборостроение #программно-аппаратные комплексы

Начало ноября ознаменовано необычной рекомендацией в адрес Минпромторга и Минэнерго от Комитета Совфеда по конституционному законодательству.

Парламентарии считают, что по всем отраслям национальной экономики должен быть сформирован единый государственный заказ на производство железа и софта. Более того, предлагается не ждать у моря погоды, а организовать специальный Росрезерв для закупок импортных компонентов, которые отечественные предприятия пока заместить не в состоянии.

Опыт консолидации заказчиков по конкретной номенклатуре наукоемкой продукции является тенденцией мобилизационной экономики, которая проявилась недавно, как реакция на антироссийские санкции. Такой же подход начали применять в станкостроении, фармацевтике и топливно-энергетическом комплексе.  Эффективный пример заразителен.

За основу управленческой практики предлагается взять принцип «отраслевого заказа для ТЭК, включающий информацию о необходимом объеме оборудования, сроки его поставки, в целях своевременного перехода на отечественное оборудование и ПО».

Из текста Рекомендации:

  • Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (рекомендовать) рассмотреть целесообразность создания системы страховых запасов (Росрезерв) для закупки ЭКБ (электронной компонентной базы) иностранного происхождения в качестве временной меры.

Что дает новая управленческая методика консолидированного заказа?

Во-первых, она существенно повышает окупаемость проектов для исполнителей, производителей и поставщиков в закупках. Появляется возможность заключать долгосрочные контракты с фиксированной ценой и большими объемами поставки. А значит строить промышленные кооперационные субподрядные цепочки, привлекать инвестиции на более гибких условиях. Спокойно вкладываться в расширение производства, освоение новых техпроцессов и закупку оборудования.

Во-вторых, дает возможность выстраивать системы сервисного обслуживания, контроля качества и экспертизы. В рамках единичной краткосрочной поставки такое вряд ли возможно. При консолидированном заказе в надлежащем качестве поставляемой партии заинтересована уже группа заказчиков, которой значительно проще сформулировать и предъявить конкретные технические требования, чем отдельно взятому юрлицу. Применительно к приборостроению, это имеет огромное, если не решающее значение. В свою очередь со стороны поставщика может выступать уже не одинокий энтузиаст с отверткой, паяльником и сомнительной биографией, а консорциум производителей, который следит за качеством поставляемых компонентов и отвечает за формирование их резерва.

Телеком, индустриальное приборостроение, микроэлектроника – это все своеобразная «игра в конструктор» из разных комбинаций с разным качеством сборки под нужды заказчика. При такой специфике отрасли формирование резерва критически значимых компонентов – это не просто крайне желательное решение, а требование элементарного здравого смысла.  Когда матчасть: сырье, компоненты, оборудование) сформирована, – то заказчику остается только следить за мастерством профессиональной сборки и за ловкостью рук сборщиков.

Кстати, при таких вводных доморощенным бизнесменам из гаражей будет уже гораздо сложнее «нахлобучить» заказчика за счет махинаций с китайскими копеечными аналогами. Из живой практики тех, кто закупает партии компьютерной техники, хорошо известно, что для получения товара должного уровня качества, представителю заказчика зачастую приходится днем и ночью лично присутствовать на производстве. Это единственный способ не остаться с носом. Однако, специальных компетенций для отслеживания технологических процессов у каждого заказчика может и не быть.

В таком случае, гораздо проще полагаться на официальный отраслевой резерв сертифицированных базовых компонентов, и быть уверенным, что вместо «кремниевых» ноутбуков вам не поставят «деревянные». Поводы для махинаций с получением баллов за несущественные технологические операции, кстати тоже сводятся к минимуму. У производителя есть только набор базовых компонентов: хочешь не хочешь, а надо пользоваться предложенной линейкой. И никакой тебе вольницы для шаловливых юных программистов и айтишников. Пить смузи и ванильный раф придется не офисе, а в цеху.

Есть резонное основание полагать, что себестоимость продукции при таком рациональном подходе станет заметно более предсказуемой. Да, в ней по-прежнему будет значительная доля иностранных комплектующих. Однако это будут комплектующие из официального резерва: компоненты с известными характеристиками и понятной рыночной стоимостью. А значит, будет гораздо более четкое представление о том, как их импортозамещать.  Причем не только представление, но и мотивация.

Одно дело, когда потенциальному производителю микроэлектроники предлагается замещать что-либо неопределенное да еще и в гомеопатических дозах с мутной перспективой сбыта. И совсем другое, – когда есть четкая консолидированная потребность в количественной массовой серии, внятные характеристики и техстандарты. При таких вводных за право импортозамещающих поставок в национальный резерв компонентов будут бороться десятки производителей и стартапов наукоемкого бизнеса. Причем, даже если не будет льготных пряников от государства. Потому что это уже не бессмысленный и беспощадный рыночный хаос, а понятная долгосрочная стратегия отрасли с элементами нормирования и госплана.

Модельная линейка ПАК – управляемый выбор

В рекомендациях Совфеда есть еще одна важная оговорка: речь идет о консолидированном заказе железа и ПО. Программное обеспечение предлагают продвигать в связке с оборудованием. Это обеспечит естественный переход к использованию отечественных программно-аппаратных комплексов (ПАК). Абстрактные разработчики софта должны исчезнуть как класс – российский айтишник должен стать инженером, либо переквалифироваться на проектную работу в паре с инженером. Это неотвратимый вызов времени.

Отнюдь не случайно в октябре Минпромторг предложил объединить реестры промышленной и радиоэлектронной продукции. Соответствующие изменения в ПП № 878 будут внесены до конца года.

В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что это поможет устранить путаницу при подтверждении сведений ‎о наличии продукции в реестре. В Минпромторге заявили, что ежемесячно получают около 150 запросов с просьбой разъяснить специфику работы каждого из реестров. Вместе с тем, существенно ужесточились требования и критерии балльной системы для оценки уровня локализации. С апреля реестр радиоэлектронной продукции сократился почти вдвое: с восьми до четырех тысяч позиций. Среди тех, кто занимался откровенной отверточной сборкой из китайско-американского конструктора, конечно же, есть недовольные. Однако рынок меняется, и им придется перестраиваться под новые задачи, если они хотят сохранить в нем свою долю.

В свете новой тенденции к консолидации госзаказа, – слияние реестров приобретает еще более глубокий смысл. Объединение реестров – это часть политики продвижения на российский рынок программно-аппаратных комплексов (ПАК). Сам термин ПАК вошел в нормативную базу в декабре 2022 года. В начале 2023 года в стране впервые появился «Классификатор программно-аппаратных комплексов». Очень важный и перспективный документ был утвержден Минцифры.

Есть надежда, что именно Классификатор ПАК будет определять принципы развития российского IT-бизнеса в ближайшие годы. В складывающейся логике классификатор ПАК должен интегрироваться с национальным  Резервом электронно-компонентной базы и балльной системой Минпромторга. В той же логике мыслят десятки IT-инженеров/ представителей производственного бизнеса. Поэтому консолидация заказа – это не случайная блажь, а настоящий голос отрасли.

Любопытно, что в октябре, в рамках подготовки нацпроекта по экономике данных АНО «Цифровая экономика» (интегрированная с «Ростелекомом) предложила структурировать государственный и корпоративный заказ в модельный ряд «доверенных» ПАК, модулей, электронной компонентной базы (ЭКБ) и программного обеспечения (ПО). На строительство «доверенных» ПАКов предлагается до 2030 года выделить 130 млрд рублей. Примечательно, что среди разработчиков фигурируют структуры «Росатома» и «Ростеха» а также ведущие производители вычислительной техники. Иными словами, за идеей консолидированного заказа в приборостроении стоят серьезные производственные интересы. И это правильно.

Автор: Андрей Троянский

10 ноября 2023, 17:37
501
Теги: #IT #Приборостроение #программно-аппаратные комплексы

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.