Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Как работать в новых условиях цифровизации госзакупок

Как работать в новых условиях цифровизации госзакупок
Теги: #Закупки #сложные вопросы

Госзакупки постепенно переходят в цифровую форму: описание объекта закупки, заявку и контракт поставщики теперь формируют в структурированном виде на электронной торговой площадке. Эксперт «Контур.Торги» Ксения Петрофанова специально для сетевого издания «Цифровые закупки» объяснила, на что важно сейчас обратить внимание участникам закупок.

Компоненты цифровой заявки

Заявка участника в госзакупках – официальный документ, в котором содержится комплекс информации о потенциальном исполнителе, а также выражение его заинтересованности и готовности участвовать в торгах.
В зависимости от способа проведения закупки (электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок) и требований заказчика состав заявки может различаться, но обычно включает такие компоненты:
• решение об одобрении крупной сделки, в нем устанавливается максимальная сумма контракта, который может заключить поставщик;
• документы, подтверждающие соответствие участника закупки определенным требованиям. Например, лицензия на оказание услуг связи;
• декларация о соответствии участника закупки единым требованиям. Например, организация не должна быть в стадии ликвидации, иметь задолженности и пр.;
• реквизиты счета участника закупки;
• документы для подтверждения страны происхождения товара, если в закупке действует национальный режим;
• информацию о предоставляемых товарах, работах и услугах (ТРУ).

Информацию о предоставляемых ТРУ участники с 1 октября 2023 обязаны заполнять на электронной торговой площадке (далее – ЭТП) в структурированной форме. Заказчики, в свою очередь, информацию об объекте закупки обязаны оцифровать в Единой информационной системе (далее – ЕИС) и на ЭТП.
Структурированное описание объекта закупки
Структурированное описание объекта закупки — это извещение, которое заказчики формируют с использованием ЕИС. В нем указывают функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки ( п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

При создании цифрового описания объекта закупки заказчик заполняет такие поля:
• наименование объекта закупки;
• вид объекта — выпадающий список со значениями «качественная» и «количественная»;
• значение — для описания качественных параметров технического задания;
• единица измерения, диапазон или конкретное значение — для описания количественных параметров.

Структурированная заявка
Структурированную заявку участники формируют на ЭТП, в электронном виде, опираясь на структурированное описание объекта закупки (извещение заказчика).

Такая заявка содержит описание характеристик товара, который участник предлагает к поставке, а именно:
• функциональные — потребительские свойства объекта закупки. Например, создание и поддержание определенной температуры в помещении;
• технические — свойства, величины показателей, конкретные данные, параметры товара. Например, вес в граммах;
• качественные — это свойства товара, его характеристики. Например, твердый или мягкий.
• эксплуатационные — показатели надежности и работоспособности (прочность, долговечность, ровность, устойчивость).

На ЭТП, в зависимости от интерфейса площадки, для заполнения предоставляются такие разделы:

1. «Объект закупки». Раздел включает в себя общую информацию о предмете закупки. Большая часть сведений подтягивается в раздел автоматически из извещения. Редактировать такую информацию нельзя, но можно уточнять сведения о товарном знаке, стране происхождения и ставке НДС.

2. «Характеристики ТРУ». Раздел появляется, если поставщик участвует в закупке на поставку товара. Если же она не предусмотрена или достаточно только выразить согласие поставить товар с указанным товарным знаком, заполнение характеристик в структурированной заявке будет недоступно.

Как читать инструкцию заказчика по заполнению заявки

При заполнении характеристик товара в заявках поставщикам нужно учитывать некоторые особенности инструкций от заказчиков.

Примеры возможных инструкций:
• Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики товара: «Диапазон значений «от» – «до» в числовом значении».
• Участник закупки указывает в заявке «Конкретное значение» характеристики.
• Участник закупки указывает в заявке возможность выбрать «Одно или несколько значений из выпадающего списка» или наоборот, указывает «Одно значение из выпадающего списка».
• Участник закупки указывает в заявке все значения характеристики: «Ставится признак о согласии поставить ТРУ на условиях извещения. Значения подтянутся из извещения, менять их нельзя».
• Участник закупки не сможет изменить значение характеристики товара: «Ставится признак о согласии поставить ТРУ на условиях извещения. Значения подтянутся из извещения, менять их нельзя».

На что важно обратить внимание при подаче заявки:
1. Участники не обязаны прикреплять к структурированной заявке ее бумажную копию
Главное — указать в структурированной заявке все обязательные характеристики товара согласно требованиям извещения.
Бывают исключения, что в структурированном описании объекта закупки заказчики указывают лишь малую часть параметров товара.
Вместо подробного цифрового описания они прикладывают к извещению техзадание с дополнительными полными характеристиками.
В таком случае, разместив более подробные характеристики в ТЗ, заказчик допускает ошибку.

Совет
На этапе приема заявок рекомендуем подать запрос на разъяснение, чтобы устранить проблему.
Если же времени не остается подать запрос, то рекомендуем прикладывать в состав заявки бумажную копию всех характеристик товара с ТЗ.
2. Заказчики обязаны прикладывать к извещению текстовый файл описания объекта закупки.

Данное требование прямо закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 42 44-ФЗ. Приложенное на бумаге описание объекта закупки должно отвечать цифровому описанию объекта закупки.

На практике не всегда заказчик перед публикацией извещения проверяет, какие данные указал, и получает жалобы от участников.

Совет
Если замечаете разночтения требования в структурированной форме описания объекта закупки и «бумажной», направляйте запрос на разъяснения заказчику, в случае неудовлетворительного ответа подавайте жалобу в антимонопольный орган.

Какие решения выносит ФАС

Позиция 1. Если в закупке установлен национальный режим, то в составе заявки не должно быть расхождений по стране происхождения товара.
Решение Московского УФАС от 13.11.2023 по делу № 077/06/106-15541/2023

В составе структурированной заявки участник указал страну происхождения товара — РФ, а в составе заявки в приложенном файле — Китай.

Заявку заявителя заказчик отклонил правомерно, так как заказчик в закупке установили ограничения по Постановлению правительства от 30.04.2020 №617.
Согласно п.2 Постановления №  617, заказчик отклоняет все заявки с иностранными товарами.
Таким образом, неоднозначные сведения о стране происхождения товара могут повлечь за собой неправомерное применение ограничений.
При этом заявитель объяснял, что характеристики предлагаемого товара должны рассматриваться, исходя из структурированной заявки, то есть необходимо было рассмотреть только страну товара РФ.
Однако, ФАС заявила, что комиссия заказчика обязана рассматривать все документы и сведения, представляемые участниками закупки.

Позиция 2. В структурированном описании объекта закупки заказчик обязан указать все характеристики товара.
Решение Московского УФАС от 06.02.2024 по делу № 077/06/106-1634/2024
В составе структурированного извещения заказчик указал только наименование и количество товара, что и были заполнены участником в составе структурированной заявки.

Однако, заявка заявителя была отклонена, потому что он не предоставил сведения о характеристиках, требование к которым заказчик указал отдельно в техническом задании.

ФАС заявила, что при подаче заявки участник не мог подать заявку с информацией о характеристиках товара в структурированной форме, поэтому заявка участника отклонена неправомерно.

Позиция 3. Не должно быть расхождения между сведениям в ЕИС и приложенным файлом.
Решение Ленинградского УФАС от 12.01.2024 по делу № 047/06/42-24/2024
В структурированной форме указано наименование товара «Кювета для лабораторного анализатора», применен код КТРУ 32.50.50.190-00000898.
В описании объекта закупки указано «Стекло предметное/слайд для микроскопии», применён код КТРУ 32.50.50.000-00002403.

ФАС заявила, что такое расхождение сведений вводит участника закупки в заблуждение. Также участники не обязаны устанавливать приоритет одного пункта извещения над другими пунктами документов, как и приоритет одного файла над другим.

Три важных нюанса для участников закупок
1. Заказчик должен рассмотреть все документы и сведения в составе заявок.
2. Если есть противоречия между информацией в структурированной форме и в приложенном файле, предложение участника будет отклонено.
3. В законе 44-ФЗ не предусмотрен приоритет электронной формы заявки над документами, входящими в состав заявки.

26 марта 2024, 13:15
514
Теги: #Закупки #сложные вопросы

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.