В методологии закупок столица часто оказывается на шаг впереди федеральной власти и похожа на генератор эффективных решений для экономики.
Москва одной из первых ввела стандартизацию закупочных документов, «насадила» обязательное использование типовых ТЗ, перешла к контрактам жизненного цикла, внедрила прорывную практику совместных котировочных сессий (объединение потребностей заказчиков в рамках одной закупки). Последняя практика укрупняет рынок сбыта, повышая прогнозный спрос и окупаемость для производителя и поставщика.
В сфере промышленной политики Москва также выступает лидером среди субъектов РФ. Именно здесь в полную силу раскрылся метод так называемой «кластерной индустриализации». Когда регион формирует своеобразную технологическую и нормативную теплицу, под потребности производственного бизнеса. ОЭЗ «Технополис Москва» отлично справляется с этой функцией.
Андрей Балук, директор ГБУ Москвы «Городское агентство управления инвестициями»:
– У нас неплохие темпы инвестиций в Московскую промышленность. С 2012 года они выросли в 3,6 раз. Мы наблюдаем кратный прирост производств на территории столицы. Москва является промышленным городом – это факт.
Обрабатывающие производства столицы показывают стабильный подъем в двухзначных процентных цифрах. Объем инвестиций в обрабатывающую промышленность Москвы на сегодня составляет 267 млрд рублей. В верхнем графике приведен показатель доли Москвы в общенациональной структуре инвестиций в обрабатывающую промышленность по РФ. Характерно, что эта доля год от года прибавляется.
Среди проектов мегаполиса есть даже инвестиционные проекты, реализованные с привлечением пенсионных накоплений. Самый яркий и эталонный для всей страны пример – это транспортный объект «Проспект Багратиона», которым уже пользуется город. Эта дорога построена за счет привлечения пенсионных средств и выпуска облигаций (порядка 68 млрд рублей). Также с использованием пенсионных ресурсов в ближайшей перспективе будет реализован проект высокоскоростной магистрали. Основой для развития перспективных форм финансирования является 115-ФЗ (о концессионных соглашениях). Опыт реализации концессий медленно верно входит в хозяйственный обиход новой российской экономики.
На слайде представлены ключевые меры поддержки, которые предоставляет Москва. В их числе есть как общеприменимые по всем субъектам инструменты, так и уникальные формы доставки денег в производственный сектор.
– Есть как устоявшиеся практики финансирования, так и уникальные меры, которые ни один регион кроме Москвы для своих инвесторов не предоставляет, – рассказал Андрей Балук. – Есть хорошо известный проект «Земля за 1 рубль». Здесь особо удивить нечем: сегодня многие регионы предоставляют земельные участки производственному бизнесу без торгов по льготной стоимости. Налоговые льготы также плюс-минус одинаковые в регионах. Уникальными в своем роде являются цифровые сервисы столицы. Мы услуги оказываем в электронном виде. Мы сократили инвестиционный цикл реализации промышленных проектов благодаря специальной программе «Зеленый коридор». Она позволяет снизить сроки прохождения различных бюрократических административных процедур и согласований до 50%.
В 2025 году на создание инфраструктуры для размещения новых производств из городского бюджета Москвы будет направлено 60,7 млрд ₽.
Еще одна уникальная мера – это инвестиционные кредиты. Если ФРП дает деньги целевого назначения напрямую исполнителям проектов, то Москва поступает по-другому.
– Мы напрямую деньги не даем. Мы компенсируем и субсидируем процентную ставку в кредитных учреждениях. Причем, не возмещаем, а напрямую в банк направляем средства до 3%. А объем кредита, позволяющий субсидировать ставку, составляет до 3 млрд рублей. Таким способом мы поддерживаем значительное число предприятий, заинтересованных в получении этой меры, – говорит Андрей Балук.
Ключевая мера поддержки, с которой начинается любой диалог Москвы с потенциальным инвестором – это гарантия долгосрочного сбыта продукции. Это региональная мера, реализованная через механизм офсетного контракта. На Москву сейчас приходится до 80% всех заключенных по стране офсетных контрактов.
Крупные инфраструктурные проекты связаны с промсектором лишь косвенно, однако даже такие непрямые стимулы, собранные в систему, дают синергетический эффект. Москва реализует последовательную стратегию кластерного развития промышленности.
– Кластеры это площадки, расположенные преимущественно на территории особой экономической зоны «Технополис Москва», где мы группируем предприятия в кооперационных цепочках по тем или иным отраслевым направлениям. Например, кластер фармацевтики, который мы создаем в Алабушево. Кластер электромобилестроения, в Печатниках, где мы заключили один из крупнейших офсетных контрактов на поставку коммунальной техники. Это вакуумные пылесосы, которые ездят по улицам города (совместное предприятие компаний Меркатор и Камаз). Объем заказа порядка 50 млрд рублей. Кластер фотоники и микроэлектроники, а также Федеральный центр беспилотных авиационных систем, который мы создаем в Руднево.
Андрей Балук обращает внимание на очень важную проблему детализации конечной промышленной продукции на компоненты. Особенно, когда речь идет о высокопередельном производстве. Характерный пример – лифты, в «составе» которых содержится множество неучтенных зарубежных комплектующих.
– Мы бы хотели через механизм офсетных контрактов увеличить глубину локализации той или иной продукции. К примеру, лифты закупают все. Однако не все знают, что многие компоненты лифтового оборудования производятся на территории РФ. Взять и разобрать любой лифт, и мы обнаружим множество импортных комплектующих: частотный преобразователь, безредукторная лебедка, компоненты микроэлектроники. Российское происхождение продукции – это вопрос отнюдь не технический, а самый главный. У нас есть 719 постановление, которое регламентирует: что такое российская продукция. Нужно над развитием этого постановления очень активно работать. Потому что мы в инвестиционных обязательствах, по сути, опосредованно поддерживаем производственную цепочку предприятий, продукция которых напрямую не закупается. Мы структурируем наши контракты таким образом, чтобы компания, поставляющая промышленную продукцию Москве (мы на лифтовое оборудование будем заключаться) была обязана использовать отечественные компоненты. Именно в такой логике мы прорабатываем контракт на поставку лифтового оборудования, чтобы поставщик был обязан использовать электронику российского происхождения.
Тот же замысел лежит в основе ПП 615, которое регулирует закупки субъектов РФ с использование средств региональных фондов капитального ремонта.
Справка:
- к 2030 г. в столице будет функционировать более 13 межотраслевых кластеров. Планируется построить свыше 7 млн кв. м производственных площадей и организовать 100 000 рабочих мест. Кластерный подход позволяет объединить усилия ведущих предприятий в разработке или освоении необходимых технологий, а также создать общую инфраструктуру – центры коллективного пользования, испытательные лаборатории, центры практической подготовки кадров. На базе ОЭЗ Москвы уже функционирует ряд крупных кластеров: фармацевтический, фотоники и микроэлектроники, электромобилестроения, беспилотных авиационных систем.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет