27.03.2020 года Правительство Российской Федерации, в целях выполнения подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», а также необходимости предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, распоряжением № 762-р, утвердило рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости (далее – перечень).
Данный перечень, в числе прочего, предусматривает в качестве товара первой необходимости санитарно-гигиенические маски и антисептики для рук. Учитывая сложившуюся ситуацию, одноразовые перчатки для рук, хоть и не вошли в данный перечень, тоже являются фактически предметом первой необходимости.
П. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) позволяет осуществить закупку у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
18 марта 2020 года сетевое издание «Цифровые Закупки», ориентируясь на актуальность и высокую важность на сегодняшний день проблемы закупок у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг, вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, разъясняло порядок заключения контракта по основаниям, предусмотренным п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В статье мы обозначили 10 ключевых аспектов или, как мы их условно назвали «заповедей», которые должны в ближайшее время стать памяткой для каждого заказчика, осуществляющего закупки для ликвидации и предупреждения распространения коронавируса.
Однако важно не только правильно провести закупку у единственного поставщика, но и получить товар того качества, на который заказчик рассчитывает при планировании закупки и заключении контракта.
Как заказчику обезопасить себя и получить при заключении контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ действительно тот товар/работу/услугу, которые позволят в полной мере ликвидировать последствия, возникшие вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, оказать медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме, предотвратить возникновение вышеуказанных обстоятельств.
Ч. 2 ст. 96 44-ФЗ предусмотрено: Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона».
Действительно, вправе. Но не нужно забывать, что одним из принципов закупки по вышеуказанному пункту, является СРОЧНОСТЬ. И далеко не всегда есть время, для того что бы заказчик, воспользовавшись правом, предусмотренным ч. 2 ст. 96 44-ФЗ, установил требование о предоставлении обеспечения контракта, а исполнитель его предоставил.
Ч. 3 ст. 94 44-ФЗ предусмотрено: Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если вернуться к товарам первой необходимости и вспомнить о сложившейся ситуации, становится очевидно: экспертиза таких товаров – это не только залог добросовестного исполнения условий заключенного контракта, но и гарантия сохранения здоровья, а иногда и жизни людей.
О закупках защитных изделий и дезсредств на фоне пандемического карантина
Мы попросили Президента Certification Group Максима Громова ответить на несколько вопросов, которые, возможно, помогут внести ясность.
— На что стоит обратить внимание при приемке таких товаров как антисептики, дезинфицирующие средства, индивидуальные санитарно-гигиенические маски, перчатки одноразовые латексные?
— Первым делом, на что стоит обратить внимание, это соответствие поставленного товара условиям контракта. Количество, комплектность, а в случаях с антисептиками и дезинфицирующими средствами, соответствует ли состав, заявленный на упаковке, тому, что предусмотрен техническим заданием. И это действительно важно, т.к. дезинфицирующие средства и антисептики выполняют определенную функцию, борются с вирусами и бактериями. Не соответствие состава ожидаемому может сделать их применение бесполезным.
Далее необходимо проверить наличие документов, удостоверяющих качество поставленного товара. В случае с санитарно-гигиеническими масками, это Регистрационное удостоверение, полученное в Минздрав России. Медицинские и латексные перчатки так же должны в обязательном порядке проходить регистрацию в Минздраве, и на них так же требуется регистрационное удостоверение. Что касается антисептиков для рук и дезинфицирующих средств, то их применение обусловлено необходимостью подавления или полного прекращения гнилостных процессов. Достигается такой эффект благодаря присутствию химических компонентов, имеющих противомикробное действие. Сфера использования таких препаратов широка – они могут применяться:
— в качестве медицинского препарата или его компонента. Он может использоваться в ветеринарии (для приема животными) или для лечения различного рода заболеваний у людей;
— для проведения дезинфекции помещений и уничтожения различных вредителей.
Отдельные виды веществ, используемых в быту, подлежат обязательной проверке качества и безопасности в системе национальных стандартов. Такое требование обусловлено нормами, регламентируемыми постановлением Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 – оно действует по отношению к следующим препаратам:
— дезинсекционные препараты от насекомых;
— дезинфицирующие средства общего назначения (для санитарной обработки);
— препараты для уничтожения грызунов.
Для подтверждения соответствия нормам стандартов для таких веществ будет оформлена декларация. Некоторые из препаратов перед декларированием должны пройти процедуру государственной регистрации.
Те антисептики, которые используются в медицинских целях, в обязательном порядке проходят процедуру государственной регистрации. Только наличие регистрационного свидетельства дает возможность законно реализовывать товар, произведенный в РФ или ввезенный на ее территорию. Если речь идет о применении косметического средства с эффектом антисептика, потребуется подтверждать соответствие регламенту Таможенного союза, определяющему показатели качества и безопасности для парфюмерно-косметических средств.
— Что должно насторожить специалиста по закупкам, осуществляющего приемку вышеуказанного товара?
— Первое что должно насторожить заказчика еще до заключения контракта, это значительная разница в цене – между средней ценой на закупаемый товар на «рынке» и ценой, предлагаемой на торгах. Второе, это, разумеется, понимание самого заказчика, достаточно ли его уровня знаний и опыта, что бы при необходимости оценить планируемый к поставке товар. Конечно, это зависит от специфики закупаемого товара. В любом случае заказчику стоит позаботиться заранее и включить в проект контракта условие о проведении в случае необходимости независимой экспертизы ТРУ. Это является правом заказчика, и им НУЖНО пользоваться. Ну и третье, отсутствие сертификатов, инструкций и других сопутствующих документов, а также отсутствие в описании и составе продукта веществ и материалов, которые способны обеспечить заявляемый эффект.
— В каких случаях следует провести независимую экспертизу названных товаров?
— Как было сказано выше, экспертизу стоит проводить в случае значительного снижения цены по отношению к НМЦК. В случаях закупки товаров первой необходимости, лекарственных средств и медикаментов, продуктов питания, детских товаров, товаров, обеспечивающих пожарную безопасность, мы бы тоже советовали проведение независимой экспертизы. В ряде случаев при закупке крупных партий товара и при отсутствии подтвержденной информации по важным характеристикам продукции проведение независимой экспертизы, на мой взгляд, ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Не стоит забывать, внутренняя экспертиза проводится должностными лицами заказчика. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.
— Существуют ли экспресс-лаборатории для проведения экспертизы вышеуказанных товаров с целью определения их безопасности, подлинности, эффективности при использовании в заявленных целях?
— Лаборатория, если лабораторные исследования используются при проведении экспертизы, ведь это не обязательное условие, часто можно обойтись и без них, это всегда испытания, специальные опыты и исследования. Химические, физические, технические, механические и так далее. А это всегда требует времени. Поэтому говорить о существовании экспресс-лабораторий, наверное, не совсем корректно. Часто бывает достаточным проведения экспресс-анализа специалистом, без составления подробного экспертного заключения, что занимает меньше времени.
Что касается лабораторий для проведения экспресс-тестов эффективности продукции по предотвращению заражения коронавирусом, их в настоящий момент не существует. Это связано с новизной вируса и доступа к работе с ним узкого круга организаций, поэтому это возможно только в исследовательских лабораториях и специализированных исследовательских центрах. Все оценки по эффективности тех или иных антисептических средств или фильтрующих материалов основаны на опыте работы с другими SARS вирусами и вирусом атипичной пневмонии. Данные результаты описаны в многочисленных научных статьях и рекомендациях ВОЗ. Роль сертифицирующих организаций и экспресс-лабораторий здесь заключается только в подтверждении состава продукции, ее безопасности, а также тестировании характеристик, не относящихся напрямую к коронавирусной инфекции.
— Часто ли при экспертизе выявляется контрафактная продукция? Интересуют именно заявленные позиции?
— Сейчас в таких позициях как антисептик и маски контрафактная продукция сплошь и рядом. Это можно выявить даже по разрешительной документации. В условиях почти военного времени недобросовестные производители и сертификаторы просто наживаются на людском горе. Приведу один из самых распространенных примеров. Так, при поставке масок санитарно-гигиенических, вместе с товаром, поставщик предоставляет сертификат соответствия. Простыми словами, мошенники для продажи своей продукции подкладывают разрешительный документ, выданный в системе, которая отменена за три месяца до выдачи! Это один из вопиющих случаев, а сколько их еще есть, трудно представить.
Мое мнение: в сегодняшних условиях нужен специальный отдельный реестр на эти товары, который бы проверялся государством, иначе контрафактная продукция нас захлестнет.
— Как Вы считаете, надо ли вводить для данной продукции запреты на закупку импортных изделий?
— Нет, не имеет смысла, так как в стране дефицит подобной продукции, который начинает замещаться контрафактом внутреннего происхождения.
Как поставить заслон для контрафакта
Мы обратились за комментарием к генеральному директору ООО «Зеттек» Ваагну Манукяну и также задали ему свои вопросы.
— Как Вы считаете, какие меры борьбы с контрафактом могут быть использованы заказчиками при приемке товаров?
— Считаю, что меры должны приниматься не только заказчиками, но прежде всего самими производителями. Создавать барьеры, задавать высокую планку, производить продукцию таким образом, чтобы ее подделка была экономически нецелесообразна. Да, качественное – это всегда дорого. Вернее дороже, чем некачественное, которое не прошло должных проверок, имеет меньший ресурс или банально хуже упаковано. Но ведь справляться с последствиями применения и употребления некачественной продукции всегда дороже. Так что, в данном случае, как говорится, скупой платит дважды.
— Какие меры, по Вашему мнению, было бы необходимо принять на законодательном уровне для борьбы с контрафактной продукцией?
— Я вижу несколько вариантов в данном случае. Можно дать потребителю, в данном случае заказчику, возможность устанавливать при закупке такие требования к закупаемой продукции, чтобы некачественный товар, особенно когда речь идет о товарах, работах и услугах, оказывающих влияние на жизнь и здоровье людей, даже не рассматривался как возможный к поставке.
Разработать и внедрить рейтинг поставщиков, включающий в себя такие критерии как задолженность по налогам, количество неисполненных, либо исполненных с нарушениями контрактов, деловая репутация и так далее.
На примере других государств, таких, например, как Швейцария, где качество производимых товаров на очень высоком уровне (недаром даже существует такой термин как «швейцарское качество»), стимулировать на законодательном уровне высокое качество производимой продукции. Таким образом, чтобы в нашей стране, производить некачественную продукцию было бы экономически невыгодно.
Это, кстати, к слову об импортозамещении и стимулировании отечественного производителя. Это вклад в наше здоровье, в здоровье и будущее наших детей.
Комментарий Председателя Попечительского совета сетевого издания «Цифровые Закупки», Депутата Государственной Думы, координатора Бюро расследований ОНФ Антона Гетты:
— В рамках Бюро расследований ОНФ мы уже несколько лет поднимаем проблему, связанную с недостаточным вниманием за контролем качества продукции, поставляемой в рамках государственных и, особенно, муниципальных контрактов.
Сейчас перед нами стоит вызов: как гармонизировать ситуацию, когда с одной стороны, надо экстренно закупить товары первой необходимости, но, с другой, надо быть уверенным, что она соответствует всем требованиям и не нанесет еще большего вреда тем, кто в дальнейшем ее будет использовать. Спектр такой продукции очень широк – от продуктов питания для пациентов инфекционных клиник до антисептика, масок и перчаток, которыми должны быть обеспечены не только лечебные учреждения, включая ФАПы, но и все остальные структуры, обеспечивающие жизнедеятельность нашей страны в сложных условиях борьбы с коронавирусом.
Для решения данной проблемы мы оперативно совместно с экспертным сообществом прорабатываем вопрос введения механизма быстрой экспертизы результатов исполнения контракта.
Автор: Светлана Попова