Других шансов сохранить технологический суверенитет и остаться в группе лидеров (т.е. тех, кто определяет картину мира, а не является их кормовой базой) у России уже не будет. Это понимают авторы инициативы по внедрению национальных квот на закупку продукции отечественного производства. Согласно официальной версии, эта мера поможет провести диверсификацию оборонных предприятий и выйти им на гражданский рынок. Но по факту потенциал национальных квот, конечно же, значительно серьезнее. Новость об их легализации прошла в России достаточно тихо, но с точки зрения экономической идеологии – это событие исторического масштаба с претензией на «реванш государственного планирования» и отход «за красные линии» рыночной экономики. Станет ли это действительно поворотной точкой в истории – покажут конкретные результаты реиндустриализации страны.
«Возможность выйти на гражданский рынок – это очень большой вызов для предприятий ОПК. Прежде всего, по той причине, что на нем нас никто не ждал. Он давно был занят. Мы его в свое время с легкостью отдали – в основном западным производителям», – прокомментировал принятие закона на форуме «Армия-2020» вице-премьер Юрий Борисов.
Чтобы попасть на этот рынок нужно, как минимум, иметь соответствующую продукцию и механизмы ее продвижения. Нельзя назвать экономику предприятий ОПК здоровой и сверхпродуктивной. Однако на сегодняшний момент – это действительно лучшее, что уцелело в процессе тотальной деиндустриализации и сокращения научно-промышленного потенциала бывшего СССР. По словам Борисова, 1990-е и начало 2000-х годов фатально сказались на предприятиях оборонного комплекса. Однако через различные целевые программы поддержки удалось частично провести модернизацию основных фондов, восстановить производство и кадровый потенциал. Также одной из локальных побед для российской оборонки является преодоление финансовых трудностей. Ее удалось вырвать из банковской кабалы. Государство выкупило военные заводы у банковского сектора. Была изменена схема финансирования производства. Это принесло фантастические сверхдоходы и без того перекормленному финансовому сектору, но зато у государства появился свободный индустриальный актив.
«Кредитная нагрузка, которая постоянно висела на предприятиях ОПК, не позволяла им вкладывать собственные средства в развитие материально-технической базы и освоение новых рыночных ниш, – поясняет вице-премьер. – Поэтому мы обратились к президенту, чтобы изыскать способы оздоровления отрасли за счет расчистки этих старых кредитов. Только обслуживание долговой нагрузки составляло порядка 70 млрд рублей ежегодно. Получалась абсурдная ситуация: с одной стороны, эти деньги платились банкам, с другой – предприятия выживали, прося денег у ФОИВов, у государства. Волевым усилием государства проблема для системообразующих предприятий ОПК была решена в начале 2020 года».
Теперь финансирование производства осуществляется через Фонд развития промышленности Минпромторга, который уже неплохо зарекомендовал себя в качестве мотора диверсификации. Он предоставляет длинные дешевые деньги, которые позволяют предприятиям ОПК, привлекая эти внебюджетные средства, осваивать новые ниши и новые гражданские продукты.
Мало создать продукцию – ее необходимо сбыть в гражданский сектор. Проанализировав опыт всех ведущих экономик мира, в Правительстве РФ пришли к выводу, что государство не должно занимать позицию стороннего наблюдателя.
Государственные закупки и инвестиционные программы естественных монополий – тот сегмент, где высокотехнологичная и конкурентная продукция ОПК может найти свой сбыт. В совокупном ежегодном объеме – это порядка 30 трлн рублей.
Новый закон о минимальной обязательной доле закупок высокотехнологичной продукции у отечественных производителей позволит российскому индустриальному сектору претендовать на значительную часть этих денег. Прямо сейчас работа над реализацией закона продолжается. Минпромторг в настоящее время разрабатывает подзаконные акты к закону о национальных квотах. Также сообщалось, что в формате нацпроектов ОПК может забрать порядка 1,5 трлн рублей.
– Размер квоты Правительство определит с учетом компетенций предприятий ОПК, – пояснил заместитель министра промышленности и торговли Павел Рязанцев. – Сейчас акты прорабатываются вместе с Минфином и с Минэкономразвития. По планам они должны быть утверждены в октябре текущего года. Также трансформация законодательства касается законопроектов о ценовых преференциях, об авансировании, об обеспечении контрактов, о закупке у предприятий ОПК российской продукции, как у единственного поставщика.
Меры господдержки позволят предприятиям сформировать долгосрочный спрос на свою продукцию, нарастить промышленные мощности.
– Очень важным инструментом, способствующим диверсификации, является мониторинг закупок отечественной продукции. Раньше эти объемы и источники происхождения товара невозможно было вычислить, – объясняет Павел Рязанцев. – Однако, благодаря аналитической работе, проделанной Федеральным казначейством, появилась прослеживаемость закупаемых товаров и услуг.
Слово «услуг» здесь является принципиальным. Ведь очень много оборудования закупается в рамках сервисных контрактов или иных, которые проходят по разделу «услуги». Таким образом, на российский рынок могла попадать продукция далеко не российского происхождения.
В качестве примера озвучены планы закупок продукции радиоэлектронного комплекса. Так, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ объем закупок у отечественного производителя должен составить не менее 45%.
Основной результат диверсификации ожидается в трех отраслях: радиоэлектронный комплекс, авиация, судостроение.
Это шанс для возрождения российского гражданского авиастроения. Стране понадобятся новые реактивные узкофюзеляжные самолеты для внутренних перевозок. В ближайшие годы на рынок будет выпущен Ил-114, большие ожидания связаны с самолетом МС-21. Особая ниша, способная принести значительную прибыль и развитие производственных мощностей, – это малая авиация. Заполнить эту перезревшую потребность должен легкий многоцелевой самолет «Байкал», который планируется вывести на рынок в 2023—2024 годах. Начата разработка и серийное производство самолета Ил-610, предназначенного для региональных перевозок. На Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге налажен серийный выпуск многоцелевого двухмоторного самолета L-410. Его планируется модернизировать под перевозки в труднодоступные районы. Продолжается выпуск вертолетов гражданского назначения – и объемы этого рынка должны расти. Все это вкупе подстегивает спрос на развитие производства силовых установок и авионики. Технологические надежды России связаны с двумя двигателями для гражданской авиации – ПД-8 и ПД-14.
Развитие Дальнего Востока и открывающиеся перспективы освоения Севморпути способствуют устойчивому спросу на суда рыбопромыслового флота и транспортную технику. К 2030 году РФ должна построить более 100 рыбопромысловых судов – это огромный заказ для Судостроительной корпорации и множества смежных компаний. В судостроении заработал механизм инвестиционных квот и аукционов с инвестобязательствами, который гарантирует приток денег в производство. Также к 2030 году необходимо построить боле 150 единиц морской техники для обслуживания Севморпути (в т.ч. и техника для нефтегазового сектора). Новейшим оплотом судостроения должна стать дальневосточная верфь «Звезда», получившая многообещающие заказы на изготовление современнных газовозов ледового класса. Первые из них должны поступить на вооружение уже в 2023 году. Возобновлен серийный выпуск скоростных пассажирских судов.
В России появится новый нацпроект
Отдельная тема в формате диверсификации – развитие мирного атома. Оказывается, те, кто держит ядерный щит России, могут очень многое дать ее внутреннему рынку. В структуре Росатома числится 37 предприятий ОПК, 15 ядерно-оружейного комплекса.
«Комплексная программа развития техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии», реализуемая под патронажем Юрия Борисова, может трансформироваться в 14-й национальный проект. Правительством принято решение вынести программу на Президиум по нацпроектам. В эту программу государство намерено инвестировать 337 млрд рублей (включая военные цели).
Алексей Лихачев, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:
– Конечно, мы понимаем, ту степень риска, с которой столкнется любой руководитель оборонного предприятия, выходя в рынок и работая один на один с гражданским спросом. Это ментально совершенно другая работа. Поэтому было принято решение – вести всю работу по новым продуктам через программу Интегратор. Это отраслевое подразделение, отраслевая точка компетенции, которая позволяет нам от методологической роли госкорпорации перейти к роли сервисной. Мы совершенно не стесняемся сказать, что для предприятий ОПК в части новых продуктов Росатом оказывает сервисную роль, поддерживая на всех этапах реализацию их новых гражданских продуктов. Подготовку производства, маркетинговую работа – размещение заказов госкорпорация берет на себя.
Алексей Лихачев акцентировал внимание на очень важной проблеме: предприятиям оборонного комплекса требуется адресная финансовая поддержка по линии НИОКР. Дело в том, что именно прикладные исследования и опытные производства в условиях свободного рынка становятся недофинансированным звеном, так как не вписываются в логику сиюминутного извлечения прибыли и краткосрочные коммерческие циклы работы бизнеса. В Российской системе ОПК НИОКР является весьма значимым сегментом, а в долгосрочной перспективе – и важнейшим конкурентным преимуществом российских предприятий. Нельзя допустить его сокращения или редуцирования под предлогом диверсификации.
Доступные финансовые средства реиндустриализации плюс прямая административная поддержка государства в отвоевании внутренних рынков – так сегодня выглядит рецепт технологического возрождения России. В этой схеме хотелось бы видеть еще и государственный стратегический заказ в виде внятной промышленной политики. Чтобы продукты, с которыми предприятия выйдут на рынок, определялись не стихийным рыночным спросом, а конкретными целевыми программами. Но это уже картина идеального будущего. А задачи на ближайшую перспективу уже дают о себе знать.
ОПК сейчас сталкивается с огромным внутренним сопротивлением и противодействием транснациональных лоббистских групп. Выстоять в этой борьбе будет весьма непросто.
– Западные производители всеми силами держатся за завоеванные позиции. Для них все способы хороши, чтобы только не пустить нашу продукцию на внутренний рынок, – охарактеризовал ситуацию вице-премьер Юрий Борисов.
Автор: Андрей Троянский