Региональные закупки у единственного поставщика (вместе с правом менять существенные условия контракта) явно переросли фазу временной экстренной меры и превращаются в базовую функцию внутренней политики.
Напомним, 46-ФЗ от 08.03.2022, предоставил исключительное право субъектам РФ устанавливать иные случаи закупок у единственного поставщика и менять существенные условия контрактов.
Недавно Правительство распространило этот порядок и на новые регионы страны. Донецкой, Луганской Народным Республикам, Запорожской и Херсонской областям предоставлена возможность оперативно осуществлять закупки у единственного поставщика по решениям заказчиков, в том числе в «бумажной» форме. Это говорит о том, что новая политика централизации закупок в руках губернаторов всерьез и надолго.
За год субъекты РФ выработали набор полезных решений, которые можно рассматривать как основу для дальнейшего развития и легализации правоприменительной практики.
- Ограничение товарных групп. В отдельных регионах дополнительные случаи заключения контрактов с единственным поставщиком устанавливались на определенные группы товаров, работ, услуг, такие как компьютерное и периферийное оборудование, лекарственные препараты и медицинские изделия, закупки в рамках Инвестиционных программ, Национальных проектов и др.
- Ограничения по цене контракта. Также некоторые субъекты РФ вводили ограничения на цену контракту, заключаемого с единственным поставщиком (например: при цене свыше 1 млн. руб., более 10 млн. руб. и др.).
- Коллегиальный принцип. Принятие решения о заключение контракта с единственным поставщиком во многих регионах осуществляется специальным органом (комиссия, штаб, рабочая группа и др.), куда входят: высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, федеральных органов контроля, местной администрации…
Воронежская область – коллегиальный контроль
Наиболее успешным архетипом реализации всех трех элементов является опыт Воронежской области. В 2022 году «Практика Воронежской области по минимизации действия экономических санкций в сфере закупок» была отобрана в качестве лучшей экспертами Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам. Она размещена в «Библиотеке практик» на сайте Гильдии и рекомендована к внедрению в других регионах России.
Реализует Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.
Как это работает?
На основании постановлений регионального правительства сформирована специальная Комиссия по повышению устойчивости экономики Воронежской области. В состав комиссии помимо губернатора входят члены правительства региона, а также представители местного уполномоченного органа в сфере закупок.
Главной задачей Комиссии является согласование случаев закупок у едпоставщика (определение исполнителя и определение конкретной закупки); и изменение существенных условий контракта при цене контракта 10 млн рублей и более. Прописана достойная цель: «обеспечение эффективного расходования бюджетных средств посредством определения добросовестного поставщика».
Алгоритм работы комиссии: государственные (муниципальные заказчики) определяют потребность в закупке ТРУ у едпоставщика и формируют документацию для подачи заявления. Документация включает в себя: сведения о едпоставщике и предмете закупки, обоснование цены контракта, размер аванса и обеспечения, обязательное обоснование причин для закупки у едпоставщика, информацию, подтверждающую его добросовестность (копии ранее исполненных контрактов), а также информация о доведенных лимитах бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Заявителем на заключение контракта с едпоставщиком, при этом, становится уже не отдельно взятый заказчик, а исполнительный орган государственной власти (местная администрация).
Собранный пакет документов поступает на рассмотрение Комиссии, которая принимает решение в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления документов. При несоответствии требованиям их могут вернуть на доработку заявителю. Правительством региона была подготовлена типовую форму заявлений на согласование закупок у едпоставщика и на согласование изменений в существенные условия контрактов.
Также Комиссия осуществляет согласование изменений в существенные условия заключенного контракта. При этом, в обязательном порядке передаются сведения, подтверждающие невозможность исполнения контракта по независящим от поставщика обстоятельствам. При принятии решения Комиссия в обязательном порядке учитывает наличие причинно-следственной связи между негативной экономической ситуацией, связанной с ограничительными мерами экономического характера, и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.
За год есть неплохие результаты, которые позволяют считать опыт полезным. Лучше всего заметно на примере отраслей, уязвимых от импорта. Комиссия Воронежской области позволила значительно снизить риски срыва обеспечения потребностей заказчиков в IT-оборудовании, обусловленного возможным дефицитом продукции иностранного производства, за счет существенного сокращения сроков заключения контрактов. Сроки поставки оборудования по сравнению с конкурентными процедурами сократились более чем в 2,5 раза.
Алтайский край – цифровая централизация гарантия от ошибок и нарушений
Интересно, что некоторым регионам России, не потребуется ничего менять в правовом формате, для того, чтобы адаптироваться к новым условиям работы. Поскольку их системы закупок уже являются централизованными, и в них априори встроена функция централизованного согласования. Как это, например, сделано в системе АИС «Госзаказ Алтайского края». Заказчики обязаны осуществлять определение поставщика с помощью уполномоченного учреждения и только с использованием региональной системы. В 2022 году функция централизованного согласования была усовершенствована при помощи нового сервиса по цифровизации и проверке закупок «Мастер формирования закупки». Был создан единый цифровой контур подготовки и проверки закупки ДО ее публикации. Плюс очень важные при закупках у единственного поставщика сервисы автоматизированного обоснования НМЦК, формирования технического задания, проекта контракта.
- Мастер формирования закупки предполагает последовательное заполнение полей формы в строго определенном порядке: объект закупки, финансирование, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), условия закупки, контрактная служба проект контракта, лист согласования, дополнительные документы, проверки. При этом перечень и возможное содержание полей меняется в зависимости от вносимых сведений.
Робот на службе госзаказа
Преемственность данных и автозаполнение форм – безусловная часть системы.
Формирование заказчиком закупки начинается с выбора товаров, работ, услуг, ограниченных перечнем позиций из ОКПД2, далее заполняются характеристики объекта закупки. Для каждой характеристики необходимо выбрать признак ее включения в техническое задание. Мастер формирования закупки может автоматически сформировать техническое задание, что исключает ошибки несоответствия спецификации в структурированной форме будущего извещения. На следующем этапе заказчиком заполняются сведения об источниках финансирования будущей закупки в разрезе кодов бюджетной классификации. Заказчик выбирает из списка соответствующую источнику финансирования целевую программу, краевую адресную инвестиционную программу, национальный проект. При этом происходит автоматическое добавление в закупку согласующих организаций и контроль соответствия кода бюджетной классификации национальному проекту. На 3 этапе заказчик осуществляет обоснование НМЦК. Например, для использования метода сопоставимых рыночных цен ему достаточно отразить 3 источника информации с указанием цен за единицу товара, работа, услуги для расчета и формирования файла обоснования. При этом автоматически рассчитываются среднеквадратичное отклонение и коэффициент вариации цен, а также предлагаются различные варианты итогового результата: по средней цене, минимальной цене, на основании доведенных лимитов. Далее устанавливаются: способ определения поставщика; требование о банковском/казначейском сопровождении; уполномоченный орган (учреждение), а также организатор совместных торгов; наименование электронной площадки (выбираются из списка); условия участия, исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств.
Мастер формирования закупки предлагает для заполнения только те поля, которые вариативны и зависят от каждого конкретного случая обеспечения потребности. Примечательно, что Система не позволяет завершить процедуру формирования закупки пока все ошибки не будут исправлены.
- В модуле используется режим контроля взаимозависимых полей. Например, размер обеспечения заявки зависит от способа определения поставщика и установленных преимуществ, аванса – от обеспечения исполнения контракта. Некоторые поля напрямую коррелируют со значением НМЦК. Весомая часть полей не подлежит редактированию и имеет стандартные формулировки. Например, «Условия признания победителя уклонившимся», «Срок заключения контракта при уклонении победителя», «Срок, в течение которого победитель должен подписать контракт» формируются в зависимости от способа определения поставщика.
- Мастером формирования закупки также контролируется совместимость товаров в одной закупке в соответствии с предоставлением преимуществ, а также запретов при использовании национального режима.
- Реализована замечательная функция отслеживания использования средств целевых программ и национальных проектов.
Автор: Артур Королев