С января 2025 года стартовал нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья», в котором отечественному производителю и разработчику отводится ключевая роль. Созданию благоприятных условий на внутреннем рынке должна способствовать экономическая политика централизации закупок в медицинской отрасли.
Однако эта централизация не является тотальной. Существует четкое законодательное разделение: что именно передается на уровень централизации, а что остается инклюзивным хозяйственным правом местных субъектов госзаказа. У централизации несколько этажей: полномочия по проведению закупок передаются медучреждениями «наверх» в рамках отдельно взятого региона. Одновременно существует и федеральная структура ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан», в ведении которой находятся критически уязвимые нужды всей системы здравоохранения.
Центр создан в результате исполнения поручения Президента России распоряжением Правительства РФ в 2020 году. Это первый и уникальный в своем роде опыт отраслевой централизации закупок под задачи нормирования и бесперебойного обеспечения в отношении всех субъектов РФ. Сравнимая по замыслу инициатива реализована только в сфере атомной энергетики.
Речь идет о стабильности очень большого рынка. Для понимания, в 2024 году было заключено более полумиллиона контрактов на закупку одних только лекарственных средств на сумму 1,2 трлн рублей. Госпитальный объем закупок, при этом, является меньше аптечного. В условиях ограниченного бюджета и санкций важно, чтобы система работала без ошибок.
Елена Максимкина, директор ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» Минздрава России:
– С субъектами у нас совместные полномочия, но если говорить об объемах закупочных процедур, то львиная доля находится у федерального центра. Наше учреждение уникально в своем роде и имеет уникальный опыт, поскольку осуществляет закупки не для своих нужд, а для нужд органов исполнительной власти в сфере здравоохранения на местах.
Цифры для сравнения. Общий объем закупок для нужд лекарственного обеспечения за счет средств бюджета за год составляет 816 млрд рублей. При этом закупки ФКУ превысили 250 млрд рублей. По программе высокозатратных нозологий Центр осуществляет закупки для 90 субъектов (кроме регионов России – в их число входит еще и Байконур).
Единоразовая поставка для значительного количества грузополучателей (более сотни) – это полезный опыт, который заслуживает изучения и адаптации в других отраслях российской экономики. В особенности – вопросы, связанные со структурированным актом приемки товара и другими нюансами исполнения контрактов.
Система лекарственного обеспечения имеет особенности: поэтому классический (спотовый) механизм закупок далеко не всегда является для нее оптимальным. У субъекта зачастую огромное количество ассортиментных позиций, что влечет за собой такое же бесчисленное множество закупочных процедур, которые необходимо провести в соответствии с актуальным законодательством.
Основой для централизованных закупок является аналитика больших данных о реальных потребностях заказчиков, о стоимости сырья и себестоимости производства, о возможностях бюджетов разных уровней.
– С 2025 года нам абсолютно необоснованно ограничили возможность анализа закупок других субъектов, – сообщила на экспертной дискуссии ХХ Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Елена Максимкина. – Прежде мы могли беспрепятственно скачать файл и изучить информацию (не для того, чтобы эти данные как-то коммерциализировать). Более того, анализ закупок иными участниками рынка предписан Приказом Минздрава 1064.
По словам эксперта, сегодня федеральные средства осваиваются исключительно через классические закупочные процедуры. Однако у данного метода доставки денег в экономику существуют не только плюсы. Требуется своевременное планирование, а для отрасли медицинских нужд это достаточно трудно реализовать по всем ассортиментным позициям.
– Мы эти дефекты закрываем за счет системы перераспределения. Для системы закупок характерно дробление бюджетных направлений. Разделение бюджета в рамках программы высокозатратных нозологий дети/взрослые требует ведение отдельного учета… Это создает дополнительные препятствия и не способствует оперативному обеспечению пациента. А нужды пациента (*конечного потребителя) превыше всего. Своевременное обеспечение медицинской организации также приходится делить: на отсроченные нужды и на расходные потребности.
Можно по-разному расценивать слово «госзаказ». Мы в основном говорим про закупки. А ведь госзаказ – это еще и обеспечение потребности. В достаточном ли объеме отечественный рынок готов к этой работе?
По словам эксперта, необходимо совершенствовать законодательство, устраняя дефекты дробления закупок (до 300, свыше 300 миллионов, абсолютно разное время на размещение).
Также директор Центра планирования Минздрава рассказала о проблеме недостоверного опыта в закупках. Абсолютно не работает норма по квалификации поставщиков.
– Требование о том, что должно быть 20% исполненных контрактов – она абсолютно ни о чем. А как они исполняются? В этом году у нас значительное число контрактов исполнено ненадлежащим образом, с переходом в 2025 год. Все это чревато несвоевременным обеспечением пациентов.
Еще одна проблема связана с несовершенством кодекса об административных правонарушениях в закупках. Он не содержит изъятий по нормам, которые не приносят ущерба ни участникам закупочных процедур, ни бюджету.
Избыточная жесткость кодекса в таких случаях негативно влияет на популярность профессии специалиста по закупкам. По словам Максимкиной, эта проблема актуальна даже для квалифицированных специалистов Центра. Практически нет сотрудника, который бы не имел ни одного административного штрафа, причем по малосущественным поводам. Вместо малоэффективной системы запугивания, необходимо развивать регулирование в сторону поощрения профессионализма заказчиков.
– У нас есть полезные методические наработки в рамках трактовки существенных условий контракта, – сообщила Елена Максимкина. – Мы их не нарушаем, дополняя ассортиментное разнообразие в закупках. Причем, это позволяет сделать и гражданский кодекс.
- 44-ФЗ запрещает изменять существенные условия контракта в части предмета закупки. Исключение делается только для товара с улучшенными характеристиками. Однако к лекарственным препаратам улучшенных характеристик не бывает. У нас все препараты взаимозаменяемы. Поэтому нужно искать всегда определенные моменты, связанные с нюансами закупочных процедур.
По словам эксперта, у централизации медицинских закупок безусловно есть просчитанный экономический эффект: ведь цены на большинство закупаемых через ФКУ препаратов одни из самых низких. За четыре года полученных эффект от централизации превышает 20 млрд рублей. При этом на содержание самого ФКУ затрачено менее 1 млрд, а а подавляющую долю ежегодных расходов организации забирает фонд оплаты труда.
Валерия Тонкошкурова, директор по развитию проектов медицинского направления АО «Швабе»:
– Преимущество централизованных госзакупок очевидно для всех участников: и для стороны органов регулирования, и для заказчика, и для производителя. Поскольку все процедуры проводят органы, которые обладают компетенциями в медицинской отрасли. Для заказчика может отпасть необходимость в комплектовании и поддержки собственной системы контрактной службы. Издержки поставщика на проведение закупочных процедур также значительно снижаются. Наконец, весьма существенным преимуществом для поставщика является укрупнение самого объема поставки при вхождении в централизованную закупку. В свою очередь, заказчик получает оптовые скидки.
Но централизация влечет и определенные риски: при увеличении продолжительности госконтракта может возникнуть ситуация, когда при повышении в динамике цен, подрядчик вынужден исполнять контракт поставки себе в убыток.
По словам эксперта, централизация медицинских закупок – это гибкий механизм, который требует серьезной аналитической работы с ценообразованием на начальном этапе. В свою очередь, у медучреждений при укрупнении поставки могут возникать сложности с неоднородной выборкой продукции для конечного потребителя. Централизованный заказчик склонен выбирать характеристики в пользу унификации.
Пример эффективной работы в централизованных закупках от холдинга «Швабе» – это сотрудничество с ГАУ ИНПЦ «Гормедтехника» в контуре Департамента здравоохранения Москвы.
– Мы работаем напрямую: это дает возможность, во-первых, через централизованный орган показать конечному потребителю весь комплекс разработки, который мы проводим с оборудованием. В динамике осуществляем модернизацию, либо производство и планирование новых медизделий. Централизованный заказчик экстраполирует эту информацию на медучреждения в своей экосистеме.
Автор: Андрей Троянский


Комментариев пока нет